Новая ниша для инвестиций

 

Все ближе сводятся мосты между IT-сферой, интернетом и финансами, помогая гражданам быть ближе к деньгам и получению услуг, даже сидя перед компьютером. Это не могло не заинтересовать инвесторов, чьи денежные потоки также устремились в новую нишу. Мы предлагаем рассмотреть, что происходит сегодня на финтех-рынке.

 

Финтех в Казахстане начал свое развитие при активном использовании Всемирной паутины. Когда в стране появился скоростной интернет, многие финансовые, государственные и потребительские услуги стали предоставляться в электронном формате. Доступность и качество онлайн-сервиса с годами только улучшались, что существенно облегчило жизнь населению, предпочитающему не стоять в очередях для получения различного вида потребительских услуг.

 

Шесть лет назад казахстанский финансовый сектор начал выделять приличные суммы на исследования и создание перспективных инновационных продуктов. Венчурные инвестиции помогли многим стартапам увидеть свет и найти себя в массовом потреблении.

 

Ныне отечественный финансово-технологический рынок охватывает две фундаментальные ниши — онлайн-банкинг и онлайн-микрокредитование. Причем вторая только набирает обороты.

 

Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА Казахстан») при поддержке ОЮЛ «Казахстанская ассоциация финтех» провело первое исследование финтех-рынка и онлайн-микрокредитования.

 

Генеральный директор RAEX Адиль Мамажанов

 

Мы с большим удовольствием приступили к анализу рынка онлайн-микрокредитования. Этот сегмент сейчас динамично развивается в отрасли финансовых услуг. В нашем исследовании приняли участие пять компаний: «Онлайн Финанс» (бренд Moneyman), «Кредит24», «Займер», «Честное слово Казахстан» и «Кредито».

 

С одной стороны, было трудно начать это исследование, потому что не было никакого представления о том, что собой представляет данный рынок в Казахстане. С другой — мы нашли сильный отклик от игроков, провели целый ряд интервью, собрали данные и интегрировали ключевые сведения о динамике развития.

 

О почве для роста

 

Если банки ориентируются на платежеспособных заемщиков, хороший залог и длительные сроки, то онлайн-микрокредитование основывается на выдаче денег для покрытия каких-либо небольших личных расходов заемщиков. Речь идет о так называемой unbanked-аудитории, которая не отвечает требованиям банковского сектора.

 

По данным Первого кредитного бюро, за три года с момента запуска первого сервиса онлайн-кредитования совокупный кредитный портфель достиг 12,9 млрд тенге (0,3% рынка потребительского кредитования) с охватом более 350 тыс. контрактов.

 

По итогам 2016 года суммарный объем выданных онлайн-микрозаймов «до зарплаты» составил 8,9 млрд тенге (2,5 млрд тенге в 2015 году), количество займов — 239 тысяч (67 тысяч в 2015 году), а совокупный портфель участников исследования по состоянию на начало 2017 года составил 3,1 млрд тенге против 914 млн тенге на начало 2016 года.

 

Участники рынка, которых мы опрашивали, выделяют несколько факторов, обусловливающих динамичный рост рынка. В первую очередь это фундаментальные факторы, такие как глубокое проникновение интернет-банкинга, развитие технологий, позволяющих оперативно оценивать кредитоспособность потенциального заемщика. Также сказывается фактор изменения поведения потребителей. Потребитель чаще уходит в интернет, все больше услуг получая дистанционно через онлайн-сервисы. Важнейший фактор, совпавший с выходом финтех-компаний на казахстанский рынок, — ухудшение экономической ситуации и, как следствие, снижение объема потребительского кредитования со стороны банков, снижение ликвидности в банковском секторе и замедление деловой активности.

 

О конкуренции

 

Конкурируют на рынке в данный момент 16 онлайн-организаций, десять находятся в активной фазе. Из пяти компаний, принимавших участие в нашем исследовании, три — «выходцы» с российского рынка.

 

При этом компании c иностранным участием имеют определенные преимущества в виде фондирования материнским капиталом, наличия опыта запуска и продвижения подобного бизнеса на других рынках.

 

Конкурентная борьба на рынке, по мнению его участников, пока еще не вступила в агрессивную фазу. По большей части игроки конкурируют не за счет процентной ставки. Кто получит большую долю рынка, чаще зависит от наличия программ лояльности, предоставления крупных займов и улучшения качества сервиса.

 

О продуктовой линейке

 

Продуктовая линейка компаний онлайн-микрокредитования не очень обширна. Основной продукт — займы «до зарплаты». Выдаваемая сумма — от 5000 до 150 000 тенге на короткий срок — от 3 до 30 дней под 1-2% в день.

 

Портрет клиента

 

Ключевая целевая аудиторию рынка онлайн-микрокредитования — люди, которые хотят получить заем на покрытие текущих расходов до зарплаты. В целом можно представить такой портрет потребителя: холостой городской житель среднего возраста с высшим образованием, имеющий стабильный доход, трудящийся по найму, со средней зарплатой 100 тысяч тенге, не имеющий дополнительных источников дохода, активный пользователь интернета (совершает онлайн-платежи за коммунальные услуги и связь).

 

О регулировании

 

Один из ключевых вопросов дальнейшего развития рынка — государственное регулирование. Все участники нашего исследования отмечают, что рано или поздно государство начнет этот процесс. Делать это нужно осторожно, чтобы, с одной стороны, дать рынку расти и развиваться, с другой — защитить потребителя финансовых услуг.

 

Участники рынка в качестве примера приводят опыт России, где регулятор достаточно аккуратно подошел к вопросу регулирования. Центральный банк России установил дневную ставку в размере среднеквартальной по рынку +/- 20%. Благодаря таким показателям дневная ставка по онлайн-микрозаймам устанавливается в пределах от 1,6 до 2,4% в день. Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина так обозначила свою позицию по финансовым технологиям: «Пока финансовые технологии не так масштабны, мы не должны передавить своим регулированием то, что не несет еще системных рисков. Мы должны давать новым технологиям развиваться».

 

Такой принцип именуется на мировом финансовом рынке «регуляторной песочницей», его придерживаются страны Северной Америки, Европы и Юго-Восточной Азии. Это позволяет сектору практиковаться в использовании и обработке новых сервисов и технологий, становиться конкурентоспособным и ориентированным на клиентов.


Ерлан Смайлов, исполнительный директор Казахстанской ассоциации финтех

 

Члены нашей ассоциации понимают, что один из ключевых вопросов, закладывающий фундамент долгосрочного развития рынка, — это отношения с клиентом. Мы осознаем, что нужно защищать потребителя, не только потому, что это правильно, а поскольку в этом есть прямой экономический смысл. 60-70% наших клиентов становятся постоянными, и нам нужно о них заботиться.

 

Мы видим, что рынок растет не только из-за того, что компании прикладывают к нему руку, но в силу экономической ситуации. В связи с кризисом доходы домохозяйств падают, что вынуждает людей в конце каждого месяца брать взаймы в компаниях нашего сектора, чтобы уплатить квартплату и пр. Исследование коллег из компании «Займер» показало, что достаточно большая часть аудитории кредитуется в онлайн-компаниях, чтобы погасить банковские кредиты.


Андрей Игнатенко, генеральный директор Moneyman

 

Мы считаем, что финтех-сектор будет расти. Потребность на рынке есть, тем более что он находится на этапе становления. Будут появляться новые игроки, так как ниша очень молодая. Сейчас вы видим позитивную тенденцию: за последний год в нашем портфеле более чем двукратно увеличилось количество пользователей, которые пользуются онлайн-банкингом, соответственно, растет финансовая грамотность населения.

 

Сейчас в финтехе продвигается только сектор онлайн-банкинга и онлайн-микрозаймов. Возможно, в будущем на отечественном рынке появится еще и функция страхования.

 

Финансовые технологии включают в себя простоту, удобство, непривязанность к локации, что исключает стояние в очередях и потерю времени.


Давид Тедиашвили, представитель компании по онлайн-кредитованию 1click (Грузия), посетивший Алматы для ознакомления с казахстанской финтех-индустрией

 

Наша заинтересованность рынком Казахстана вызвана тем, что мы рассматриваем страны СНГ. Это та среда, которая нам более или менее знакома. Несмотря на то что финтех-индустрия находится на раннем этапе развития, после того как мы поговорили с несколькими участниками вашего рынка, у нас сложилось ощущение, что в Казахстане эта ниша правильно развивается. Например, у нас в Грузии были проблемы с жестким регулированием. То, что мы на данном этапе видим в Казахстане, позволяет нам предполагать, что вы движетесь в правильном русле. У нас проблемой было еще и то, что не было исследований рынка. Никто не старался играть по одним правилам.

 

Темирлан Нихамбаев

 

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме