• Екатерина Корабаева

  • 13 декабря 2013

В шкуре кролика

 

Наши дети стали подопытными кроликами, на которых Министерство образования бесконечно испытывает свои реформы. Правда, результаты экспериментов не впечатляют. Вот и депутатов взволновала проблема отечественной системы образования, в адрес которой на этой неделе было высказано немало критики.
 

Луч света в темном царстве народные избранники пытались найти, забросав своими вопросами нового министра образования и науки Аслана Саринжипова, посетившего нижнюю палату парламента. Так, стало очевидно, что за столько лет проведения всевозможных реформ в системе образования значимых улучшений не последовало. Масса нерешенных проблем остается не только в сфере высшего и среднего образования, но и в дошкольных учреждениях. Что уж говорить, если даже сам глава ведомства признался, что с трудом смог получить место в детском саду для своей трехлетней дочери. «Я сам родитель. Моей дочке три с половиной года, и все это время мы стояли в очереди. Слава богу, недавно этот вопрос решился, но произошло это после того, как меня назначили», — отметил он, отвечая на вопросы депутатов Мажилиса парламента РК.


Оно, конечно, понятно  — с Аслана Саринжипова спроса пока быть не может. Он человек новый, который вместе с должностью получил не самое лучшее наследство от своих предшественников, каждый из которых обещал лучшее будущее после проведения очередной крупномасштабной реформы. Ни одна из этих реформ не была доведена до конца. Зато дети, школьники и студенты на собственном опыте знают, каково быть кроликами, над которыми проводят различного рода эксперименты. К слову сказать, поэкспериментировать решил и новый глава Министерства образования и науки, запланировав начать с 2015 года проведение выпускных экзаменов в онлайн-режиме.


Мы же решили выяснить, как, несмотря на уже ставшие привычными полумеры в сфере образования, нам наконец-то сдвинуться с мертвой точки.
 

Так, директор по исследованиям ОО «КазПотребНадзор» Сергей Акимов считает: основная проблема в том, что при реформировании системы 
образования меняют программы, учебники, ремонтируют здания, но забывают о главном  — образование начинается не с новых парт, а с квалифицированных педагогов. Между тем их взращиванию, по его словам, уделяют очень мало внимания. «Система работает таким образом, что профессия учителя стала крайне непрестижна. В результате конкурс в педагогические вузы практически отсутствует. Учитывая это,  неудивительно, что туда поступают абитуриенты с изначально низким потенциалом, которые в принципе не должны учить детей. Редкие исключения, которые выбиваются из правила, работают в общеобразовательных школах два-три года, после чего их переманивают в частные учебные заведения, где условия на порядок лучше», — делится спикер в своем интервью «&».
 

Также он добавляет, что в вузах ситуация еще хуже. Только очень идейный преподаватель, по его словам, готов ежемесячно сдавать кипу никому не нужной отчетности, для того чтобы продолжать заниматься своей прямой деятельностью. Вдобавок на плечи преподавателей ложится нагрузка по контролю над общежитиями, организация внеучебной работы со студентами и т. д.  О науке в таких условиях речи в принципе не идет.
 

«Сейчас все еще хоть как-то держится на старых кадрах, но через десять лет ситуация будет критической. Тогда систему качественного образования придется начинать строить с нуля», — предупреждает г-н Акимов.
 

Исходя из вышеизложенного, решение очевидно. «Надо поднимать престиж преподавательской профессии. Однако практика показывает, что претворить это в жизнь посредством регулярного увеличения заработных плат невозможно из-за того, что надбавки съедаются инфляцией. Поэтому решением может стать, например, учреждение госпрограммы по наделению всех молодых учителей жильем. Это спровоцирует приток огромного числа талантливой молодежи в образовательную сферу и, как следствие, рост конкуренции среди кадров. При этом необходимо, чтобы выделяемые квартиры переходили в собственность учителя только после десяти или двадцати лет преподавания в государственных учебных заведениях»,  — считает Сергей Акимов.
 

В свою очередь директор Института регионального развития ШГОП МАБ Валихан Тулешов убежден, что образовательной сфере Казахстана необходим переход на стандарты Европейского союза. Поскольку до сих пор все самое прогрессивное реформаторство шло именно оттуда. «Двенадцатилетнее образование должно быть программным, инструментально укомплектовано и оснащено. Выпускники школ на выходе должны быть реально готовы, как, например, в Германии, для работы на конвейерах крупных и передовых предприятий, сборочных цехах, строительных площадках, мастерских, а не поступать заново в профтехучилища или на какие-либо дополнительные курсы. Кроме того, выпускники школ должны быть не только профессионально, но и психологически готовы ко взрослой жизни, понимать актуальный общественный и государственный дискурс, общую логику процесса развития страны и государства»,  — делится Валихан Тулешов в интервью «&».
 

При этом он добавляет, что следует обратить особое внимание на воспитательный контент предметов и специальностей в дошкольных учреждениях и учебных заведениях разного уровня. Как, например, это сделали в Японии. «Дело в том, что, к примеру, в детских садах нет рекомендованной программы детского воспитания, в которой бы давалось то, что необходимо для появления национальной идентичности. Я имею в виду национальные сказки, легенды, эпические произведения и мифологию казахов на казахском языке, в которых отражены самые важные качества наших предков и нашей нации — любовь к природе, Родине, доблесть, отвага, честность, скромность, знание своих корней, уважение к старшим, почитание родителей, уважение и любовь к женщинам и детям», — говорит г-н Тулешов.
 

Пока же, по его словам, в тех же детских садах и школах не прививаются основы национальной этики, модели национальной культуры (культура стыда, гостеприимства, батырства, верности традициям и т. д.), а чаще всего проповедуются культы прагматизма, успешности и тщеславия, и без того заполонившие нашу повседневную жизнь. «В университетах то же самое: в среде студентов культивируются не честность, не строжайшая учебная дисциплина и ответственность, а плагиат и тусовки, на которых проповедуется демонстративное потребление, социальное расслоение и прагматическое представление о дружбе, семейных отношениях, любви и верности»,  — делится Тулешов. Таким образом, по его мнению, ложное представление о взаимопомощи при сдаче экзаменов и тестов напрочь перечеркивает истинное трудолюбие, нивелирует глубоко личностное и субъективное отношение к выбранной специальности. И, более того, невоспитанность части нашего молодого поколения является основой безнравственности, коррупции и преступлений.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №43 (475) от 13 декабря 2013

PDF, 2.45 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме