• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 8 декабря 2016

Турция устанавливает премиальный стандарт в мире цитрусовых

 

Несмотря на географическую близость Китая и дешевизну его товаров, мы предпочитаем покупать турецкие продукты. Почему так происходит и в чем конкурентные преимущества турецких экспортеров на примере рынка цитрусовых? Об этом мы поговорили с главой совета директоров Восточно-Черноморской ассоциации экспортеров Турции Ахметом Хамди Гурдоганом, который также входит в совет директоров Группы по продвижению турецких цитрусовых (NTG).

 

Насколько я знаю, Турция находится в топ-10 мировых лидеров по производству и экспорту цитрусовых. Расскажите про этот рынок и ваших планах его развивать.

 

Объем общего экспорта Турции составляет более 150 млрд долларов в год, цитрусовым из этого объема принадлежит около 5%, и эта цифра устойчиво растет. Турция занимает девятое место в мире по объемам производства цитрусовых с долей в 2,7% общемирового производства. Цитрусовые выращивают в Турции на протяжении многих лет, однако лишь в последнее время мы получили возможность на достойном уровне конкурировать на международных рынках благодаря созданию имиджевой программы «Сделано в Турции», направленной на популяризацию турецких брендов и турецкой продукции.

 

Насколько вы хотите увеличить экспорт цитрусовых в Казахстан? Связано ли это с уменьшением экспорта в Россию?

 

Турция третья по величине страна по объему экспорта цитрусовых в Казахстан. Среди турецких цитрусовых, поступающих на казахстанские рынки, первое место занимает лимон, второе — грейпфрут. Мы ставим себе цель дойти до 100 тыс. тонн экспорта цитрусовых в страны этого региона в ближайшие годы.

 

Хочу отметить: наш сегодняшний интерес расширяться на рынке Казахстана не связан с Россией. Как вы знаете, сейчас отношения между Россией и Турцией налажены. Казахстанский же рынок нам знаком не первый год, в последние годы мы даже немного увеличили товарооборот. Сейчас Турция больше рассматривает вашу страну как логистический центр, возможности и преимущества которого пока не до конца использовались. Из Казахстана можно делать поставки во все ближайшие регионы — Киргизию, Узбекистан, Туркменистан и т. д.

 

Кто ваши конкуренты в Казахстане? Как вы будете конкурировать с ними?

 

На первом месте среди наших конкурентов на казахстанском рынке цитрусовых стоит Китай. Но тут нужно не забывать, что большинство турецких продуктов в Казахстан заходят через Россию, и официально этот объем не отражен как турецкий экспорт. На самом деле турецкого экспорта на казахстанском рынке намного больше. Но, по нашему мнению, даже этого объема недостаточно.

 

Китай находится в пяти часах езды на автомобиле от Казахстана. Но место, где растут цитрусовые, в Китае находится в 4200 километрах от Казахстана. Расстояние между турецкой Аданой и Казахстаном — 3600 километров. Сейчас Турция завозит свой товар в Казахстан из Москвы, и цена поставки намного выше, чем могла быть. Но, как ни странно, на казахстанском рынке турецкие лимоны на четверть дешевле китайских. И спрос со стороны конечного потребителя на турецкий лимон больше, чем на китайский. Если мы решим вопросы логистики между нашими странами, на вашем рынке турецкие цитрусовые будут стоить еще дешевле.

 

Если проводить аналогию с рынком легкой промышленности, то тут такая же ситуация — Турция конкурирует с Китаем. Но турецкие вещи у нас ценятся больше. Наверное, с цитрусовыми так же. Как турецкие производители достигают таких результатов?

 

Турция на государственном уровне очень много внимания уделяет качеству своих агропродуктов, чтобы они соответствовали мировым стандартам. Раньше сезон цитрусовых в Турции продолжался три месяца. Сейчас благодаря современным технологиям мы увеличили этот временной промежуток до десяти месяцев, обеспечивая такое же качество.

 

Мы пристальное внимание уделяем химическому составу почвы и экологичности и качеству наших продуктов. Может, поэтому, несмотря на низкие цены и доступность китайских продуктов, наши фрукты пользуются хорошим спросом не только в Казахстане, но и в других странах региона.

 

Для выращивания хорошего фрукта нужны пять условий. Первое — это климат, второе — число солнечных дней в году, третье — состав почвы, четвертое — полив, пятое — технологии и знания. Мы живем в Анадолу. Аллах так распорядился, что дал нам прекрасные земли с большим количеством солнечного света. В первую очередь качество наших фруктов — это заслуга нашей природы.

 

Во-вторых, мы изначально производим цитрусовые премиального качества, так называемые столовые сорта. Основные наши мировые конкуренты в большинстве своем производят цитрусовые для производственных целей. Например, Аргентина выращивает лимоны для производства лимонной кислоты, Бразилия — для апельсинового сока. И только оставшуюся часть они отправляют на экспорт.

 

Для нас же одинаково важны вкусовые качества, внешний вид, содержание полезных веществ, и поэтому мы конкурентоспособны во всем мире.

 

Да, про турецкий сервис в Казахстане хорошо знают. Какую помощь вы как Восточно-Черноморская ассоциация экспортеров предоставляете экспортерам и их партнерам из других стран?

 

Мы всегда стараемся помогать и даже обучать наших партнеров и клиентов. Как правильно хранить, транспортировать и даже продавать и доставлять продукт до двери конечного потребителя. При необходимости мы поддерживаем клиентов в вопросах логистики. Также мы можем доставить наши цитрусовые на условиях консигнации, то есть покупатель сначала получает товар, продает у себя в стране, а потом производит оплату.

 

Также, если у клиента есть партнер, который уже работал с нами и показал свою добросовестность, он может получить от нас товар по гарантии этого партнера. Например, если предприниматель уже занимается продажей турецких цитрусовых в России и заслужил наше доверие, он может помочь начать бизнес своему родственнику или другу из Казахстана, предоставив ему гарантию. Насколько я знаю, таких условий сейчас нигде в мире нет. Мы хотим начать новый этап торговых отношений именно с таких шагов.

 

Турция поддерживает своих экспортеров разными способами. Например, если гражданин Турции открывает в другой стране точку продажи, турецкое государство оплачивает 70% стоимости его аренды. Что тут примечательно для казахстанских бизнесменов? Если гражданин Турции создает с гражданином Казахстана совместное предприятие, они также могут рассчитывать на такую поддержку. Это очень выгодно и удобно.

 

Медиа-поддержку и связь с бизнес общественностью по всему миру уже не один год Группе по продвижению Турецких Цитрусовых оказывает Global Connection Media SA во главе с генеральным координатором проекта Онуром Тайсу .

 

Что касается крупных проектов, таких как турецкие супермаркеты «Рамстор», то наше государство дало им кредит через «Эксимбанк». Это турецкий банк, поддерживающий экспортеров. В Казахстане он тоже работает. Насколько я знаю, если турецкий и казахстанский бизнесмены создают совместное предприятие, они могут получить кредит на развитие бизнеса в «Эксимбанке». Конечно, проект должен получить определенное согласование и иметь государственные гарантии.

 

Наши государства с самого начала поддерживают братские взаимоотношения. Нам приятно работать вместе. Мы надеемся, что в ближайшем будущем экономические отношения между нашими странами станут еще лучше, и мы вместе достигнем больших высот.

 

Подробнее о турецких цитрусовых.

 

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме