• Екатерина Корабаева

  • 6 июня 2014

Общий водоем

 

Отечественные предприниматели напоминают аквариумных рыбок,  которых выпустили в  большой водоем, то есть Евразийский экономический союз (ЕАЭС). И теперь  им предстоит делить свой корм  вместе с крупной рыбой – более конкурентоспособными компаниями из России и Беларуси.

 

Иными словами, к внутренним вопросам, которые мешают развитию предпринимательства в Казахстане, добавились внешние, связанные с ЕАЭС. На первый взгляд кажется, что это вполне естественно в условиях экономической интеграции, но ведь  вместе с тем меняются правила игры и вводятся новые игроки, ищущие свою выгоду. Именно поэтому данную тему не смогли обойти стороной и участники Первой конференции предпринимателей г. Алматы, прошедшей в этот вторник.  

 

На мероприятии, в частности, говорилось о том, что сейчас  создается общий рынок труда, и генеральный директор «Белкамит» Павел Беклемишев заметил по этому поводу, что сейчас работники его предприятия всерьез обсуждают переезд в крупные российские города, такие, как Санкт-Петербург. «Поэтому, - сказал он,  - нужно думать не только о показателях рейтинга Doing Business, но и о создании привлекательных условий для жизни граждан, дабы не произошло оттока квалифицированных кадров».

 

Представители Ассоциации таможенных брокеров в свою очередь отметили, что Таможенный кодекс РК был намного прогрессивнее и либеральнее кодекса ТС. А каким будет кодекс ЕАЭС – вообще вопрос открытый.

 

Глава же Ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков считает, что конкуренция в связи с созданием ЕАЭС только ужесточилась. И для того чтобы Казахстан был конкурентоспособным, по его мнению, нужно  поддерживать отраслевые ассоциации, что позволит  держать высокое качество товаров и услуг местных производителей.

 

Между тем редакция «&» провела свой опрос на тему развития отечественного бизнеса в новых условиях.

 

Заурбек Аяған, директор  Палаты предпринимателей Акмолинской области 

 

Рынок сбыта для предпринимателей Казахстана увеличится в 10 раз, вместе с этим предпринимателям необходимо понимать, что увеличится и конкуренция.

 

Для того чтобы успешно конкурировать с производственниками России и Беларуси, на мой взгляд, необходимо понять клиентские ожидания населения других стран, подумать о конкурентоспособности товара, увеличить экспорт путем конкурентоспособной цены и улучшения качественных характеристик товара, а также необходимо просчитать экономику, логистику, в том числе банкам второго уровня надо задуматься о более гибких условиях для экспортеров Казахстана.

 

Сама же Палата предпринимателей Акмолинской области уже заключила меморандум о взаимном сотрудничестве с Казахстанской федерацией маркетинга и PR, которые в свою очередь оказывают содействие в изучении рынка приграничных с Казахстаном регионов России.

 

Мурат Сайднасимов, директор ТОО «Пауза Продукт»

 

Большой опасности с созданием ЕАЭС не вижу, российская и белорусская продукция и так беспрепятственно присутствовала в Казахстане.  

 

Мое мнение - необходимо выпускать качественную продукцию по доступной цене. В то же время нужны механизмы поддержки для местных производителей, например, такие,  как доступ к торговым сетям и финансированию.  Сейчас же условия   финансирования не всегда подходят для производства, например, 100 млрд тенге, которые недавно выделены для МСБ, могут быть использованы только для покупки оборудования и основных средств. Для оборотных средств их использовать нельзя.

 

Если говорить о сильных сторонах Казахстана, то пока таковой являются только низкие налоги. Могло  бы быть развитое сельское хозяйство, доступ к инфраструктуре, но пока этого нет.   

 

Тимур  Сабитов, президент Казахстанской федерации маркетинга, рекламы и PR

 

С вступлением в ЕАЭС бизнес Казахстана погрузится в безжалостную среду, где все работают по принципу «джунглей» - выживает сильнейший. Мы уже в Таможенном союзе, а в конце 2014-го - начале 2015-го нас ждет и вступление во Всемирную торговую организацию, где конкуренты не прощают слабых игроков.

 

Когда Казахстан вступил в Таможенный союз, в нашей стране появилось много российских и белорусских компаний, которые постепенно отвоевывают доли рынка у наших отечественных компаний. Вот-вот появятся и другие игроки, которые будут создавать нашему бизнесу большие проблемы. Казахстанский бизнес неконкурентоспособен, в частности, из-за того, что в компаниях нет правильной и эффективной системы маркетинга. Наши бизнесмены не умеют работать правильно на уровне мировых стандартов. Поэтому россияне уже вытесняют наши компании с рынка. Приведу один показательный пример. Себестоимость литра молока у некоторых казахстанских производителей - 130 тенге. Добавьте сюда затраты на логистику, наценки дистрибьютора и магазинов, и вы получите цену на полке более 200 тенге. А цена белорусского молока, уже стоящего на прилавке в некоторых наших городах, всего 136 тенге. Вступив в ЕАЭС, мы отдаем свои рынки более опытным в вопросах маркетинговой стратегии и тактики россиянам и белорусам… Представьте, что будет, когда мы вступим в ВТО? Конечно, потребителям в этом плане повезло – цены будут снижаться, качество товара будет улучшаться, выбор станет шире, чем сейчас, ну а для нашего бизнеса это не очень хорошо, точнее, очень нехорошо – появятся сильные конкуренты, забирающие рынок наших компаний.

 

Миссия Казахстанской федерации маркетинга, рекламы и PR как раз и заключается в том, чтобы помогать нашим компаниям расти и эффективно противостоять угрозам конкурентов в таких непростых условиях. Основная цель федерации – создать уникальную площадку для роста продаж и прибыли компаний, а также профессионального и личностного роста профильных специалистов. Мы уже открыли уникальную Международную школу маркетинга (МШМ), где обучаем и сертифицируем по международным стандартам наших профильных специалистов, менеджеров и предпринимателей.

 

Елена Свечникова, генеральный директор  компании Zibroo active sport wear

 

Любое сотрудничество должно быть полезно для бизнеса. Это хорошо, что у нас открывается такая площадка для товарооборота. Главное, что при этом должен понимать предприниматель: нужно производить конкурентоспособный продукт, проводить маркетинговые исследования, искать свою нишу. Продавать можно любой продукт, нужно только найти правильную целевую аудиторию и те возможности, которые позволят быть лучше конкурентов и зарабатывать деньги.

 

Кто бы что бы ни говорил, у нас легче вести бизнес, чем в России.  У нас более компактное государство. Наша компания находится в Алматы, но через общественные организации, отраслевые ассоциации,  торговую промышленную палату мы получаем всю информацию о том, что происходит в нашей стране, какие есть льготы, программы по обучению и другие возможности. Я думаю, что в России с этим сложнее из-за размеров территории. Поэтому я считаю, что сегодня главное – это действовать. Мы, например, в организационной структуре нашей компании добавили дополнительную  штатную единицу в отделе продаж, которая будет заниматься только рынком России. Сейчас перед этим сотрудником стоит задача проведения маркетинговых исследований и поиск того покупателя, которого интересует наша продукция.  То есть мы рассмотрели свою структуру и сейчас заняты ее расширением с учетом новых возможностей для сбыта своей продукции.

 

Авторы: Екатерина Корабаева, Рабига Абдикеримова

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №19 (496) от 6 июня 2014

PDF, 4.37 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме