• Екатерина Корабаева

  • 15 апреля 2014

Преображая экономику

 

 Ставка на современные технологии и методы управления позволяет, с одной стороны, продемонстрировать открытость страны для новых форм построения государства и управления экономикой, с другой — добиться успешного освоения этих технологий. О том, насколько на практике удалось в этом продвинуться Казахстану, в своем интервью журналу «Реальный бизнес Казахстана» рассказал управляющий директор SAP по странам СНГ Павел Гонтарев.

 

На ваш взгляд, насколько сегодня мы можем говорить о развитости IT-инфраструктуры в Казахстане? Какой она должна быть для полноценного развития IT-индустрии? 

 

 Мы видим, что IT-рынок Казахстана сегодня активно развивается. В первую очередь этому способствует четко сформулированная стратегия технологического развития государства. Программа «Информационное общество — 2020» является одной из приоритетных правительственных инициатив. Спустя всего два года после ее принятия количественный охват страны системами электронного государства составил 6%, территориальный — 7%. Предполагается, что всего через 6 лет доля ИКТ-сектора в ВВП страны вырастет до 4%, а доля государственных услуг, предоставляемых в электронном формате, составит 50%. Страна готова к освоению самых новых идей и технологий, например облачных. Проект нового закона «Об информатизации» предусматривает именно создание государственного облака. 

 

Второй немаловажный аспект состоит в том, что в Казахстане много компаний, готовых инвестировать в сегмент информационных технологий.

 

Все-таки насколько быстро идут те изменения в стране, о которых вы говорите? Если, например, сравнивать электронные правительства в странах СНГ, то чем выделяется Казахстан? За счет чего мы сможем продвинуться в рейтинге по индексу развития электронного правительства?

 

 Индекс развития электронного правительства является отражением развитости инфраструктуры в стране. И то, что Казахстан за последние шесть лет более чем в два раза улучшил свои позиции в данном рейтинге и вместе с Россией входит в топ-50 электронных государств мира, — большой успех и показатель потенциала информационных технологий в стране.

 

 Мы видим, как динамично развивается рынок телекоммуникаций. Масштабная государственная поддержка позволяет повышать уровень использования ИКТ, что важно для преобразования всех секторов экономики. Сегодня именно госсектор Казахстана является лидером технологических инноваций — это важное отличие Казахстана от других стран, где диалог между государством и обществом ведется стихийно или в большей степени по инициативе бизнес-сообщества. Фонд национального благосостояния АО «Самрук Казына» реализовал проект по созданию единой системы управленческой отчетности, что позволяет крупнейшей организации страны иметь прозрачную картину результатов деятельности национальных компаний.

 

 Руководство фонда располагает теперь актуальной и релевантной информацией для принятия управленческих решений. Следующий шаг — масштабная программа трансформации бизнеса национальных компаний, которая повысит эффективность процессов за счет использования новых технологий.

 

 Если говорить о том, какие дальнейшие шаги необходимы Казахстану для развития ИТ-индустрии и роста конкурентоспособности по отношению к другим странам мира, то основной фактор — инвестиции в людей. Необходимо развивать знания и квалификацию казахстанских специалистов в области ИТ-технологий. В стране должны быть люди, которые знают принятые во всем мире технологии, умеют их использовать и предлагать сервисы на их основе.

 

 Именно так сегодня делает Республика Беларусь. У них есть 4-5 крупных локальных ИТ-компаний, в которых работают тысячи специалистов по технологиям, имеющим мировое признание, в том числе и по технологиям SAP. Это дает возможность Беларуси входить в число мировых лидеров в области ИТ-аутсорсинга. Результат — сохранение знаний внутри страны, создание возможностей для профессиональной реализации людей, обладающих высоким научно-техническим потенциалом. Люди не уезжают работать за рубеж, а занимаются любимым делом и развивают высокотехнологичную экономику своей страны. Кстати, Беларусь — лидер еще по одному важному для инновационной экономики показателю — количеству людей с высшим образованием: она занимает 26-е место в мире среди 182 стран.

 

 У Казахстана тоже есть все возможности для такого развития. Внутренний рыночный потенциал и поддержка государства дают ИТ- компаниям четкое понимание, как развиваться в течение ближайших лет, какие задачи будет ставить государство, какие технологии будут востребованы. Ведь государство — крупнейший заказчик в области ИТ. Если при этом будут использоваться общепринятые мировые технологии и платформы, навыки и опыт казахстанских компаний найдут спрос и в близлежащих странах, которые пока развиваются не так активно.

 

Получается, что именно у Казахстана есть все шансы стать технологическим хабом для стран ЦА? В чем здесь вы видите сильные стороны Казахстана?

 

 Еще 10 лет тому назад это было не так. Однако сейчас у Казахстана есть четкая программа развития ИТ в стране, есть сильный внутренний спрос на технологические отрасли, успешно развиваются местные ИТ -компании, реализуются крупные проекты по внедрению современных ИТ-решений. Поэтому мой ответ — да, Казахстан может и должен стать таким хабом, используя потенциал внутреннего спроса.

 

Вы говорите о том, что наше государство делает большую ставку на освоение и применение технологий на практике. Если говорить об использовании ИКТ, насколько это будет влиять на преобразование других секторов экономики?

 

 Информационные технологии не могут быть самоцелью, они инструмент для повышения эффективности. Технологии позволяют внедрять новые подходы, более прогрессивные методы производства, инновации. Если говорить о государственном управлении, то задача технологий — обеспечить максимально удобную коммуникацию между населением и органами власти, доступность государственных услуг. Так же и в бизнесе — за счет технологий можно усовершенствовать работу компании, снизить издержки, повысить скорость создания и вывода на рынок новых продуктов.

 

Опыт каких стран, помимо приведенного уже вами примера Беларуси, будет интересно использовать Казахстану для развития ИКТ-сектора?

 

 Казахстан, как я уже говорил, выбрал свою стратегию и придерживается ее. Другие страны тоже идут сегодня своим путем. Если же говорить, например, про соседний Узбекистан, то там сделали ставку на активное привлечение опыта из-за рубежа. Для работы над стратегией технологического развития привлекли корейских специалистов — как известно, Южная Корея считается одним из мировых лидеров в области электронного правительства, в 2012 году она стала первой в мире по уровню его развития. Электронное правительство подразумевает не просто создание системы государственных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий: необходимо разработать и внедрить новую высокотехнологичную модель организации всей деятельности органов власти на основе современных ИТ-систем. И Южная Корея стабильно лидирует в рейтинге ООН, посвященном развитию электронных правительств, потому что основной акцент в программе создания электронного государства в этой стране сделан на удовлетворении информационных потребностей населения, развитии инноваций, культуры и образования. Менее чем за 40 лет Южная Корея, одна из беднейших стран Юго-Восточной Азии, сделала беспрецедентный скачок, став ведущим мировым производителем электроники и лидером в сфере высоких технологий. Сегодня в Южной Корее система электронного правительства позволяет сэкономить для госбюджета более $1 млрд, а общий социально-экономический эффект оценивается в $16 млрд, при этом более $4 млрд позволяют экономить системы электронных госзакупок и тендеров.

 

Узбекистан как раз идет по пути использования лучших практик, изучая и применяя южнокорейские знания и компетенции в этой области.

 

А если говорить про Россию?

 

 В России происходит то же самое, что и в Казахстане: электронное правительство активно развивается при поддержке государства. Уже открыто 640 многофункциональных центров (МФЦ), работающих по принципу одного окна, созданы ключевые элементы электронного правительства: единый портал госуслуг, электронные представительства министерств и ведомств, субъектов РФ, другие государственные информационные системы. Правительство утвердило стратегию инновационного развития России до 2020 года, согласно которой за предстоящие 10 лет доля инновационной продукции в промышленном производстве России должна вырасти до 25-30% — сейчас она составляет около 5% с устойчивой тенденцией к росту.

 

 По оценке компании Gartner, в России расходы на автоматизацию госсектора (включая проекты по электронному правительству) стабильны и составляют около $450-470 млн ежегодно. Произошел переход от внутренней информатизации ведомств к оказанию электронных услуг населению. Развитие электронного правительства является стратегическим направлением работы госсектора, провозглашено и поддержано руководством страны. Однако видение электронного правительства и электронного государства сформировалось относительно недавно, и немалую роль в этом сыграло изучение передового мирового опыта и появление первых проектов по автоматизации деятельности госструктур.

 

 Если говорить о решениях SAP, то их уже используют сегодня такие государственные структуры, как Администрация Президента РФ, Пенсионный фонд РФ, научный центр «Сколково», ЕРЦ Минобороны РФ, медицинский центр в Дальневосточном федеральном университете, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, правительство Ленобласти, администрация Пермского и Тюменского краев и др. И, конечно, государственные компании — ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ГК «Росатом», ОАО «Сбербанк». Однако не менее важно, чтобы информационные технологии и решения на их основе были доступны, понятны населению. В этом успех внедрения, ведь речь идет о таких массовых сервисах, как портал государственных услуг. Вопрос в том, насколько эффективно они используются.

 

Например?

 

 Например, насколько широко население пользуется этими самыми электронными услугами. Недавно в России Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) при поддержке SAP проводил широкомасштабное исследование уровня знаний населения об электронном государстве и электронном правительстве. Выяснилось, что 41% населения России еще не знает о таком федеральном ресурсе, как gosuslugi.ru, а ведь с его помощью можно получать в электронном виде услуги более 30 министерств и ведомств! Одной из целей создания электронного правительства в России является возможность получения к 2018 году 100% госуслуг самостоятельно и в любое время в электронном виде. Но на пути к этой цели важно не только создать инфраструктуру связи и преодолеть «цифровое неравенство», но и сформировать новую потребность населения: пользоваться электронными сервисами для получения госуслуг, активно участвовать в обсуждениях законодательных инициатив, градостроительных проектов, социальных реформ, используя системы электронного голосования и обратной связи.

 

То есть как в России, так и в Казахстане многое сейчас будет зависеть от популяризации данных услуг?

 

 Да. Поэтому сейчас большое внимание уделяется тому, как стимулировать развитие электронного правительства. Чем меньше времени нужно будет тратить на решение житейских вопросов, тем более активно население будет пользоваться государственными электронными услугами. Приведу личный пример. Недавно я менял водительское удостоверение и провел немало времени в ГИБДД: пришлось встать в очередь, отстоять ее и только через некоторое время получить нужную мне услугу. Однако я заметил, что те, кто заранее заполнял электронную форму заявки на получение этой услуги, проходили без очереди, им не пришлось тратить время на ожидание. Вот в этом упрощении взаимодействия между гражданином и государством, максимальном сокращении дистанции и полностью автоматизированном получении всех необходимых данных и состоит суть электронного правительства, суть госуслуги в электронном виде.

 

Здесь, наверно, сарафанное радио тоже должно сыграть хорошую роль. Сегодня кто-то пришел, сделал все без особых проблем, тут же написал об этом в социальных сетях либо просто рассказал знакомым. Люди, когда им понадобится, тоже не захотят в очереди стоять…

 

 Да, казалось бы, так просто, но именно такие простые и понятные преимущества способны стимулировать наших граждан становиться пользователями электронных государственных услуг. А это, в свою очередь, повышает спрос на ИТ-услуги, помогает развитию ИТ-отрасли, и механизм этот одинаково эффективен в любой стране. Современные технологии помогают создавать «умные» города — мегаполисы, удобные и безопасные для жизни и работы. В России SAP уже внедряет такие решения в крупных промышленных центрах, концепт решений для управления городским хозяйством был представлен в Москве: в единой системе организовано управление городским имуществом, муниципальными заказами, сферой ЖКХ. Уверен, что информационные технологии помогут государственным институтам и бизнесу любого масштаба грамотно и эффективно реализовывать свои задачи.

Читать дальше

в издании РБК №4 (11) от 14 апреля 2014

PDF, 12.27 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме