• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 9 апреля 2014

Играть по одним правилам

 

 Участники финансового сектора Казахстана не хотят, чтобы создание единого финансового рынка в рамках ЕЭС прошло без учета их мнения.  Убедиться в этом можно было по реакции банкиров и других участников рынка на новость о создании в ближайшее время единого центробанка  для  Казахстана, России и Беларуси.

 

 Напомним, как следует из проекта соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств - участников ЕЭС от 14 января 2014 г., единый центробанк планируется создать к 2015 году. Новость  о столь коротких сроках вызвала бурную реакцию среди игроков финансового сектора Казахстана.

 

 Позже первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщил, что  все-таки единый наднациональный финансовый банковский регулятор в ЕЭС, в состав которого входят Россия, Беларусь и Казахстан, может быть создан к 2025 году.  

 

 Тем не менее участники казахстанского финансового сектора опасаются, что в случае стремительных интеграционных процессов им могут быть навязаны новые правила игры. В связи с этим они  сходятся во мнении, что создавать единый регулятор  в краткосрочной перспективе это все равно что пустить телегу впереди лошади. Особенно для Казахстана. Так, по словам председателя правления  Народного банка Казахстана Умут Шаяхметовой, создавая сейчас  единые органы и пространства, мы как страна рискуем своей экономической и политической независимостью. «Таможенное законодательство, визовые вопросы, перемещение рабочей силы и т. д. -  это интересно.  Но если завтра дело коснется, к примеру, создания единой валюты или единого регулятора, то для нас это обернется потерей определенной свободы… На эту тему уже  высказались   Национальная палата предпринимателей и Ассоциация финансистов Казахстана. Вывод один - пока мы не видим ни самой законодательной базы, ни основных принципов построения регулирования, мы не поддерживаем учреждение такого органа и считаем, что на сегодняшний день мера по его созданию преждевременна», - делится  своим мнением глава банка.

 

 Беспокойство казахстанских финансистов вполне понятно: являясь страной с относительно слабой конкурентоспособностью в экономике, Казахстану может быть неудобно двигаться в такт музыке, которую будет заказывать общий регулятор. Ведь сам банковский сектор Казахстана пока не отличился высокой эффективностью в управлении и страдает от груза плохих кредитов.

 

 В свою очередь, по словам аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)  Ерлена Бадыхана, перенос даты создания Единого регулятора с 2015 на 2025 год обоснован тем, что для гармонизации финансовых систем трех стран требуется более продолжительное, чем считалось ранее, время. К тому же до 2025 года членами ЕЭС потенциально могут стать еще одна или несколько стран со своим финансовым рынком.

 

 Согласно имеющейся сегодня информации, единый регулятор будет располагаться на территории Казахстана и  играть для ЕЭС примерно ту же роль, которую играет сейчас для еврозоны Европейский центробанк в городе Франкфурте-на-Майне, чья дирекция состоит из представителей крупнейших стран Евросоюза. Отметим, что у стран еврозоны сохранились свои банковские регуляторы на уровне национальных центральных банков.

 

 В связи с этим эксперты АИРИ полагают, что при создании Единого регулятора упразднения казахстанского, российского или белорусского нацбанков не произойдет, а расположение регулятора на территории Казахстана усилит его переговорную позицию. Тем не менее с течением времени могут возникнуть риски того, что наднациональный орган будет оказывать большее влияние на выработку монетарной политики отдельной страны, чем ее национальный контролирующий орган.

 

 Между тем председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин считает, что пока  сложно сказать что-либо про Единый регулятор, поскольку еще не начал действовать сам Евразийский экономический союз. «Если проводить аналогию с Европейским центробанком, то ему пока также не переданы функции регулирующего органа, как это планировалось ранее. Кроме того, некоторые страны ЕС высказались за некоторое ограничение функций единого регулятора, например, Германия пожелала сохранить права надзора за государственными земельными банками. В любом случае, создание единого наднационального финансового банковского регулятора в Евразийском экономическом союзе требует изменения существующих законодательных норм в странах - участницах ЕЭС», - говорит он.

 

 Он также считает, что примерный срок, обозначенный российским вице-премьером, объективен: «По-видимому, это достаточный срок для детальной проработки, исследований и консультаций в рабочих группах с учетом мнения всех заинтересованных в данном процессе сторон. Также необходимо изучить и проанализировать положительные и отрицательные моменты интеграционной деятельности Евросоюза, у которого уже накоплен достаточно большой опыт взаимодействия», - говорит г-н Ханин. Казахстану, по его словам, это даст расширение торгово-экономических связей, привлечение новых инвестиций, развитие конкуренции, предоставление условий для свободного движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы.

 

 Оптимистичные по сравнению с реакцией представителей банковского сектора ожидания г-на Ханина, возможно, объясняются не столь плачевным состоянием страхового рынка Казахстана. «Хотелось бы отметить, что в плане регулирования Казахстан в некоторых моментах опережает своих соседей. Как пример среди стран СНГ именно в Казахстане была впервые введена Единая страховая база данных. Видимо, во многом благодаря развитому институту регулирования, опыту по постоянному совершенствованию нормативной базы расположение единого наднационального  регулятора планируется в Казахстане», - говорит он.

 

 Тем временем директор департамента аналитики АО «Асыл Инвест» Айвар Байкенов, соглашаясь с мнением, что на данный момент страны не готовы к общему наднациональному регулированию финансового сектора, тем не менее считает, что в будущем создание такого регулятора, как и потенциальное введение единой валюты в ЕЭС, выглядит логичным шагом. Однако  при этом эксперт заостряет внимание читателя на политических моментах и существующих дисбалансах, которые  будут максимально сдерживать реализацию такого сценария. «Существует потенциальный выигрыш одной из сторон, который будет использовать ресурсы регулятора с акцентом на свои нужды, и потенциальный проигрыш других сторон, которые останутся с более слабым правом голоса. То есть в целом мы полагаем, что, как и в случае с Таможенным союзом, Казахстан окажется в более невыгодном для себя положении. Пока мы не разберемся с собственными проблемами на финансовом рынке, в частности в банковской системе, создание единого регулятора желательно отложить на более поздние сроки», - считает Айвар Байкенов. 

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №11 (488) от 4 апреля 2014

PDF, 5.07 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме