• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 17 июня 2014

Конкуренции не все компании покорны

 

Все ли средства хороши в борьбе компаний за рынок сбыта своей продукции? Кто причастен к тому, товар какого производителя и по какой цене окажется в корзине у отечественного потребителя? Об этом и многом другом в рамках прошедшего недавно в Алматы Международного бизнес-саммита Retail Business Kazakhstan 2014 журналисту «&» удалось побеседовать с руководителем антимонопольной инспекции по городу Алматы Азаматом Камшимбаевым.

 

– Некоторые товаропроизводители отмечают, что им сложно бывает попасть на полки супермаркетов. А если им это и удается, их товары размещают там, где потребитель их может даже не заметить. С чем это связанно?

 

– Действительно, на практике имеют место случаи, когда супермаркеты не допускают на прилавки товары определенных производителей, отдавая предпочтение другим субъектам предпринимательства. Иными словами, существуют негласные правила, согласно которым, чтобы твой товар был хорошо размещен на видных полках, приходится идти на условия супермаркета – это участие в запуске разного рода рекламных акций и прочее. Я это говорю со слов самих предпринимателей, но проблема в том, что по данному факту ни от кого из них пока не поступило не одной жалобы в адрес антимонопольных органов. Никто не хочет идти на прямой конфликт, рискуя точкой сбыта своей продукции.

 

– Данная проблема характерна только для отечественных производителей?

 

– У нас есть такой случай, связанный с одной из российских компаний, которая хотела зайти со своим товаром в Казахстан. От данного предприятия около полугода приходил запрос о сотрудничестве с торговой сетью. Они просили предоставить условия для заключения контракта. Но на все их запросы не поступило не одного ответа. Так быть не должно. Завтра уже наши казахстанские предприниматели в рамках ТС захотят зайти на рынок РФ и Беларуси, и вдруг окажется, что там их тоже не ждут с распростертыми объятиями. Поэтому задача антимонопольных органов – следить за этим моментом. Кроме того, сейчас национальное и наднациональное законодательства приводятся в соответствие.

 

– Какие меры предпринимает сегодня государство, чтобы поддержать отечественного производителя в решении задачи сбыта его продукции?

 

– В первую очередь речь идет о снятии административных и разрешительных барьеров. Прежде чем появиться на полках супермаркетов, товары, как правило, подлежат сертификации и аккредитации. Сейчас государство рассматривает снятие этих барьеров. И это очень большой шаг навстречу отечественному производителю. С позитивом воспринимают предприниматели и послабления налогового режима. К тому же сегодня в рамках ТС сбыт продукции упрощает отсутствие таможенных пошлин.

 

Все это связано с нашим осознанием того, что экономика страны должна развиваться не на основе сырьевого сектора, а за счет развития МСБ. Во всех развитых странах основным роста экономики служит предпринимательство. А это как раз в своем большинстве именно те компании, которые занимаются розничной реализацией товаров. Поэтому снятие административных барьеров, каких-то других законодательных ограничений, штрафных санкций и т.д. – это не только поддержка МСБ, но и всей экономики страны.

 

– При этом главное, чтобы на рынке велась честная игра. Какие виды недобросовестной конкуренции сегодня присутствуют в Казахстане?

 

– В первую очередь это недостоверная информация в рекламе о производимом товаре. К примеру, компания транслирует информацию о том, что она производит и продает такого-то качества и таких-то параметров товар. А по факту выясняется, что он не соответствует этой рекламе. Также недобросовестная конкуренция может быть связана с ущемлением прав потребителя. Здесь же можно отметить согласование игроками рынка своих действий. Вы, наверное, в курсе, что сейчас идет судебный процесс с крупными супермаркетами Алматы, в которых в период девальвации произошло одномоментное повышение цен на определенные товары. По результатам нашего анализа и проверок было установлено, что данные торговые сети подняли цены на товары, несмотря на то что стоимость у поставщиков осталась прежней. Речь идет о таких товарах, как овощи, которые выращиваются в Казахстане. Привязывать их стоимость к доллару будет неправильно.

 

– В своем выступлении в рамках Международного бизнес-саммита Retail Business Kazakhstan 2014 вы отметили такую проблему, как демпинг производителей с приграничных рынков. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

 

– Представим, что я являюсь российским производителем молока. Выходя со своей продукцией на рынок Петропавловска, Костаная и Павлодара, я поставляю в супермаркет молоко своей компании по 150 тенге за литр. А между тем в тех же Оренбурге, Самаре и Омской области рыночная цена того же молока 220 тенге. Для сравнения: анализ рынка молочной продукции показал, что стоимость аналогичного молока казахстанского производителя находится в районе 200 тенге. Получается, что наши компании не выдерживают ценовой конкуренции. Соответственно, у отечественного производителя возникает вопрос: как стоимость иностранной продукции, с учетом транспортировки и доставки на наш рынок, оказалась ниже ее себестоимости. Получается, что российский производитель просто-напросто завоевывает сейчас наш рынок, прибегая, возможно, к не совсем конкурентным методам. Однако, чтобы такой ценовой политике присвоить понятие демпинга, нужно доказать, что данная цена является монопольно низкой и не покрывает понесенные затраты производителя.

 

– Но зато доволен потребитель.

 

– Это только на данный момент, пока компании завоевывают рынок. Если отечественный производитель не выдержит конкуренции и уйдет с рынка, кто мешает оставшемуся игроку диктовать свои, уже более высокие цены.

 

– Что вы можете сказать о развитии конкурентной торговли в рамках созданного ЕАЭС?

 

– В будущем создание ЕАЭС сыграет положительную роль в экономиках наших стран. На рынке останутся сильные, честные, добросовестные субъекты рынка, занимающиеся бизнесом. 

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №20 (497) от 13 июня 2014

PDF, 3.42 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме