• Алтынай Айтбаева

    Журналист

  • 22 сентября 2016

«Чума в ауле Каратас»: миф или реальность?

 

Очередное произведение Адильхана Ержанова уже заинтересовало аудиторию, победив недавно на кинофестивале стран СНГ и Прибалтики «Киношок». Речь идет о киноработе «Чума в ауле Каратас», которая помимо уже упомянутой победы ранее завоевала приз NETPAC (сеть по продвижению азиатского кино) Роттердамского кинофестиваля.

 

По сюжету в аул Каратас приезжает новый аким. По приезду он сразу замечает, что творится что-то непонятное. Причиной массовой смерти жителей считают грипп. Объясняя другим, что это не грипп, а чума, пытаясь сломать систему, новый аким прилагает все усилия, чтобы остановить массовую гибель людей. А чем закончится эта история, гости и жители Алматы смогут узнать 30 сентября в рамках основной программы XII МКФ «Евразия».

 

В этом году за главный приз «Евразии» поборются три казахстанские картины. «Чума в ауле Каратас» — одна из них.

 

Пока же вслед за отборочной комиссией киноработы увидели журналисты. Под впечатлением от просмотра редакция «&» побеседовала с режиссером о необычном взгляде на общество.

 

Расскажите о замысле картины.

 

Любое произведение должно отражать общество, в котором находится человек. Даже самое абстрактное искусство всегда отражало реалии окружающей действительности. В этом смысле «Чума в ауле Каратас» — в какой-то степени мифологическая интерпретация действительности. Содержащаяся проблема в фильме присуща всему человечеству. Необязательно брать в пример только Казахстан и далекие аулы. Думаю, что это универсалии.

 

Адильхан  Ержанов

 

Где проходили съемки?

 

Снимали в пригороде Алматы и возле Капчагая.

 

Известно, что картина снята на бюджет в 6 тысяч долларов. Кто вас профинансировал?

 

Фильм снят на грант фонда Soros Foundation. Мы не надеялись, что найдем финансирование на экспериментальный некоммерческий проект. Но нам повезло. Хорошо было и то, что они особо ничего не поправляли. Это такое безвозмездное оказание помощи.

 

Как подбирали актерский состав?

 

Кастинги я по привычке не устраивал. Мне гораздо легче работать точечно, выборочно. Мы с продюсером Сериком Абишевым изначально думали над тем, какой образ соответствует каждому актеру. Потом уже смотрели профессионалов. Заходили на их страницы в Facebook, смотрели их видео. Таким образом, мы проводили кастинг, о котором сами актеры ничего не знали.

 

Поздравляем вас с главной наградой «Киношока»! Поделитесь впечатлениями о «Киношоке» и ожиданиями от МКФ «Евразия».

 

Спасибо! Есть такие фильмы, которые делаются для призов. Мой фильм вовсе не из этой категории. Если бы я хотел сделать фильм-хит на всех кинофестивалях, то это был бы фильм документальной формы, понятной большинству. «Чума в ауле Каратас» — совершенно искренняя и неконъюнктурная работа. Это личный экспериментальный фильм. Честно говоря, главный приз на «Киношоке» был для меня неожиданностью. Мне кажется, что принципиально важен тот факт, что фильм, снятый за 6 тысяч долларов, обходит фильмы, стоящие миллионы. Я считаю, что это показатель, стимул для всех независимых киношников. От «Евразии» я жду, прежде всего, обсуждения, интереса со стороны СМИ, критиков. Это самое важное для меня. Если есть интерес у прессы, значит, интерес есть и у зрителя. Я рад, что есть возможность привлечь нашего зрителя с помощью МКФ «Евразия».

 

Как проходили съемки? Ведь весь фильм снят в ночное время.

 

Да, съемки проходили в основном ночью. Это позволило рисовать светом, создавая художественную герметичность. Целостность света — самое важное, что должно быть в произведении.

 

Но ведь снимать ночью нелегко.

 

Да. Это связано с тем, что требуется много света, следовательно, необходимо подключать генератор и дополнительное оборудование. Это, конечно же, бьет по бюджету.

 

Каков ваш режиссерский призыв?

 

Знаете, мне кажется, что самое честное в кинематографе происходит, когда режиссер не призывает к чему-либо, а размышляет в материи фильма, и тот вывод, который в итоге возникает, должен быть создан не фильмом, а самим зрителем. Все, что я мог сделать, — не призывать, а создать процесс мышления, возникающий во время просмотра. Я надеюсь, конечная мысль возникнет у зрителя.

 

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме