• Екатерина Корабаева

  • 27 июня 2014

Откормили "цыплят"

 

Коррупцию и теневую экономику по осени посчитают. Премьер-министр Карим Масимов пообещал депутатам, что по окончании лета правительство придумает, как бороться с этими двумя злокачественными опухолями казахстанского общества. Редакция «&» спросила экспертов: о чем стоит задуматься чиновникам?

 

Премьер-министр Казахстана Карим Масимов образно сравнил коррупцию и теневую экономику с «дырой в стене», которая привлекает вора. По его словам, есть два способа, как с этим бороться. «Первый способ - посадить надзирающего около этой дыры и смотреть, когда вор будет туда проникать, чтобы его поймать. Это карательный способ. Он может быть для каких-то отдельных органов привлекательным, тогда можно объяснить свое существование и показать эффективность своей работы.  Второй способ - эту дыру заделать, чтобы исключить возможность и коррупционных деяний, и уменьшить долю теневой экономики. Мы считаем, что более предпочтителен второй подход - заделать дыру в заборе. Это означает упростить процедуры, которые необходимы для ведения экономики», - поясняет премьер.

 

Какова эффективность применяемых в стране мер по борьбе с коррупцией? Каковы причины оттока капитала из страны? Какие законодательные и не только инициативы могут способствовать выводу экономики из тени и снижению уровню коррупции в Казахстане? Ответы на эти вопросы дали наши эксперты.

 

Роман Богданов, председатель Комитета поддержки программы президента РК по борьбе с коррупцией 

 

О коррупции

 

Если говорить о бытовой коррупции, то, безусловно, можно отметить существенные изменения  в положительную сторону. Такая тенденция наблюдается с 2008 года, т. е. со старта государственной антикоррупционной кампании.

 

Если  же затронуть тему коррупции в судебной системе отдельно, не рассматривая ее в контексте системной коррупции, то за период с 2008 по  2014 год следует отметить множество позитивных изменений как в самой судебной системе, так и в качестве выносимых судьями судебных решений и приговоров.

 

Что касается системной коррупции, то каких-либо изменений в сторону минимизации пока не видно, а ситуация с элитарной коррупцией не только не изменилась, но и продолжает ухудшаться. Причины, как всегда, классические коррупционер не может бороться сам с собой, какие бы меры государство не предпринимало.

 

К тому же часто у нас говорится лишь о  попытках бороться с последствиями коррупции, а не с ее причинами. Причем бессмысленно полагать, что при чудовищном уровне элитарной и системной коррупции вообще возможно вести какой-либо легальный бизнес, приносящий реальные доходы.

 

Главная причина коррупции совершенно не в так называемых «дырах в заборе», о которых недавно говорил наш премьер-министр, и методы ее минимизации должны быть совершенно иные, именно поэтому нет по большей части никакого эффекта от принимаемых государством мер.  Трагический  опыт Украины на сегодняшний день никого и ничему не научил, а сходство ситуаций огромное.

 

Казахстан - богатейшая страна с огромной неосвоенной территорией и общим населением, сопоставимым с населением  одного среднего города в Китае. Страна, имеющая собственный экспортируемый газ и сотни тысяч граждан, которые этот газ видели в лучшем случае в баллонах и по астрономическим ценам. Страна, экспортирующая нефть и при этом закупающая бензин, мазут и солярку за границей, не в состоянии обеспечить этим ресурсом свой же внутренний рынок… Чтобы это увидеть, надо совсем недалеко отъехать от мегаполисов.

 

Огромная часть населения буквально выживает, находясь за чертой бедности, в условиях неподъемных цен на продукты и самое необходимое, в условиях крохотных пенсий и пособий, жесточайшей коррупции и мизерных зарплат, без всякой перспективы получить клочок собственной земли при наличии миллионов неосвоенных гектаров, не говоря уже о недоступности социального жилья.

 

Другая категория владеет всем и всеми, владеет властью, ресурсами страны и не только нашей. Вот она, истинная причина коррупции. В нищете одних, в наворованном богатстве и вседозволенности других. Эту «дыру в заборе» не заделать.

 

Об оттоке капитала

 

Причин оттока капитала из страны не так много. Это рейдерство, отсутствие реальной возможности вести легальный бизнес, недоверие к власти как гаранту безопасности, отсутствие действующих законов, реально защищающих бизнес, коррупция. Бизнесмен -больше чем политик, ему важно не только заработать имидж и средства, но и сохранить их. Бизнесмен мыслит реальными цифрами и категориями и верит только им, а не тем обещаниям и прогнозам, которые щедро раздаются с трибун. Если он видит опасность для капиталов – он их выводит, чтобы эти капиталы сохранить.

 

О нужных инициативах

 

Если говорить кратко, то, безусловно, укрепление позиций власти и силовых структур, крайне радикальные меры по борьбе с коррупцией, тотальная чистка судебной системы, расширение и ужесточение антикоррупционного законодательства, национализация нефтегазового сектора, всего сектора энергетики, водоснабжения, недропользования. Принятие новых социальных и земельных законов. Кардинальное изменение УПК И УК РК.

 

Куат Рыскулов, заместитель исполнительного директора ОФ «Transparency Kazakhstan»

 

О коррупции

 

Анализ имеющихся данных позволяет сделать вывод, что основными факторами, способствующими процветанию коррупции в Казахстане, являются сразу несколько проблем.  

 

В первую очередь это недоверие населения, включая и самих госслужащих, к системе государственной власти в целом. Во-вторых, правовой нигилизм – граждане попросту не знают своих прав и обязанностей. Это дает серьезные основания и коррупционные риски для нарушений антикоррупционного законодательства как со стороны граждан, так  и чиновников.  При этом данную проблему надо рассматривать не узко в сфере простого незнания законов и неумения их применять, а в области практически тотального неуважения к соблюдению законности и правоприменительной практики.

 

Третьей проблемой является некорректная правоприменительная практика: закон для каждого трактуется по-своему. Кроме того, госпланы и программы написаны неконкретно, общими фразами, которые в целом при таком подходе можно и не выполнять. Отсутствует при этом и контроль над исполнением законодательства. Еще раз повторюсь, что наша организация говорит уже много лет: коррупция - это улица с двусторонним движением, меры по противодействию ей должны быть системными.

 

Если же коснуться проблем работы госорганов в сфере противодействия коррупции, то можем с уверенностью сказать, что она достаточно активная и имеет положительный вектор. ЦОНы и электронное правительство, как пример минимизации коррупции в сфере оказания госуслуг, перманентная работа по установке средств видеофиксации как на улицах городов, так и в учреждениях, систематизация работы по профилактике коррупционных правонарушений: работа с молодежью, организациями гражданского общества, простыми гражданами, введение льготных режимов для ведения бизнеса. Особенно удовлетворительным считаем тот факт, что в плане противодействия коррупции все государственные органы работают вместе. Т. е. удалось создать нацеленность на результат. Эффективность, думаю, увидим сами.  

 

Многие скажут: а почему это не показывают международные страновые рейтинги? Тем более что на нас уже обещали подать в суд за низкие рейтинги.   Тема объемная и для отдельного разговора, но если вкратце, то первые причины - это недостаток информации от государства о своей работе на английском языке. Эксперты пользуются вторичной информацией, а она не всегда корректна. Кроме того, не стоит забывать, что в большинстве случаев информацию для индексов международные агентства получают от местных экспертов. К примеру, вот какая ситуация возникла по рейтингу Казахстана от одного известного рейтингового агентства, которое ссылается на местных политологов и экспертов. В отчете за 2014 год в разделе «Антикоррупционная политика» указано, что Казахстан не приблизился к стандартам «Инициативы прозрачности добывающих отраслей». Казалось бы, мелочь, а это негативный балл к общей оценке страны. Далее эксперты этой организации пишут о забастовках и митингах казаков и славян в РК, ссылаясь на нарушение права на мирные собрания! И таких примеров по разным отчетам множество. Поэтому международные оценки важны, но властям необходимо разговаривать о проверке данных этими экспертами. 

 

Об оттоке капитала

 

Причин здесь,  как и в каждой проблемной зоне, несколько. Первое - давайте не будем демонизировать сам термин «офшор» и его суть. Офшор, по крайней мере в идеале так должно быть, - это нормальный бизнес-инструмент, который позволяет минимизировать налогообложение и в дальнейшем инвестировать большие деньги в страну. Из этой же группы инструмент «свободная экономическая зона», т. е. основанный на принципе облегчения условий ведения бизнеса. Но почему-то вокруг СЭЗ нет таких споров. Прозрачность в ведении бизнеса должна быть везде. Работа в офшоре или СЭЗ – это не индульгенция. 

 

Относительно количества средств и тех причин, которые способствуют увеличению уровня теневой экономики. Неважно, сколько средств, 120 или 140 млрд, – все плохо. Надо найти причины этого. Отток капитала из страны в большинстве случаев (кроме чисто криминальных) - это недоверие бизнеса к условиям работы в стране. Значит, надо выяснять, в чем причины. Но выяснять у бизнеса, в том числе анализировать и проводить точечные реформы.

 

О нужных инициативах

 

До банальности просто - нужно верховенство закона. Однако хотелось бы особенно подчеркнуть тот факт, что у коррупции нет одного виноватого. Если кто-то берет взятки, значит, есть тот, кто их дает. Коррупция - это улица с двусторонним движением. 

 

Жангельды Сулейманов, адвокат, управляющий партнер Казахстанской лиги юристов

 

О коррупции

 

На мой взгляд, эффективность применяемых сегодня мер против коррупции равна нулю, даже, возможно, все принимаемые меры способствуют развитию коррупции. За более чем пятнадцатилетнюю борьбу с коррупцией в Казахстане коррупции стало еще больше, она проникла во все уровни и структуры, стала изощренной и фактически непобедимой. Самое печальное, что общество относится к коррупции очень терпимо, даже полагая, что это часть нашего менталитета. Для того чтобы определить уровень коррупции и ее динамику, необходимо разработать механизмы и правила определения такого уровня. Одним из способов являются независимые опросы различных групп общества. К сожалению, такие опросы очень редко проводятся в Казахстане.  

 

Об оттоке капитала

 

Во-первых, деньги выводятся в целях их сохранения для будущего, так как доверия к западным банкам больше, чем к отечественным. Во-вторых, эти деньги невозможно инвестировать в Казахстане ввиду низкой инвестиционной привлекательности. В-третьих, часть  выведенных денег возвращается в Казахстан под видом иностранных инвестиций. В-четвертых, сначала выводятся деньги, а позже выезжают на ПМЖ и сами владельцы этих денег. В-пятых, деньги выводятся и инвестируются в экономики зарубежных стран.  В-шестых, конечно, есть опасения, что, если деньги хранить в наших банках, то могут возникнуть вопросы об их происхождении.

 

О нужных инициативах

 

Я предлагал в 2012 году ввести обязательное  декларирование фактически используемого имущества. Смысл такого декларирования заключается в том, что госслужащие, не все, а только руководители и их близкие родственники, декларируют все имущество, которым они пользуются, независимо от того, на кого такое имущество юридически оформлено. То есть декларанты обязаны указать жилища, в которых они фактически проживают, компании, которыми они фактически владеют, автомобили, на которых они фактически ездят. Существующая система декларирования только того имущества, которое юридически оформлено, является бесполезной, так как по таким декларациям невозможно установить реальный и фактический доход декларантов. Особый эффект от такого декларирования был бы получен от публичности таких деклараций, то есть размещения подробных деклараций в СМИ.

 

Я направлял свое предложение почти во все государственные органы и многим депутатам, но не получил даже никакой отписки, что означает ненужность по-настоящему эффективных мер по борьбе с коррупцией. 

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №22 (499) от 27 июня 2014

PDF, 3.46 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме