• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 17 апреля 2014

Все дороги ведут к инновациям

 

Недавно Всемирный банк опубликовал результаты своего очередного исследования состояния и качества торговой логистики в 160 странах мира. 

 

В результате проделанной работы эксперты пришли к выводу, что шанс стать логистическим хабом есть только у тех стран, кто готов вкладывать в развитие своей инфраструктуры. В связи с этим журнал «Реальный бизнес Казахстана» решил выяснить, какие эффективные технологии, применяемые во всем мире, внедряются сегодня в целях развития логистической отрасли в Казахстане.

 

Как известно, выгодное географическое положение — главный фактор огромного транзитно-логистического потенциала Казахстана. Однако этого недостаточно для построения успешной логистической структуры в стране с такой большой территорией и малым населением. Ведь нас нельзя сравнить с Германией, которая отличается качеством своей логистики, или Китаем, который славится оперативностью перевозок.

 

Исследователи же из Всемирного банка связали уровень показателей торговой логистики разных стран с уровнем их доходов и выявили некоторые закономерности. Оказывается, в странах с низким уровнем доходов качество торговой логистики лучше всего развивается за счет совершенствования инфраструктуры и повышения эффективности основных процедур пограничного контроля. Это, как говорят эксперты, может подразумевать необходимость реформирования именно таможенных органов и других ведомств, присутствующих на границе. Понятие старо как мир, но нам еще есть к чему стремиться в этом направлении.

 

Между тем страны со средним уровнем доходов добиваются лучших показателей благодаря повышению качества логистических услуг, в частности, за счет аутсорсинга транспортировки, экспедирования и складирования грузов. Ну а в странах с высоким уровнем доходов все больше признается важность и растет спрос на «зеленую» логистику, так называемые экологически чистые логистические услуги.

 

Если смотреть на то, что среди 160 стран по показателям эффективности торговой логистики мы стоим на 88-м месте и за последние годы этот показатель почти не изменился, то становится ясно, что Казахстан находится в первой группе стран. В лучшем случае в переходном периоде между первой и второй группами, где пограничные службы лучше, чем в Сомали, но логистика все же неидеальна, чтобы делать акцент только на ее качестве. Например, по мнению большинства экспертов, очень большим барьером для развития логистических услуг и их реального вклада в экономику является коррупция как на границах, так и внутри страны. С этим, по словам Айкына Уркимбаева, управляющего филиалом в Алматы международного холдинга AsstrA AG, занимающегося международной и внутренней логистикой, уже борются новые технологии: «Если раньше на стационарных постах на процедуру проверки затрачивалось определенное время, а также имела место коррупция, так называемый человеческий фактор, то теперь этого можно избежать», — говорит он.

 

По словам Айкына Уркимбаева, все дело в новой технологии, которая позволяет осуществлять автоматический замер в процессе движения транспортного средства. Это, в свою очередь, усиливает контроль над перегруженным транспортом, исключает беспричинные остановки сотрудниками дорожной инспекции, тем самым в корне исключая коррупцию.

 

«Вот уже год в Казахстане работают автосистемы взвешивания грузового транспорта в движении, и на сегодняшний день их 13. Система фиксирует весогабаритные параметры автомобиля в движении, не останавливая его. Если транспорт следует с превышением, то системой фиксируется данное нарушение, определяется владелец транспортного средства, ему направляется предписание о необходимости заплатить определенную сумму штрафа», — поясняет эксперт.

 

Оказывается, согласно статистике, после установки этой технологии в виде специальных арок в стране в 3,5 раза выросло число зафиксированных нарушений, и государственный бюджет пополнился на 715 млн тенге за счет уплаты штрафов. «Именно эти деньги пойдут на содержание и сохранение дорог в надлежащем виде, а также помогут отслеживать реальный грузопоток на казахстанских трассах. Это действительно важно для Казахстана — ограничивать въезд перегруженных транспортных средств, так как износ дорожного покрытия напрямую зависит от соблюдения существующих транспортных норм перевозчиками», — говорит эксперт.

 

Как объясняет г-н Уркимбаев, эта технология уже давно используется в развитых странах и успела показать высокую эффективность. Так, например, в США около 17 тысяч автоматизированных систем. Приблизительно такое же количество установлено на территории Евросоюза. И, как показала зарубежная практика, статистика нарушений на основных транзитных магистралях значительно снижается.

 

Борьба современных технологий с коррупцией на этом не заканчивается. В прошлом году в Казахстане был запущен еще один проект автоматического распределения специальных бланков для осуществления международных грузоперевозок. «Согласно данному новшеству отпала необходимость контактировать с сотрудниками транспортных инспекций в момент получения бланков-разрешений перевозчиком, так как заявление на получение бланков теперь регистрируется исключительно через портал электронного правительства. Все эти нововведения определенно оправданны и будут иметь дополнительные плюсы в будущем», — говорит г-н Уркимбаев.

 

По его словам, отныне сотрудники инспекций транспортного контроля не будут участвовать и в самом процессе распределения бланков. При поступлении в систему заявления от перевозчика количество положенных разрешений будет определено автоматически (два бланка на одну автомашину). После получения заявления от перевозчика инспектор заполняет бланки и отправляет их в ЦОН, где они возвращаются перевозчику. Благодаря автоматизации данного процесса срок выдачи сокращается с 4 до 2 дней.

 

Внедрение всех технологий для улучшения таможенных служб — задача государства, и, пока оно не устранит все самые главные проблемы, вклад в развитие транспортной логистики страны частных предприятий, логистических компаний не будет ощутим. Но это не значит, что им нужно стоять на месте. На фоне происходящих изменений, связанных с созданием ТС и, возможно, будущим нашим вступлением в ВТО, конкуренция на рынке торговой логистики в Казахстане становится нешуточной. Игрокам, как большим, так и мелким, не стоит стоять на месте, а нужно стараться внедрять у себя новые технологии и идеи для усовершенствования услуг и экономии ресурсов. К примеру, холдинг AsstrA AG решил подойти к этому со стороны пользы и удобства для своих сотрудников.

 

«В качестве последних технических новшеств в нашей компании я бы отметил программу OLM (Oracle Learning Management). Это удобная и эффективная система управления обучением на базе программной платформы Oracle. Используя возможности OLM, каждый сотрудник холдинга AsstrA может пройти адаптационное обучение, не выходя из собственного кабинета, этим повысить профессиональные компетенции, ознакомиться с необходимыми материалами о работе компании, поучаствовать в обсуждении программ с коллегами и руководителями, идти к намеченным целям по современным международным стандартам корпоративного обучения», — говорит г-н Уркимбаев.

 

Более того, в ходе использования данной программы в компании были отмечены такие выгоды, как сокращение времени на обучение, уменьшение затрат на командировки, связанные с обучением, увеличение числа обучаемых сотрудников за счет экономии средств на обучение, повышение качества обучения, возможность использования большого количества курсов и создания собственных профильных курсов.

Читать дальше

в издании РБК №4 (11) от 14 апреля 2014

PDF, 12.27 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме