• Хе Олег

    Издатель

  • 14 октября 2016

Деньги любят свою работу

 

Чувствуем ли мы себя инвесторами? Возможно, это понимание придет к большинству людей, когда через 15 лет в структуре пенсии человека, регулярно делающего взносы, две трети суммы будет составлять инвестиционный доход. Именно к этой идеальной пропорции стремится руководство Единого накопительного пенсионного фонда.

 

 

Создание ЕНПФ и последующая интеграция данных, ранее разрозненных в частных накопительных пенсионных фондах, позволили создать оптимальную среду для сбора статистических данных и анализа социально-экономической ситуации в стране.

 

«Тренд, который мы увидели в результате анализа данных, — старение населения. Эта тенденция не так заметна в Казахстане по сравнению с европейскими странами, но в 30–40-х годах нашего столетия эта проблема станет более очевидной. Сейчас на одного пенсионера приходится более двух работающих казахстанцев, платящих пенсионные взносы, через 20-25 лет на одного пенсионера будет приходиться 1,8 работника. Кажется, отклонение небольшое, но расходы увеличиваются значительно», — комментирует председатель правления ЕНПФ Руслан Ерденаев.

 

Пенсионеров будет становиться все больше, а значит, будет расти нагрузка на государство, которое взяло на себя обязательство выплачивать минимальную пенсию даже тем гражданам, у которых вообще нет никаких накоплений.

 

 

В 2015 году ЕНПФ удалось заработать более 15,65%. Это выше уровня инфляции, которая составила 13,6%. Наибольшее значение для структуры накоплений имеют последние годы перед выходом на пенсию, ведь инвестиционный доход, ежегодно начисляемый, опять реинвестируется, и так его доля растет быстрее. Работает закон больших чисел.

 

«Не всегда кривая доходности росла, бывало, что она падала. Уроки, которые мы должны извлечь: необходимо придерживаться умеренной политики инвестирования пенсионных активов. Кризисы были, есть и будут. Предугадать падение рынков очень сложно, куда важнее своевременно снижать негативные последствия», — считает глава фонда. А это означает, по его словам, во-первых, формировать провизии в банках, в моменты роста экономики повышать требования к их капитализации. Почему банки? Потому что они являются одними из получателей пенсионных активов для кредитования экономики. За последние 1,5 года в банки инвестировано более 1 трлн тенге пенсионных активов. И должны быть гарантии, что дефолтов со стороны банков не будет. Во-вторых, диверсификация вложений. Например, сейчас Национальный банк увеличивает покупку твердых валют. Помимо этого деньги в отечественную экономику идут через квазигосударственные институты: АО «Банк развития Казахстана», АО «НУХ «КазАгро», АО «KEGOC» и др.

 

 

Обслуживать не только деньги вкладчиков, но и самих вкладчиков

 

«ЕНПФ развивается как инновационный фонд, ориентированный на информационные технологии и дистанционное обслуживание вкладчиков. Мы должны работать в режиме 24/7, чтобы у граждан был постоянный доступ к информации об их счетах. Все это бесплатно, прозрачно, оперативно, при минимальном пакете необходимых документов и минимальном участии человеческого фактора. Мы к этому идем», — прокомментировал Руслан Ерденаев. В продолжение темы он добавил, что в будущем фонд представляет свою работу следующим образом: ЕНПФ видит реквизиты человека в своей базе и автоматически отправляет ему пенсию, когда наступает право на выплату, не дожидаясь от него заявлений, и в виде СМС-уведомления оповещает, что деньги этому вкладчику отправлены. Люди привыкают к онлайн-сервису. Уже сейчас больше 2,4 млн вкладчиков ЕНПФ предпочитают следить за своими накоплениями в режиме онлайн — на сайте или посредством мобильного приложения. В дальнейшем фонд намерен сотрудничать с коммерческими банками, чтобы владельцы платежных карточек могли через банкомат или интернет-банкинг видеть сумму своих накоплений в ЕНПФ, менять реквизиты и получать другие услуги.

 

«Мы постоянно следим за международной практикой. К примеру, в ряде скандинавских стран коммерческие банки не имеют уже физических отделений и офисов для обслуживания клиентов. Все банковские операции осуществляются через интернет или кол-центр, — обращает внимание Руслан Ерденаев. — ЕНПФ, конечно, свои отделения, которых больше 230, закрывать не собирается. Сегодня фонд представлен в каждом районном центре республики. Более того, в следующем году мы запускаем новую услугу — мобильные офисы на колесах. Делается это для обслуживания проживающих в отдаленных населенных пунктах. Уже сейчас действует выездное обслуживание инвалидов и других социально уязвимых граждан, которые не могут самостоятельно прийти в офис ЕНПФ и оформить выплату». Задача — создать максимально комфортные условия для вкладчиков. При этом переход на современные технологии однозначно сокращает операционные расходы, повышает оперативность и прозрачность оказания услуг фонда.

 

«Что касается будущего пенсионной системы, то ее влияние на экономику будет только расти. Общий дизайн системы, который был заложен в 1997 году и со временем претерпел некоторые изменения, в целом правильный. Инновационные решения, которые воплощаются сегодня и будут применяться в дальнейшем, направлены на повышение устойчивости системы и адекватности пенсий граждан: международный стандарт, который гласит, что пенсия должна составлять как минимум 40% последней зарплаты, в нашей стране соблюдался и будет соблюдаться», — отметил Руслан Ерденаев.

 

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме