• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 23 июня 2014

Новые реалии и правила игры

 

При создании Евразийского экономического союза первыми, кто забеспокоился за свое будущее, были игроки розничного бизнеса. Боязнь быть проглоченным огромным рынком ретейла России и субсидированным государством рынком Беларуси присутствует в кругах предпринимателей и сейчас.  Однако  зачастую бывает так, что  у страха глаза велики.  Поэтому  мы отправились на Международный бизнес-саммит Retail Business Kazakhstan 2014, прошедший недавно в Алматы, чтобы наконец выяснить, насколько обоснованы эти опасения.

 

В чем преимущества  отечественных ретейлеров и  какие ниши розничного рынка соседних стран могут занять наши экспортеры?  Об этом и многом другом  в интервью с генеральным директором АО «Центр развития торговой политики» Русланом Султановым.  

 

- Бытует мнение, что наше законодательство мешает нашим же производителям и  ретейлерам экспортировать в Беларусь или Россию. А у экспортеров из соседних стран, наоборот, нет никаких серьезных барьеров по экспорту в Казахстан. Что вы думаете по этому поводу?

 

- Нет, я с этим не согласен. Напротив, наше законодательство довольно открытое и никому не мешает. Оно создает возможности, для того чтобы любая продукция на рынке – и отечественная, и импортная - конкурировала на равных условиях. Чего не сказать о законодательстве соседних стран. Когда наши предприятия выходят на рынок России, то там перед ними зачастую возникают административные барьеры, которые, разумеется, мешают нашим производителям вести свой бизнес.

 

- Можете привести пример, какие именно административные барьеры?

 

- Это барьеры, по устранению которых мы как раз ведем сейчас переговоры с российской стороной. Особенно это касается рынка алкогольной продукции. В законодательстве РФ есть дополнительные регуляторные барьеры, которые препятствуют выходу наших производителей на  рынок алкогольной продукции в России.

 

Между тем сейчас  импортная продукция из стран Европы попадает на российский рынок проще и быстрее, чем продукция из Казахстана. А ведь мы в отличие от европейских стран находимся с РФ в  одном экономическом пространстве. Но такие вопросы есть всегда, просто нужно их обязательно поднимать и решать.   Казахстан поднял эту проблему  на уровне Евразийской экономической комиссии,  и в результате было решено рассмотреть проект соглашения, направленный на упорядочивание рынка алкогольной продукции на рынке трех стран.

 

- Хорошо, алкогольный рынок довольно специфичный, и у него свои правила. Как насчет других рынков? 

 

- Сегодня речь также идет и о рынке лекарственных средств. Как известно, на рынке Казахстана представлено  300-400 наименований  зарегистрированных российских лекарственных средств.  А вот казахстанских лекарственных средств, зарегистрированных на территории России, считаные единицы. Причиной  тому могут послужить административные барьеры. Чтобы решить эту проблему, нами был инициирован вопрос о создании общего рынка лекарственных средств.  Казахстан предлагает, чтобы    все лекарственные средства в рамках общего рынка  производились  по международному стандарту GMP. Если все лекарственные средства на территории трех стран будут производиться по данному стандарту, то у них будет возможность выйти на европейский рынок. То есть мы говорим  уже о новых возможностях для экспорта как казахстанских, так и российских и белорусских производителей.

 

-  А в случае с лекарствами нет такой же проблемы, как с алкоголем? Я имею в виду то, что в Россию  некоторую продукцию из Европы легче  завезти, нежели из Казахстана.

 

- Нет, такого нет. В этом секторе в России для всех зарубежных стран действует единый режим. По сути, для того чтобы завезти казахстанское лекарственное средство в Россию, предстоит пройти очень  длительный процесс.    У нас намного проще. Дело в том, что наша система регистрации лекарственных средств была максимально приближена к европейской модели, где  предусмотрено  ускорение процедур и снижение затрат на регистрацию лекарственных средств.

 

- Все-таки   какие еще  рынки, помимо уже двух перечисленных, сталкиваются с серьезными барьерами?

 

- Основные я уже назвал, но  есть  еще проблемы, связанные с экспортом казахстанской продовольственной продукции.   Суть в том, что по некоторым товарам мы просто не можем соответствовать техническим регламентам. Естественно, это будет и препятствием, и ограничением данной продукции на рынке.

 

- А почему наши товары не соответствуют техническим регламентам? Причина в том, что у нас какие-то плохие товары, или в том, что у нас нет всех организаций, выдающих эти лицензии?

 

- Здесь вопрос больше связан с нашей конкурентоспособностью, нежели с отсутствием правил. Если мы не будем соответствовать всем техническим регламентам, стандартам и требованиям к продуктам, то мы   не  только не сможем экспортироваться на территорию других стран, нам будет сложно конкурировать даже  внутри своей страны.

 

- Значит, все-таки низкая конкурентоспособность…

 

 - Да, но думаю, здесь  в качестве катализатора должен выступать потребитель.  Люди должны сами выбирать, какое им пить  молоко – белорусское, казахстанское или французское.  Это право выбора каждого потребителя. Сегодня на рынке Казахстана есть хорошие продукты, которые могут конкурировать с зарубежными. Например, продукция агрофирмы «Родина» в Акмолинской области. Ее продукция завоевала рынок в столице и уходит с прилавков магазинов очень быстро. Правило для всех одно - тот, кто будет слаб на рынке, тот проиграет. Мы в любом случае к этому придем. Неважно, в рамках Евразийского экономического союза или ВТО.

 

- Вы привели один из самых успешных примеров казахстанского производителя. Какие, по вашему мнению, ниши бизнеса мы можем занять в соседних странах? Например, в России с ее 160-миллионным населением.

 

- В первую очередь я бы обратил внимание на приграничные регионы России. Если быть точнее, это  7-8 приграничных регионов с населением численностью в 20-25 миллионов человек. Это огромный   рынок потребления, который мы можем использовать. Наши предприятия, которые производят продовольственные товары, имеют хорошую возможность выйти на этот рынок. Между нами и приграничными регионами   присутствовала взаимосвязь – будь то машиностроение или пищевая промышленность. В Костанае, если не ошибаюсь, в свое время была построена крупная макаронная фабрика, которая в первую очередь была ориентирована на рынок России. Это говорит о том, что мы можем участвовать везде. Казахстану нужно находить и выбирать те товарные ниши, в которых мы сможем развиваться и расти. Например, экспортировать свою продукцию не только в Россию, но и на рынки других стран.

Читать дальше

в издании РБК №6 (13) от 17 июня 2014

PDF, 9.15 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме