• Екатерина Корабаева

  • 19 июня 2014

Перелетные инвестиции

 

«Всех впускать, никого не выпускать» - эта известная фраза одного из героев фильма  «Москва слезам не верит»  сегодня лучше всего  описывает усилия нашего государства по привлечению  в Казахстан  инвестиций и предотвращению оттока капитала из страны.

 

Напомним, что недавно правительство нашего государства утвердило «Комплексный план мероприятий по привлечению прямых иностранных и отечественных инвестиций в экономику Казахстана».  Данный план примечателен тем, что он предусматривает такую меру, как освобождение на 10 лет от уплаты КПН тех инвесторов, чьи вложения в новые проекты   будут превышать $20 миллионов.  Причем проекты, о которых идет речь, обязательно  должны относиться к приоритетным отраслям, определенным во второй пятилетке  Программы индустриально-инновационного развития Казахстана (ПИИР-2).   Кстати, в качестве приятного бонуса таким инвесторам еще положено  освобождение на 8 лет от уплаты налога на имущество и на 10 лет - от земельного налога. Предусмотрена здесь и компенсация до 30% капитальных затрат инвестора  со стороны государства после ввода объекта в эксплуатацию.

 

Очевидно, что данная мера, как и ряд других, направлена на то, чтобы решить проблему с финансированием ПИИР-2. Стране необходимы денежные средства, чтобы строить современные заводы, оснащать современным оборудованием предприятия, находящиеся в процессе модернизации, и т. д. Впрочем, очевидным является и то, что с   целью насыщения отечественной экономики денежными средствами  объявлена и так называемая амнистия капитала. За последние годы, по подсчетам экспертов, очень много средств было выведено нашими состоятельными гражданами из страны.  

 

То есть, с одной стороны,   Казахстан  сейчас пытается всеми возможными средствами развернуть к себе инвесторов, а с другой - вернуть ранее выведенные из страны  деньги  и решить проблему  оттока капитала. Причем если в первом случае ставки делаются на создание стимулов, то во втором натренированная рука государства начинает закручивать гайки.

 

К примеру, рассказывая на одном из пресс-брифингов о Концепции развития финансового сектора до 2030 года, председатель Нацбанка РК  Кайрат Кейлимбетов  отметил, что с 1 января 2015 года предполагается ввести  требование к банкам  размещать не менее 30% собственного капитала внутри страны. А с 1 октября 2015 года – не менее 70%. «Если проще объяснять, то собственный капитал – это деньги банка, и их уводят за границу. У нас вопрос: что они делают за границей, почему они не работают на отечественную экономику?» - сказал Кайрат Келимбетов.

 

Он же констатировал, что  при оттоке капитала из страны наблюдается сокращение притока инвестиций. Так, согласно данным главного банка страны, отрицательный дисбаланс  по прямым иностранным инвестициям в Казахстане вырос с $2 млрд в I квартале 2013 года до $2,6 млрд в I квартале 2014 года.

 

Вялость иностранных инвесторов можно объяснить сложившейся экономической ситуацией во всем мире и большим выбором рынков для инвестирования среди развивающихся  стран. А вот об оттоке капитала и незаинтересованности отечественных бизнесменов в реинвестировании своих средств хотелось бы  поговорить отдельно.

 

Одной из причин этого эксперты часто называют слабую защищенность собственности в Казахстане.  К тому же в стране до сих пор не могут решить проблему с коррупцией и бюрократией. Последняя, кстати говоря,  демонстрирует свою способность оживать из пепла. Вроде бы и сокращается у нас количество  ненужных инстанций, но на месте одних через время заново появляются новые. Вот поэтому и нет порой у бизнесменов желания реинвестировать в отечественные предприятия.

 

Между тем, по мнению  ведущего финансового аналитика департамента инвестиционного банкинга АО «ИФД RESMI» Ольги Загидуллиной,  часть оттока капитала из Казахстана обусловлена присутствовавшими на рынке девальвационными ожиданиями, что побуждало инвесторов вкладывать  в долларовые активы, в частности, долговые ценные бумаги. А вот другая часть оттока связана с международным структурированием активов.

 

Кроме того, по словам эксперта,  тенденции огосударствления экономики, в частности, финансового сектора, имевшие место в последние несколько лет, могут стать негативным фактором для инвестиционной привлекательности Казахстана. Поскольку это не только потенциально осложняет поиск финансирования, но и служит примером непредсказуемых действий государства, в результате которых закрылась часть возможностей для бизнеса. «В связи с этим мы считаем, что важным моментом могло бы стать возвращение части отраслей к принципам рынка, в частности, отказ от чрезмерного участия государства в банковской системе.  Данный процесс уже обозначился в виде выхода государства из капитала проблемных банков, а также в виде предложенной реформы банковской системы, которая ограничила бы количество банков, принимающих депозиты под гарантии государства», - делится в своем интервью Ольга Загидуллина.

 

Блиц 

 

Что необходимо предпринять для стимулирования притока в Казахстан как отечественных, так и иностранных инвестиций?   

 

Талгат Камаров,  председатель правления АО «Сентрас Секьюритиз»

 

Помимо ряда налоговых льгот для инвесторов, в целях улучшения инвестиционного климата Казахстану нужно уделить внимание совершенствованию судебной системы и обеспечению полной правовой защиты иностранных инвесторов.  Дело в том, что многие инвесторы жалуются на то, что казахстанскими судами решения принимаются чаще всего  не в пользу инвестора, а в пользу государственных органов. В стране нет независимости судов, и это основная жалоба инвесторов. Обычно большинство уважаемых судей являются теми, кто активно участвовал в разработке законов. Возможно, поэтому они трактуют законы с точки зрения интересов государства, а не иностранных инвесторов. В результате этого последние рассматривают данный перекос как необъективность принимаемых решений. 

 

Кроме того,  Казахстану следует позаботиться об упрощении визовых процедур, а также регистрации иностранных специалистов на нашей территории. Необходимо и  улучшение инфраструктуры, в том числе развитие логистики, строительство хороших дорог и т. д. Наша страна фактически изолирована от выхода к морю. Поэтому нам нужно развивать сухопутные маршруты и наземную транспортировку.

 

Еще одним важным моментом в улучшении инвестклимата и привлечении иностранных инвестиций,  по моему мнению,   является снижение издержек по ведению отчетности и упрощение декларирования доходов. Или, другими словами, улучшение условий  ведения бизнеса.

 

Что касается стимулирования отечественных инвестиций, то,  думаю,   есть также смысл в том, чтобы дать налоговые послабления  отдельным категориям национальных инвесторов.  Речь идет о перерабатывающей отрасли, создании нового производства, увеличении занятости населения и других важных для экономики страны направлений, которым необходим приток инвестиций.

 

Нурлан Рахимбаев,  директор аналитического центра АО «Асыл Инвест»  

 

Рост прямых отечественных и иностранных инвестиций во многом зависит от уровня рентабельности тех или иных проектов или предприятий, в которые могут быть инвестированы средства. В этой связи одним из основных стимулов для инвестирования и реинвестирования денежных средств отечественных или иностранных инвесторов является совершенствование налогового законодательства и предоставление налоговых льгот.  В настоящее время в качестве таких стимулов для инвесторов государством предлагается освобождение от уплаты КПН на 10 лет. На наш взгляд, данная мера может дать сильный толчок притоку ПИИ в нашу страну. Следует также отметить предлагаемые субсидии по капитальным вложениям, предполагающим возмещение государством 30% от капитальных затрат после ввода объекта в эксплуатацию.

 

Ольга Загидуллина, аналитик департамента инвестиционного банкинга АО «ИФД RESMI»

 

На наш взгляд, основными проблемами инвесторов в Казахстане являются размер рынка и большие расстояния в совокупности со слабо развитой логистической системой,  дефицит квалифицированных кадров, низкая осведомленность о возможностях инвестирования, кроме того, отсутствие прозрачной нормативно-правовой системы и системы защиты инвестиций.  Кроме того, определенные сложности может создавать для иностранных инвесторов текущий визовый режим. Государство планомерно движется в сторону улучшения ситуации по перечисленным вопросам, при этом  самый фундаментальный, на наш взгляд, - это именно прозрачность нормативно-правовой среды и защита инвестиций. Кроме того, в рамках предложения президента о реформировании инвестиционного законодательства был затронут вопрос либерализации  визового режима для инвесторов из развитых стран и сокращения ограничений на привлечение иностранной рабочей силы.

 

Такие фундаментальные сложности, как удаленность расстояний и низкая численность населения, присущие Казахстану, ограничивают объем и возможности внутреннего рынка. Впрочем, со вступлением Казахстана в Таможенный союз вопрос ограниченного рынка частично может быть снят за счет возможностей экспорта на рынки России и Беларуси.

 

Вопрос дефицита  квалифицированных кадров может быть частично решен за счет образовательных программ, таких, как «Болашак», а также за счет аутсорсинга профессиональных консультантов и приглашения специалистов из других стран. Впрочем, последнее возможно в массовом порядке только в случае существенной либерализации трудового и миграционного законодательства.

 

Сакен Усер, начальник управления по работе с корпоративными клиентами АО «Фридом Финанс»

 

Инвестициям, как прямым, так и портфельным, важны оценки потенциала инфляции, валютных рисков и структурных издержек.  Возьмем, к примеру, идею о   прогнозировании тарифов в рамках правительственного анализа. Для инвестиций в инфраструктурные проекты или финансирования компаний по обслуживанию инфраструктуры это крайне необходимо. Представьте, что вы инвестируете в долевой капитал, скажем, компанию в сфере электроэнергетики. Вы имеете прогноз от правительства по части тарифов и достаточно точно сможете сделать прогноз по выручке.

 

В целом считаю,  Казахстан может быть крайне привлекательной страной для инвестирования в рамках налоговых послаблений на фоне обостряющейся ситуации в России с иностранными инвесторами и санкциями.  Инвестиционный рейтинг нашей страны подтвержден на уровне BBB+ и, что самое главное, со стабильным прогнозом. У России он понижен до BBB- с негативным прогнозом. Это шанс для усиления региональных позиций и  получения фондирования для амбициозных проектов.

 

Валовый приток ПИИ в экономику Казахстана с 2005 по 2013 г.:  $183,9 млрд

 

Источник: Национальный банк РК

 

Валовый приток ПИИ по странам за период 2010–2013 гг., млрд долл. США

 

Источник: Национальный банк РК

Читать дальше

в издании РБК №6 (13) от 17 июня 2014

PDF, 9.15 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме