• Аскар Муминов

    корреспондент

  • 21 октября 2016

Место под инвестиционным солнцем

 

Масштабные экономические преобразования, которые объявил главный претендент на пост президента Узбекистана, премьер-министр Шавкат Мирзияев, вызвали живой интерес в экспертной среде. Серьезные экономические реформы, начатые новым руководством соседнего государства, могут изменить расклад сил и привести к вытеснению Казахстана с передовых позиций в регионе, считают аналитики. Однако до сих пор неясно, насколько серьезна заявка Ташкента на статус нового экономического центра ЦА и не предвыборная ли декларация все эти объявленные либеральные реформы.

 

5 октября и. о. президента Узбекистана Шавкат Мирзияев заявил, что бизнесу в стране нужно предоставить больше свободы. Он предложил революционные для государства меры по либерализации экономической модели республики.

 

Был подписан обративший на себя внимание экспертов указ «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата».

 

В официальном комментарии к нему отмечено, что документ свидетельствует о переходе на качественно новый уровень государственной политики и направлен на усиление правовой защиты частной собственности, создание благоприятных условий и поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, а также повышение инвестиционной привлекательности Узбекистана. В качестве первостепенной задачи госорганов указ закрепляет «предоставление большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, кардинальное сокращение вмешательства в их деятельность с концентрацией усилий на раннем предупреждении, повышение эффективности профилактики и недопущение правонарушений».

 

В этих целях госорганам было поручено обеспечить в своей деятельности безусловную реализацию установленных требований, а также принципа приоритета прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Также силовикам напомнили об ответственности должностных лиц за незаконное вмешательство и воспрепятствование предпринимательской деятельности, ее необоснованное приостановление, а также возмещение непосредственно с виновных ущерба, нанесенного субъектам предпринимательства. Эта норма обязала госорганы применять строгие меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности и обеспечивать взыскание непосредственно с виновных работников ущерба, причиненного субъектам предпринимательства. Это делается с целью недопущения инициирования и проведения незаконных проверок, особенно случаев необоснованного приостановления деятельности субъектов предпринимательства и причинения убытков вследствие неправомерных действий работников госорганов.

 

Новый экономический поворот

 

Указом устанавливается ряд принципиально новых механизмов государственного контроля, направленных на обеспечение надежных правовых гарантий от необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства. В частности, с 1 января 2017 года вводятся такие беспрецедентные меры, как отмена всех видов внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства, кроме проверок в связи с ликвидацией юридического лица. В целях обеспечения правовых механизмов защиты прав и интересов граждан сохраняется ограниченная возможность проведения краткосрочной проверки только на основании обращений физических и юридических лиц по фактам нарушений законодательства. Подобная проверка может проводиться исключительно по решению Республиканского совета, и ее продолжительность ограничена одним рабочим днем.

 

Наряду с этим указ предусматривает такие кардинально новые меры, как освобождение от всех видов ответственности субъектов предпринимательства и их работников, впервые совершивших правонарушения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, а также лиц, осуществлявших предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, в случае возмещения ими причиненного ущерба и добровольного устранения последствий правонарушений. Установлен запрет на применение в отношении субъектов предпринимательства уголовного наказания в виде лишения права на занятие предпринимательской деятельностью. Указанные нормы не только исключают двойное наказание субъектов предпринимательства, но и предоставляют возможность гражданам, впервые совершившим правонарушения и загладившим свою вину, продолжить свою предпринимательскую деятельность без негативных последствий, что также призвано стимулировать их деловую активность. Для повышения инвестиционной привлекательности республики вновь созданным производственным предприятиям с иностранными инвестициями предоставляется право применения в течение пяти лет ставок налогов и других обязательных платежей, действовавших на дату их регистрации. Данная льгота распространяется на все предприятия с иностранными инвестициями, вне зависимости от суммы инвестированных средств.

 

В целях усиления форм парламентского контроля за исполнением законов в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства намечается создание института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Указом также была утверждена Программа комплексных мер, предусматривающая реализацию 42 конкретных мероприятий по пяти наиболее приоритетным сферам ускоренного развития предпринимательской деятельности. Предполагается принятие целого пакета законов, включая законы «О противодействии коррупции», «Об административных процедурах», «О госзакупках» и «О государственно-частном партнерстве». Также узбекские власти наметили мероприятия по разработке предложений и нормативно-правовых актов, направленных на внедрение рыночных механизмов валютного регулирования и курсовой политики, упразднение барьеров, препятствующих осуществлению эффективной банковской деятельности, улучшение качества и эффективности налогового администрирования и целый ряд других передовых норм. В масштабной программе либерализации узбекской экономической модели предусмотрены меры по усилению судебной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства путем поэтапной передачи судам функций и полномочий контролирующих органов по применению административных взысканий в отношении субъектов предпринимательства и их работников. Программа также включает мероприятия по внедрению в систему хозяйственных судов механизмов аудио- и видеофиксации судебных заседаний, а также публикации на веб-сайтах принятых решений.

 

Баланс сил может измениться

 

Эти меры могут привести к существенному росту интереса инвесторов к Узбекистану, который долгие годы отпугивал иностранцев, стремившихся вкладывать в его экономику, непредсказуемостью властей и несколькими наглядными примерами отъема бизнеса.

 

Стоит отметить, что Астана традиционно опережала Ташкент в рейтинге инвестиционных лидеров в Центральной Азии. Так, в исследовании коммуникационного холдинга Minchenko Consulting и Международного института политической экспертизы (МИПЭ) отмечается, что на привлечение зарубежных средств влияет то, что Казахстан является наиболее стабильной страной с точки зрения внутренних рисков. Причина — в РК установился определенный баланс между внутриэлитными группами, выделяемыми, прежде всего, по возрастному принципу: старые «агашки», технократы от 40 лет и молодые болашаковцы. Однако такой баланс все еще строится на фигуре президента Нурсултана Назарбаева, и, как отмечают эксперты, пока нет очевидного преемника такого же масштаба, как он сам. Это может привести к политическому хаосу после его ухода с политической сцены страны. В свою очередь в Узбекистане этот процесс уже запущен и пока проходит стабильно. Другое дело, что соседняя республика будет иметь на выходе. Если возникнут риски дестабилизации ситуации, то это может серьезно сказаться на перспективах экономического роста.

 

Что же до Казахстана, то здесь любопытно привести мнение известного специалиста по проблемам Центральной Азии и Каспийского региона Марты Брилл Олкотт, которая считает, что тормозить лидерство РК в регионе в ближайшие годы будет отток инвесторов, так как проблемой в республике остается лобби госчиновников в крупных компаниях. В Казахстане существует запрет на совмещение госслужбы и ведения бизнеса, однако он формальный, считает она. Как правило, за любыми крупными бизнесами стоят высокопоставленные чиновники. Это непривычно и непонятно западным инвесторам, которые чувствуют, что риски увеличиваются, если в бизнес втянуты госслужащие, лоббирующие интересы определенных элитных групп и свои личные интересы.

 

Примечательно в свете возможного изменения экономической модели в Узбекистане, являющемся лидером по трудовым ресурсам в ЦА, что, по прогнозам Азиатского банка развития (АБР), четырехкратно увеличившаяся за последние 12 лет (до $51 млрд) экономика Узбекистана будет расти еще быстрее и, опередив Казахстан, станет крупнейшей в Центральной Азии к 2035 году.

 

В АБР подчеркивают, что посредством разведки новых запасов газа в юго-восточном регионе Газли и налаживания связей с Китаем Узбекистан будет увеличивать свою экономику со среднегодовой скоростью 6,4%, с менее чем $28 млрд в 2010 году до более чем $128 млрд в 2035 году. Ссылаясь на Управление информации по энергетике США, в АБР прогнозируют, что Узбекистан увеличит производство газа с 60 млрд куб. метров в 2010 году до 71 млрд куб. метров в 2015-м и 80 млрд в 2035-м.

 

В свою очередь АБР ожидает, что добыча нефти в Казахстане вырастет с 1,6 млн баррелей в день в 2010 году до 3,4 млн баррелей в день в 2035 году в основном за счет запасов трех крупных месторождений — Карачаганак, Кашаган и Тенгиз. Ожидается, что страна и в 2035 году будет экспортировать те же 90% добытой нефти, что и сейчас.

 

Обойтись без форс-мажора

 

Между тем специалист по закупкам нефти MOL Group Виктор Катона в своей аналитической записке пишет, что Узбекистан исследован неравномерно и может преподнести еще множество сюрпризов энергетическому сообществу. Например, находящаяся ниже по течению реки Амударьи Республика Каракалпакстан — наименее разведанная часть Узбекистана. Плато Устюрт с его такыровидной поверхностью почв может стать новым центром добычи газа в стране. Пока что, несмотря на крайне благоприятный налоговый режим и многочисленные попытки иностранных компаний, недра Устюрта не выказали крупных залежей углеводородов, кроме месторождения Сургиль, разрабатываемого совместными узбекско-корейскими усилиями. Власти Узбекистана поставили цель вывести добычу газа на уровень 66 млрд кубических метров в год к 2020 году. Вкупе с укреплением сектора газохимии в мае 2016 года был открыт газохимический комплекс в Устюрте, позволяющий впервые в странах Центральной Азии запустить блок полипропиленовой и другой газохимической продукции, поэтому, по словам Виктора Катоны, заявка Ташкента на лидерство и укрепление своего энергетического положения выглядит вполне выполнимой. Однако устойчивому развитию газовой промышленности Узбекистана может угрожать не отсутствие ресурсной базы и даже не нехватка зарубежных партнеров для совместной разработки месторождения, а политическая нестабильность. Конец власти Ислама Каримова может привести к масштабным распрям в энергетическом секторе, считает он.

 

Так или иначе, эксперты склоняются к тому, что главным фактором роста Узбекистана остается политическая стабильность, и если форс-мажора удастся избежать, то в скором времени заявка Ташкента на лидерство вкупе с развитием энергетического сектора и реализацией предлагаемых реформ будет звучать вполне убедительно. Это говорит о том, что спокойное время для Казахстана заканчивается: под боком уже скоро может появиться новый экономический лидер, с которым нужно будет конкурировать за место под инвестиционным солнцем. И здесь встанет вопрос о том, что и Казахстан созрел для масштабных экономических реформ, и чем быстрее они будут проведены, тем лучше.

 

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме