Первые лучи рассвета электронной музыки в Казахстане

 

В отличие от поколения 80-х, выросшего на рок-музыке, дети 90-х предпочитают нестандартное звучание. При этом молодые исполнители Казахстана в отличие от своих предшественников стали делать более качественный контент, и их труд уже дал результаты. К примеру, электронная музыка в стране уверенно движется к своей аудитории.

 

Каково место электронной музыки в сознании казахстанской аудитории? Можно ли заработать на электронной музыке? Такие вопросы мы задали казахстанскому электронщику Electric Child (настоящее имя — Виталий Угай). За полгода ему удалось влюбить в себя слушателей своими атмосферными треками не только в Казахстане, но и в России. «&» подготовил инструкцию, как хобби превратить в прибыльное дело, и узнал, когда настанет звездный час этого жанра в нашей стране.

 

 

В каком возрасте вы увлеклись музыкой?

 

В 7-м классе я купил плеер. В нем умещалось только 10 песен, и я бесконечно слушал их. Все свободное время посвящал поиску, отбору и прослушиванию музыки. Я не слушаю песни по отдельности, поскольку предпочитаю наслаждаться альбомом целиком. Для меня он как книга, которую обязательно нужно дочитать, чтобы узнать развязку.

 

Почему именно электронная музыка?

 

Я не ограничиваю себя в жанрах. Тем не менее, особо не углубляясь, мою музыку легче назвать электронной. Так ее называют потому, что она пишется на компьютере.

 

Вы творите в студии или дома?

 

Исключительно дома. В студиях техника не моя и ощущения не те. Дома мне намного уютнее. Все свои произведения я писал в Шымкенте — в своей зоне комфорта. Но когда долго находишься в зоне комфорта, не будет музыкального развития. Поэтому я решил, что отныне буду писать в Алматы.

 

Изначально вашей целью было заработать или вы писали «для себя»?

 

Как человек объективный, я понимал, что в Казахстане не получится много заработать, если ты не пишешь «той-музыку». Я осознавал, что нужно очень много трудиться, чтобы хорошо зарабатывать.

 

Ваш первый «музыкальный» заработок?

 

В 21 год я начал сочинять музыку. Сразу начали приглашать. В Шымкенте я выступал в пабах и барах. На песни в новомодных жанрах пока нет большого спроса. Ни Bandcamp.com, ни iTunes не приносят денег казахстанским музыкантам. Тем не менее я и несколько моих друзей покупают музыку. Мне никогда не жалко денег на диск, будь то винил, CD или отдельный сингл в интернете.

 

В ноябре вы выступили в Hard Rock Cafe. Как часто такие мероприятия пополняют ваш бюджет?

 

Вот такие концерты — это основной заработок наших музыкантов. Хорошо, если приглашают на фестивали, но когда приглашают в клубы, я там нечастый гость. Конечно, можно заработать круглую сумму, но если ты будешь часто выступать в клубах, твое имя станет чуть поменьше. У меня два вида выступлений. Live — где я играю только свои песни. Соответственно, нужно больше сил, денег и площадка. А с сетом я могу выступать в клубах хоть каждые выходные.

 

Лайвы приносят больше дохода, но они не так часто происходят.


Справка

 

Live — прямая передача звука из мест проведения каких-либо мероприятий, сет — набор треков, которые DJ сводит в один микс.


За 2016 год сколько у вас было лайвов?

 

С десяток.

 

Сколько вы зарабатываете за лайв?

 

Одно мое выступление стоит 150 тысяч тенге. Все зависит от площадки. У меня есть определенные требования. Организатор отправляет мне приглашение, где указано место, время, кто будет выступать вместе со мной. Отсюда складывается сумма.

 

Значит, около миллиона вы заработали за 2016 год исключительно на лайвах?

 

Около того.

 

Дайте рекомендации, с чего начинать неопытному музыканту. Как не стать «бедным диджеем»?

 

Точной формулы нет. К примеру, я могу выступать каждый день в разных клубах и пабах и заработать на этом кучу денег. Но это не нужно ни слушателям, ни мне. У каждого заведения своя аудитория. Я знаю, что определенной аудитории я не нужен, и не пойду выступать туда.

 

Даже если пригласят?

 

Даже если пригласят.

 

Вас пригласили на Bosco Fest в Москве. Как вышло, что вашу музыку знают больше там, а не здесь?

 

Благодаря социальным сетям. Везде, где бы я ни был, всегда настаиваю, чтобы писали, что я из Казахстана. Этим я старался увеличить свою аудиторию здесь. К сожалению, не всегда выходит так, как хочется.

 

После фестиваля в вас изменилось что-то? Какой фидбэк вы получили от своей аудитории?

 

Именно этот фидбэк дает мотивацию для роста. Такие фесты дают толчок тому, чтобы творить и создавать что-то новое. Когда я представляю, что какая-то девушка в Москве, сидя в метро, слушает мою песню, я понимаю, что все, что я сделал и делаю, не зря.

 

Можно ли такие тематические фесты сравнивать с нашими фестивалями и концертами? Что необходимо изменить и добавить в продвижении казахстанским музыкантам, организаторам и record-студиям?

 

Наша публика не подготовлена к большим фестивалям. Она скованная и не умеет веселиться. Необходима локальная поддержка аудитории, СМИ и властей. Я знаю много исполнителей, чьи клипы не брали на наши телеканалы и радиостанции. Ужасно, что постоянно смотришь на всяких Нюш и Потапов. Это неправильно. Ведь можно взять нашего исполнителя, у которого качественный контент. А они просят заоблачную сумму. В Англии телеканалы, например BBC, оказывают огромную поддержку своим молодым исполнителям — много разных премий, которые дают бонусы — деньги, имя, статус. Должно пройти несколько лет, чтобы изменилось мышление людей и они поняли, что наши музыканты творят не хуже.

 

Назовите основные показатели качества и окупаемости электронной музыки в Казахстане.

 

В наше время окупаемость не зависит от качества. Если взять электронную музыку, то в нашей стране большей популярностью и окупаемостью может похвастать жанр EDM (Electronic Dance Music — широкий спектр жанров и стилей электронной музыки, направленных на развлекательную индустрию). Такая музыка очень простая, громкая и самая окупаемая. Но не скажу, что это качественно и такую музыку сложно сочинять. Если бы я погнался за быстрыми деньгами, то занялся бы такой музыкой. У нас нет таких, как Avicii или Calvin Harris. Но если появятся, уверен, они будут купаться в деньгах.

 

На данный момент музыка для вас стала доходным хобби?

 

Да, но я не считаю себя диджеем. Я в большей степени songwriter и продюсер. Но у нас слово «продюсер» понимается как что-то пошлое. В Америке абсолютно правильное понимание слова producer. От слова produce — выпускать. Он главный после исполнителя. От продюсера зависит, каким будет альбом. Мой основной доход — не выступления, а написание песен. Я пишу песни для актрис, молодых исполнительниц. Уже около 30 человек обратились ко мне. Большинству я отказываю.

 

С какими музыкантами вы сотрудничаете?

 

Мне тяжело сотрудничать с людьми во время написания песни. Много с кем планировали сотрудничать — Zzara, Marty Crown и другие. Но не сложилось. А с Молданазаром мы на одной волне звучания, и песня в процессе написания.

 

Я начал понимать, чего хотят слушатели. Они не хотят мрачного, печального и медленного. Они пришли потанцевать и послушать хорошую музыку. Я подстраиваюсь под свою аудиторию. И мой следующий альбом будет таким. А второй альбом по концепции сложнее, и пишу его я от себя. Он будет электронный и на русском языке. Этим альбомом я нацелен на российский музыкальный рынок. Там подготовленная аудитория и денег больше.

 

Музыкальная сцена Казахстана на стадии развития. На ваш взгляд, когда наши «электронщики» будут зарабатывать достойно?

 

Кому-то будет достаточно того, что зарабатываю сейчас я. Кому-то недостаточно. Я не ставлю себе цель заработать как можно больше. Самое главное — аудитория. На данный момент у меня нет больших трат и семьи, моя цель — увеличить число слушателей.

 

Казахстанская музыкальная сцена развивается неплохо. 3-5 лет назад никто не представлял, что у нас будут такие качественные фестивали. А 4 года назад в Казахстане не было инди-исполнителей. Данил Солдатов создал лейбл и оказывает большую поддержку отечественным музыкантам. Molto Loud, Far In Gate и другие очень молоды и талантливы, и то, что он им помогает, — большой плюс.

 

Когда «электронщикам» будут предоставлять большие площадки и выполнять их требования и просьбы?

 

Это все зависит от качества исполнителей. Не организаторы виноваты, если твоя музыка не приносит прибыли. Все будет зависеть от продвижения в социальных сетях и прочей рекламной деятельности.

 

Две ключевые фигуры имеют силу: работоспособный и талантливый исполнитель и умелый организатор, который сможет оформить площадку, заинтересовать СМИ и т. д. Молодые неизвестные исполнители будут смотреть на нас и вдохновляться. Спросят себя: «Чем я хуже?!» — и смело войдут в музыкальную сферу. Дальше будет конкуренция. Если будет конкуренция, то будет качество и развитие.

 

От автора

 

А мы желаем Виталию удачи и надеемся, что его пример поможет начинающим исполнителям стать смелее и не бояться остаться «за бортом».

 

Айнур Нурманова

 

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме