• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 10 декабря 2013

Шопинг на диване

Недавно в Алматы прошла III Профессиональная интернет-конференция iProf 2013, во время которой было озвучено, как и куда движется е-коммерция в Казахстане, обозначены проблемы рынка и их решения. В результате такой полезной «встряски» мы еще раз посмотрели на онлайн-сервисы страны с высоты птичьего полета и вот на чем остановились.

До и после

Бизнес е-коммерции на сегодняшний день достаточно серьезен. Несколько лет назад, когда казахстанский рынок е-коммерции только начал делать реальные шаги, он составлял только 0,45% ($232 млн) от всего рынка розницы. По прогнозам экспертов, к концу 2013-го этот показатель будет равен 1,8% ($1 млрд 222 млн), а к 2015 году дойдет до отметки 4% ($3 млрд 600 млн).

Для сравнения можно привести примеры других стран. В 2012 году рынок электронной коммерции России превысил $15 млрд (2% от оборота) и к 2015-му вырастет до $32 млрд (3,5%), почти в 10 раз больше казахстанского показателя. Годовой оборот интернет-магазинов Поднебесной в 2011 году превысил $74 млрд. Продажи только в розничных онлайн-магазинах США в 2011 году выросли до 5,5% ($230 млрд) и к 2015-му достигнут $350 млрд (7,5%). Одним из немногих сегментов рынка стран BRIC, на которые не оказал влияния кризис, оказалась онлайн-торговля, что, в свою очередь, указывает на то, что это еще не конец — электронная коммерция еще далека от своего пика роста.

Возвращаясь к казахстанским реалиям, стоит отметить, что в нашей стране сегодня около 500 действующих интернет-магазинов, в том числе такие крупные, как Air Astana (64,7% от всего рынка с оборотом в $35 млн), «Казахтелеком», «Казахстан Темир Жолы», Beeline, Kсell, Sulpak, «Планета электроники», Chocolife.me, BeSmart.kz, Ticketon.kz, MyPay.kz и пр. Уже более 10 лет на отечественном рынке e-commerce работает Казкоммерцбанк, с сентября 2011 года вышел Processing.kz совместно с HalykBank. На стадии старта находятся Альфа Банк, Нурбанк, Казпочта, АТФ и Сбербанк. В ближайший год планируется выход на рынок ecommerce таких крупных игроков, как гостиничные сети, авиа-агентства, турфирмы, платежные агрегаторы, несколько торговых площадок и др.

Все эти цифры говорят о том, что число пользователей Интернета в Казахстане растет, а вместе с ним и пользователей, делающих покупки и заказы онлайн. Если в 2007 году количество интернет-пользователей в Казахстане составляло 1,25 млн (лишь 8% от всего населения страны), то в 2013 году выросло до 9,2 млн. Поразительный результат.

Есть проблемы?

По словам одного из организаторов iProf 2013 Константина Горожанкина, несмотря на рост интернет-магазинов, на рынке е-коммерции есть свои проблемы, которые необходимо решать. «Одна из главных проблем, которые нужно решить на сегодняшний день, — это то, что казахстанцы тратят свои деньги в чужих интернет-магазинах — российских, американских, турецких, китайских, вместо того чтобы покупать внутри страны. Чтобы было иначе, нужно показать казахстанским покупателям, что в Казахстане тоже есть надежные сервисы. Ведь у многих сейчас есть недоверие к отечественным магазинам — думают, что наши не доставят, обманут или еще что-нибудь. Этот стереотип нужно ломать», —делится г-н Горожанкин.

Кроме того, стоит отметить, что соотношение количества покупок казахстанцев за рубежом и внутри страны в 2012 году было 1 к 10, то есть всего 10% покупок совершались в Казнете. Из денег, потраченных нами же на интернет-покупки, львиная доля уплывала в сторону США (72%), еще 10% в еврозону и 8% в Великобританию. Так что потенциал онлайн-магазинов и сервисов в Казахстане огромен и, можно сказать, не реализован вообще, ведь люди уже умеют покупать в Сети, только делают это не в казахстанских магазинах.

Почему нет?

Понятное дело, что, какой бы ни открыли интернет-магазин или сервис в Казахстане, он не сможет стать таким, как Ebay или Amazon. Да и, по мнению экспертов, строить второй Ebay у нас нет смысла. «Ниша уже занята. Это все равно что делать второй поисковик или социальную сеть. Она уже будет невостребована. «ВКонтакте», Facebook, Twitter — они уже «съели» нас. А вот небольшие локальные интернет-магазины — в этом есть смысл. У них всегда будет явное преимущество перед конкурентами-гигантами. Этим преимуществом является доставка», — говорит Константин Горожанкин.

Тренды

По словам Константина Горожанкина, сейчас ситуация однозначно меняется к лучшему. Доверие людей к отечественным интернет-магазинам растет. В качестве хорошего показателя он привел в пример «КиберЖуму» — самую большую онлайн-распродажу 2013 года. Если быть точнее, то во время акции у магазина «Белый ветер» продажи возросли в 11 раз, а в интернет-магазине одежды и обуви Lamoda.kz — в 3 раза. Средняя же посещаемость всех интернет-магазинов и сервисов увеличилась в 4-5 раз. В связи с резким скачком посещений сайты некоторых магазинов даже не выдержали напора. Это говорит о том, что казахстанцы стали более активно покупать в Казнете.

Еще один тренд на рынке е-коммерс Казахстана, по словам Константина Горожанкина, — это вхождение крупных международных игроков онлайн-бизнеса. Самый лучший пример — это Lamoda, международный интернет-магазин одежды и обуви: «Они пришли к нам и сразу стали лидерами рынка. 3000 доставок в день — никто в РК такого не делает и не делал. Сейчас планируют свой вход на рынок Waldes — еще один бренд одежды, и «Техносила» — крупный игрок на рынке бытовой техники. В дальнейшем, я думаю, у нас будут игроки не только из России, но и из других стран», — говорит он.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №42 (474) от 6 декабря 2013

PDF, 1.90 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме