• Екатерина Корабаева

  • 4 июня 2014

С чего начинаются перемены в лучшую сторону?

 

Методы, которые используются в бизнесе, эффективны и в социальном секторе.  В этом  уверены организаторы конкурса для социальных предпринимателей - благотворительный фонд «Навстречу переменам» и компания «Теле2 Казахстан», объявившие в этот вторник о старте конкурса в 2014 году. География конкурса охватит в этот раз весь Казахстан, а победители получат возможность стать участниками программы профессионального развития «Инкубатор», в рамках которой они получат финансирование, наставническую поддержку и помощь в продвижении.

 

Организаторы конкурса уверены, что, подобно тому как бизнесмены в коммерческом секторе открывают новые бизнес-модели,  социальные предприниматели   находят новые решения социальных проблем и воплощают их в жизнь. Именно поэтому цель конкурса – поиск и поддержка исключительных личностей и некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на системное улучшение жизни детей и подростков.  

 

«Мы начали  эту программу в Казахстане ровно  год назад, а сегодня уже объявляем начало второго конкурса.  Почему нам нравится именно такой подход к  социальной деятельности? Мы   верим, что, вовлекая людей в решение общественных проблем, можно добиться более устойчивого результата и его долгосрочного влияния на жизнь общества», - отметил председатель правления «Теле2 Казахстан» Пиетари Кивикко.

 

В свою очередь региональный директор благотворительного фонда «Навстречу переменам» Мехти Ализаде отметил, что в рамках конкурса они пытаются объединить  нестандартный подход некоммерческого сектора с профессионализмом сферы бизнеса и социальной ответственностью общества. Так, по его словам, ежегодно  они  начинают отборочный процесс с призыва к действию.  Такой способ используется для влияния на общественное мнение и пропаганды социального предпринимательства. 

 

«Первичный отбор, который проходят заявки,  называется волонтерские чтения. Волонтеры из числа самых обычных людей просматривают заявки, в которых должно быть указано: какую социальную проблему хочет решить участник конкурса, какова идея его проекта и почему данная идея должна сработать. Каждую заявку смотрят как минимум два человека, которые при выставлении своей оценки могут выбрать только один из трех вариантов  - «да», «нет», «может быть». Если заявка получает  два «нет», она не проходит. Во всех остальных случаях заявка передается дальше», - делится г-н  Ализаде.

Затем, по его словам, заявителям предстоит дополнить свои заявки, впервые задумавшись о финансовой устойчивости своего проекта. «Для нас очень важно, что будет происходить с этими людьми, после того как они перестанут получать нашу поддержку. Мы даем финансирование до трех лет, но это время пролетит очень быстро. Наша задача за три года создать устойчивое социальное предприятие, которое может самостоятельно  себя обеспечивать. Поэтому еще во время отбора мы   просим наших заявителей задуматься о том, как они будут существовать, какие источники финансирования могут использовать в дальнейшем», - отмечает региональный директор фонда.

 

Позже полученные от участников конкурса так называемые бизнес-планы отправляются на экспертные чтения.  Представители общественности, журналисты, бизнесмены и пр. производят  согласно четким критериям оценку заявок.

 

Дальше начинается кабинетное исследование. «Заявители предоставляют как минимум двух рекомендателей, с которыми мы связываемся. А после начинается серия  интервью с конкурсантами, поскольку для нас очень важны сами люди. Нужно понимать, что человек может не очень хорошо заполнять заявки, но при этом быть хорошим оратором», - рассказывает Мехти Ализаде.

 

 Следующий и последний этап отбора победителей – это большое жюри, перед которым каждый прошедший дальше участник конкурса отстаивает свою идею.   Победители получают на три года финансирование, эквивалентное заработной плате менеджера среднего звена в коммерческом секторе. «Наша концепция очень проста - мы даем деньги не на проект и не на покупку оборудования, а непосредственно людям. Второе, что немаловажно, - мы предоставляем победителям конкурса экспертную и консультационную поддержку», - делится г-н Ализаде

 

В прошлом году, по его словам, таким образом ими было собрано 140 заявок. Из них 20 заявителей были приглашены на интервью, и затем при помощи жюри было выбрано три победителя.  Победителями первого конкурса в 2013 году стали Турганжан Касымов, Алия Архарова и Алеся Нугаева. В данный момент их проекты находятся на этапе реализации и уже приносят первые результаты. Редакция «&» решила узнать о проектах немного больше.

 

Турганжан Касымов

 

«Стать социальным предпринимателем меня побудило отсутствие повседневных условий для моей семьи, которая ежедневно сталкивается с проблемой доступа к жилым и административным зданиям».

 

О проекте. Идея заключается в создании откидных пандусов для лестничных пролетов, что очень облегчает транспортировку детских колясок в домах советской постройки, в которых отсутствует лифт. Разработанная конструкция откидного пандуса  легко встраивается не только в подъезды жилых домов, но может также быть установлена в административных помещениях (магазинах, клиниках и пр.). Чтобы молодые семьи с детьми не несли финансовое бремя по установке пандусов, предусмотрено несколько пакетных предложений, по которым основными плательщиками становятся рекламодатели, благотворители и местные органы самоуправления. На этой неделе в Алматы были установлены два первых экспериментальных пандуса. В будущем предполагается более массовое оснащение ими зданий.  

 

Алия Архарова

 

Когда я подавала заявку, то не совсем понимала, каким образом я могу относиться  к категории социальных предпринимателей.  Но после того как я попала в проект, ко мне пришло понимание, что любое хорошее дело благодаря хорошей бизнес-модели может получить  основу для дальнейшего существования и самоокупаемости.   Я уверена, что разработанный мною подход может быть успешно реализован во всех школах Казахстана, чего я и планирую достичь. Сейчас мы апробируем нашу модель, но в дальнейшем планируем передать ее государству, которое будет отвечать за ее устойчивое развитие.

 

О проекте. Идея заключается в создании на базе общеобразовательных школ специальных адаптационных классов, в которых могли бы обучаться дети с аутизмом. Реализация была начата на базе школы № 9 города Алматы. В результате здоровые сверстники привыкают к «необычным детям», которые в свою очередь тоже  начинают вливаться в образовательный процесс. 

 

Алеся Нугаева

 

Моя идея позволяет через творчество и созидание постепенно изменить отношение к окружающей среде и с потребительского уровня перейти на уровень творца.

 

О проекте. Идея предполагает создание детских игровых площадок из вторсырья и отходов производства. Придуманный  способ уже позволил решить в ряде дворов Алматы сразу две проблемы, первая из которых связана с чистотой окружающего детей пространства, а вторая – с их досугом и облагораживанием дворов.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №18 (495) от 30 мая 2014

PDF, 4.45 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме