• Алтынай Айтбаева

    Журналист

  • 2 ноября 2016

Акан Сатаев: «Идеология порой бывает бесценна»

 

Казахстанская киноиндустрия покоряет отечественных зрителей захватывающими сценариями, качественной съемкой и открытием новых имен. Самый узнаваемый и коммерчески успешный режиссер страны Акан Сатаев 3 ноября представит на суд зрителей новый кинопродукт — «Районы».

 

Криминальная драма передает дух конца 80-х и рассказывает историю «пацанов с района», привыкших по-своему в то время решать возникающие конфликты.

 

Дебютирует в фильме дочь Акана Сатаева — Марйам Сатаева. Среди актеров вы увидите также молодых вайнеров (Женис Омаров и Шарип Серик).

 

Редакция «&» побеседовала с режиссером о киноиндустрии, окупаемости картин, а также о ценности драмы «Районы».

 

Расскажите об особенностях производства кино в Казахстане.

 

Кино в нашей стране производится разными путями и способами: кто-то снимает фильмы на государственные деньги, кто-то — на частные, а кто-то и вовсе без денег. К сожалению, численность населения нашей страны не столь велика, чтобы говорить о большом кинорынке. Поэтому мы серьезно ограниченны в производственных бюджетах. В конце 2015 года моя компания Sataifilm, компания KCG и Bank Astani основали фонд Astana Film Fund, основной задачей которого является производство коммерческих фильмов — фильмов, которые смогут себя окупить в нашем прокате и, если повезет, еще и приносить прибыль. Проведя аналитику, пришли к выводу, что будем производить фильмы с бюджетом, не превышающим 350 тысяч долларов. «Районы» — первый продукт фонда. В эту сумму входит и продвижение картины.

 

На чем основана такая цифра?

 

Тут простая арифметика. В нашем прокате самый кассовый фильм — это «Аватар» Джеймса Кэмерона. Он собрал чуть более 3 млн долларов в Казахстане. Половина этих сборов идет кинотеатрам, с другой половины 5–10% уходят прокатной компании, и только остальное достается авторам фильма. Теперь возьмем в пример мой дебютный фильм «Рэкетир», который заработал в 2007 году 1,2 млн долларов, из которых нам досталось около 500 тысяч. Но мы говорим сейчас об успешных проектах. А ведь, запуская фильм в производство, никто не гарантирует его кассового успеха. Поэтому, взвесив все за и против, фонд решил поставить предел в бюджете для производства своих фильмов в 350 тысяч долларов.

 

Можете дать совет начинающим режиссерам?

 

Если вы хотите снимать прокатное кино, то очень важно правильное бюджетирование предстоящего фильма. И, безусловно, продукт, который вы хотите сделать в итоге, должен быть очень высокого качества. Такой продукт, на который будет спрос. Если человек — дебютант, советую опустить финансовую планку еще ниже.

 

Ваша последняя картина «Дорога к матери» понравилась казахстанскому зрителю. Каковы цифры по прокату?

 

По фильму «Дорога к матери» получил много положительных отзывов и пожеланий. К сожалению, не располагаю данными о финансах. Но как режиссер могу сказать, что проект был больше идеологическим, нежели коммерческим. Государство в лице Министерства культуры и студии «Казахфильм» выделило бюджет на эту картину, заведомо зная, что окупить ее будет крайне тяжело в нашем прокате. Идеология порой бывает бесценна.

 

Недавно вышла картина Нуртаса Адамбая «Тараз». Складывается впечатление, что в казахстанской кинематографии тренд сейчас на криминальные фильмы. Так ли это?

 

Думаю, у нас тренд на комедии. (Смеется.) Их гораздо больше в прокате. Я не выбираю специально жанр, мне важна сама история. И то, какой посыл она несет. Это должно быть полезно для зрителей и общества. Безусловно, прокатный потенциал фильма очень важен, если мы говорим о коммерческих проектах.

 

Каковы ваши ожидания по драме «Районы»?

 

Ожидания очень хорошие. Надеюсь, наш фильм понравится зрителям и свою работу начнет сарафанное радио. Хорошая касса будет серьезно влиять на наши следующие проекты. Когда кино окупается, есть прибыль, это придает нам сил и уверенности в реализации будущих задумок.

 

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме