Журналист
При создании Евразийского экономического союза первыми, кто забеспокоился за свое будущее, были игроки розничного бизнеса. Боязнь быть проглоченным огромным рынком ретейла России и субсидированным государством рынком Беларуси присутствует в кругах предпринимателей и сейчас. Однако зачастую бывает так, что у страха глаза велики. Поэтому мы отправились на Международный бизнес-саммит Retail Business Kazakhstan 2014, прошедший недавно в Алматы, чтобы наконец выяснить, насколько обоснованы эти опасения.
В чем преимущества отечественных ретейлеров и какие ниши розничного рынка соседних стран могут занять наши экспортеры? Об этом и многом другом в интервью с генеральным директором АО «Центр развития торговой политики» Русланом Султановым.
- Бытует мнение, что наше законодательство мешает нашим же производителям и ретейлерам экспортировать в Беларусь или Россию. А у экспортеров из соседних стран, наоборот, нет никаких серьезных барьеров по экспорту в Казахстан. Что вы думаете по этому поводу?
- Нет, я с этим не согласен. Напротив, наше законодательство довольно открытое и никому не мешает. Оно создает возможности, для того чтобы любая продукция на рынке – и отечественная, и импортная - конкурировала на равных условиях. Чего не сказать о законодательстве соседних стран. Когда наши предприятия выходят на рынок России, то там перед ними зачастую возникают административные барьеры, которые, разумеется, мешают нашим производителям вести свой бизнес.
- Можете привести пример, какие именно административные барьеры?
- Это барьеры, по устранению которых мы как раз ведем сейчас переговоры с российской стороной. Особенно это касается рынка алкогольной продукции. В законодательстве РФ есть дополнительные регуляторные барьеры, которые препятствуют выходу наших производителей на рынок алкогольной продукции в России.
Между тем сейчас импортная продукция из стран Европы попадает на российский рынок проще и быстрее, чем продукция из Казахстана. А ведь мы в отличие от европейских стран находимся с РФ в одном экономическом пространстве. Но такие вопросы есть всегда, просто нужно их обязательно поднимать и решать. Казахстан поднял эту проблему на уровне Евразийской экономической комиссии, и в результате было решено рассмотреть проект соглашения, направленный на упорядочивание рынка алкогольной продукции на рынке трех стран.
- Хорошо, алкогольный рынок довольно специфичный, и у него свои правила. Как насчет других рынков?
- Сегодня речь также идет и о рынке лекарственных средств. Как известно, на рынке Казахстана представлено 300-400 наименований зарегистрированных российских лекарственных средств. А вот казахстанских лекарственных средств, зарегистрированных на территории России, считаные единицы. Причиной тому могут послужить административные барьеры. Чтобы решить эту проблему, нами был инициирован вопрос о создании общего рынка лекарственных средств. Казахстан предлагает, чтобы все лекарственные средства в рамках общего рынка производились по международному стандарту GMP. Если все лекарственные средства на территории трех стран будут производиться по данному стандарту, то у них будет возможность выйти на европейский рынок. То есть мы говорим уже о новых возможностях для экспорта как казахстанских, так и российских и белорусских производителей.
- А в случае с лекарствами нет такой же проблемы, как с алкоголем? Я имею в виду то, что в Россию некоторую продукцию из Европы легче завезти, нежели из Казахстана.
- Нет, такого нет. В этом секторе в России для всех зарубежных стран действует единый режим. По сути, для того чтобы завезти казахстанское лекарственное средство в Россию, предстоит пройти очень длительный процесс. У нас намного проще. Дело в том, что наша система регистрации лекарственных средств была максимально приближена к европейской модели, где предусмотрено ускорение процедур и снижение затрат на регистрацию лекарственных средств.
- Все-таки какие еще рынки, помимо уже двух перечисленных, сталкиваются с серьезными барьерами?
- Основные я уже назвал, но есть еще проблемы, связанные с экспортом казахстанской продовольственной продукции. Суть в том, что по некоторым товарам мы просто не можем соответствовать техническим регламентам. Естественно, это будет и препятствием, и ограничением данной продукции на рынке.
- А почему наши товары не соответствуют техническим регламентам? Причина в том, что у нас какие-то плохие товары, или в том, что у нас нет всех организаций, выдающих эти лицензии?
- Здесь вопрос больше связан с нашей конкурентоспособностью, нежели с отсутствием правил. Если мы не будем соответствовать всем техническим регламентам, стандартам и требованиям к продуктам, то мы не только не сможем экспортироваться на территорию других стран, нам будет сложно конкурировать даже внутри своей страны.
- Значит, все-таки низкая конкурентоспособность…
- Да, но думаю, здесь в качестве катализатора должен выступать потребитель. Люди должны сами выбирать, какое им пить молоко – белорусское, казахстанское или французское. Это право выбора каждого потребителя. Сегодня на рынке Казахстана есть хорошие продукты, которые могут конкурировать с зарубежными. Например, продукция агрофирмы «Родина» в Акмолинской области. Ее продукция завоевала рынок в столице и уходит с прилавков магазинов очень быстро. Правило для всех одно - тот, кто будет слаб на рынке, тот проиграет. Мы в любом случае к этому придем. Неважно, в рамках Евразийского экономического союза или ВТО.
- Вы привели один из самых успешных примеров казахстанского производителя. Какие, по вашему мнению, ниши бизнеса мы можем занять в соседних странах? Например, в России с ее 160-миллионным населением.
- В первую очередь я бы обратил внимание на приграничные регионы России. Если быть точнее, это 7-8 приграничных регионов с населением численностью в 20-25 миллионов человек. Это огромный рынок потребления, который мы можем использовать. Наши предприятия, которые производят продовольственные товары, имеют хорошую возможность выйти на этот рынок. Между нами и приграничными регионами присутствовала взаимосвязь – будь то машиностроение или пищевая промышленность. В Костанае, если не ошибаюсь, в свое время была построена крупная макаронная фабрика, которая в первую очередь была ориентирована на рынок России. Это говорит о том, что мы можем участвовать везде. Казахстану нужно находить и выбирать те товарные ниши, в которых мы сможем развиваться и расти. Например, экспортировать свою продукцию не только в Россию, но и на рынки других стран.
Эксперты и общественные деятели о пенсионной системе Казахстана.
О научной деятельности в стране.
Интервью с независимым экономистом Рахимом Ошакбаевым.
Анализ культуры в казахстанских компаниях и составление Индекса культуры прогресса.
Интервью с первым проректором Almaty Management University Гульмирой Курганбаевой.
Интервью с пиар-директором фонда «Аспандау» и членом «Клуба PR-шы» Ерланом Аскарбековым.
Какие факторы сейчас могут влиять на такую разнонаправленную динамику цен на энергоносители?
Мировая операция по заморозке добычи черного золота закончилась провалом. Чем чреват срыв переговоров производителей нефти?
Какова защищенность казахстанских компаний от случаев корпоративных конфликтов?
Интервью с директором Центра индивидуальной и бизнес-психологии «Кокжиек» Мухтаром Бекжановым.
Энергия и ресурсное состояние руководителя.
Издательство «Iскер Медиа» поздравляет женскую половину своих читателей и партнеров с Международным женским днем
Говорите про аккредитацию. Это первый правильный шаг к построению профессиональной карьеры.
Комментарии к статье (0)
чтобы оставить комментарии.