• Екатерина Корабаева

  • 23 мая 2014

Фарса не будет

 

17 мая кабинет министров одобрил Государственную программу индустриально-инновационного развития Казахстана на 2015-2019 гг. Какой будет новая пятилетка и  каково отношение бизнеса  к подобным  госпрограммам – выясняла редакция «&».

 

Осознание проблем

 

Взяв в руки проект нового документа, включающего основные направления индустриально-инновационного развития нашей  страны,  понимаешь:  чиновники всерьез решили учиться на ошибках прошлого этапа программы. Шутка ли - из  названия документа исчезло одно из слов. Судя по всему, государство решило больше не форсировать события, и, раз уж процесс развития экономики   ускорить не получается, ставку делать только на индустриализацию и инновацию. Такое ощущение, что чиновники таким образом хотят перестраховаться, на случай если их попросят продемонстрировать сверхрезультаты. А потому хочется надеяться, что изменения, коснувшиеся не только позиционирования программы, но и ее содержания, будут куда более показательными.  

 

К слову, как отметил  министр  индустрии и новых технологий РК Асет Исекешев, в новой программе были учтены внешние условия и новые вызовы, которые возникают перед Казахстаном и мировой экономикой. Кроме того, по его словам, в этот раз было решено придерживаться новой структурной политики, согласно которой основное внимание будет  уделяться четырем основным секторам. Логика здесь очень проста. Сырьевой сектор должен будет обеспечивать макроэкономическую стабильность и так называемую финансовую базу роста. От обрабатывающей промышленности будет зависеть качество роста экономики. Инновационный сектор должен обеспечить  будущее технологическое  развитие  страны, тем самым повысив ее конкурентоспособность. Ну и последний четвертый сектор будет зависеть от результата роста  производительности и других процессов, которые положительным образом могут сказаться на обеспечении людей занятостью. «Вместе все эти четыре сектора  должны создать базу устойчивого роста», - отметил Асет Исекешев.

 

Между тем  одним из ключевых направлений работ при реализации обновленной программы индустриально-инновационного развития страны станет инвестполитика.  Причем здесь, как оказалось, медлить нельзя, в связи с чем глава государства  озвучил планы по освобождению инвесторов от уплаты КПН на 10 лет.  Что в какой-то мере наводит на мысль, что конкурентную борьбу за инвестиции  мы уже чуть не проиграли. Теперь приходится идти на крайние меры.  

 

В ближайшие годы решить стране предстоит и вопрос доступа предприятий к инфраструктуре. Наличие узких мест в которой (транспортно-логистической, энергетической, водоснабжении),  как известно, является барьером для индустриального развития секторов промышленности. В этой связи особое внимание должно уделяться тому, чтобы реабилитировать идею создания в стране специальных экономических зон (СЭЗ).

 

К слову, по состоянию на начало 2014 года в Казахстане функционируют 10 СЭЗ и 10 индустриальных зон, которые действуют в различных секторах экономики, таких, как химия и нефтегазохимия, металлургическая промышленность, ИКТ, текстиль, логистика, туризм. На территориях СЭЗ зарегистрировано 499 участников, из них:

 

- действующие производства – 83, на сумму 203 млрд тенге;

 

- проекты на стадии реализации – 68, на сумму 1,8 трлн тенге;

 

- проекты на стадии инвестиционного решения – 348, на сумму 571 млрд тенге.

 

Однако при всем при этом нерешенными по-прежнему остаются проблемы с эффективностью управления этими специальными зонами, что не дает нужную отдачу для отечественной экономики.

 

Задачей номер  один в рамках новой пятилетки реализации программы является также устранение таких барьеров стимулирования конкуренции, как присутствие необоснованного государственного участия в экономике, отсутствие необходимых гарантий для инвесторов по защите бизнеса, неэффективный механизм по выводу с рынка неэффективных предприятий.

 

Опасения

                                                             

Между тем интервью с президентом Независимой ассоциации предпринимателей Республики Казахстан (НАП РК) Талгатом Акуовым показало, что,   несмотря на признание в новом проекте программы имеющихся недоработок в политике государства, бизнес по-прежнему не покидает ощущение, что документ создавался на основе определенных директив правительства акиматам. «В целом для создания такой программы активного обсуждения бизнес-сообщества и не требуется. Такие документы еще и в советские годы создавались в тиши кабинетов чиновников», - делится с «&» г-н Акуов.

 

В процессе разработки проекта обновленной программы  его больше всего беспокоит, что государством не производился анализ необходимости в строительстве того или иного предприятия.

 

«Если внимательно прочитать программу, то очевидно, что в ней отсутствует анализ существующего положения в стране. К примеру, для чего строить новую крупную птицефабрику, когда под Алматы закрылась 6 лет назад крупнейшая птицефабрика, где работало до 4 тыс. людей. И дорогое оборудование более чем на $100 млн простаивает. И десятки таких фабрик по стране на грани выживания с большими долгами перед банками», - говорит президент НАП РК. 

 

Пеняет г-н Акуов и на результаты первой пятилетки программы. По его словам, показателен тот факт, что сотрудники финансовой полиции Астаны возбудили 76 уголовных дел по факту хищения 8,2 млрд тенге и нецелевого использования денежных средств, выделенных на реализацию проектов в рамках ГПФИИР с января по сентябрь 2013 года.  

 

«На основании вышесказанного я не могу уверенно сказать, что была успешно завершена государственная программа ФИИР на 2010-2014 гг. Разве что только могу отметить -  в целом эта программа не дала положительных результатов. Разворованы колоссальные деньги. По стране много недостроенных предприятий. И даже достроенные предприятия работают неэффективно», - отмечает спикер.

 

Кроме того, Талгат Акуов убежден, что Казахстану нужно уходить от прямого финансирования разных государственных программ. «Это неэффективно с многих сторон: содержание большого штата чиновников, отсутствие качественного менеджмента, раздутые расценки строительства объектов.  Считаю, госпрограммы надо создавать так, чтобы избежать рисков коррупционных махинаций. Лучше эти деньги использовать как компенсации затрат бизнесменов на строительство частных заводов, сельское хозяйство или туризм, как в Турции, где 40% затрат возмещает государство. Притом что в той же Турции нет таких ресурсов, как у нас. А мы имеем отличные возможности эту планку повысить. Ведь у нас есть нефтяной потенциал», - говорит глава НАП РК.

 

По его словам, нельзя забывать, что любой бизнес направлен на прибыль. Поэтому, если предприятие начинает работать, то лучше его владельцу компенсировать затраты хотя бы на 50% в течение года после начала работы. Или через налоги. «Тогда заводы будут конкурентоспособны, не будет коррупционных махинаций, и не понадобится брать средства из нефтяного фонда. И появится обоюдная ответственность бизнеса и власти», - поясняет спикер, при этом добавляя, что нужно больше доверять самим предпринимателям, особенно отечественным.

 

«Мы, к сожалению, не даем им реальной возможности встать на ноги, средний класс не набрал еще сил. Чтобы развивать МСБ, нужна реконструкция соответствующего законодательства, особенно налогового. Нужны такие условия, чтобы было интересно и иностранным, и отечественным бизнесменам инвестировать свой капитал в новые предприятия», - отмечает г-н Акуов. 

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №17 (494) от 23 мая 2014

PDF, 7.03 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме