• Алтынай Айтбаева

    Журналист

  • 6 сентября 2016

Как заявить о себе и своем проекте перед профессионалами кино?

 

Продолжая серию материалов о предстоящем XII Международном кинофестивале «Евразия», редакция «&» предлагает вниманию читателей беседу с представителями дирекции бизнес-площадки Eurasia Spotlight. Ильяс Ахмет (И. А.) и Анна Качко (А. К.) рассказали об истории создания и значимости бизнес-площадки для казахстанских кинематографистов.

 

В этом году исполнится 5 лет с запуска Eurasia Spotlight. Что интересного и запоминающегося произошло за этот срок?

 

И. А. Проект Eurasia Spotlight создавался в период подъема «Казахфильма» при непосредственной поддержке Ермека Аманшаева (президент АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова, 2008-2014 гг.). «Жаужүрек Мың Бала», «Шал», «Уроки гармонии» и другие прорывы были еще впереди, и перед киностудией стояла задача выйти на международный рынок. Так что появление бизнес-площадки было своевременным, с курсом на международную копродукцию и новые пути сотрудничества. Сформировалось новое поколение авторов, творцов со своим уникальным видением: Эмир Байгазин, Адильхан Ержанов, Канагат Мустафин, Фархат Шарипов, Жасулан Пошанов и многие другие. Сегодня они известные режиссеры.

 

В целом прошедшие 5 лет насыщены яркими событиями. В казахстанском кинематографе произошли позитивные перемены — от возвращения отечественного зрителя в кинотеатры до международного признания. Это и рекорды кассовых сборов, и фестивальные награды, и новые лица, но самое главное, на мой взгляд, возрожденная вера в таланты и успехи кинематографистов Казахстана.

 

Ежегодно в среднем 15 казахстанских фильмов представлено в прокате страны, в стадии производства — не менее 30! Растет количество фильмов. Улучшается их качество. В конце 2000-х было сложно такое представить.

 

Можете подробнее рассказать о питчингах, проводимых в рамках Eurasia Spotlight?

 

А. К. Питчинг — это специально организованная площадка для презентации кинопроекта на стадии разработки сценария. Сегодня питчинги проводятся на всех крупных международных фестивалях. Главная цель участников — заявить о себе и своем проекте перед профессионалами кино, завязать знакомства, найти единомышленников. Также участие в питчинге — это возможность протестировать свой проект перед аудиторией, увидеть реакцию зрителей. Ну и конечно, участие в питчинге способствует продвижению фильма на международный рынок. В Казахстан ежегодно приезжают представители ведущих фестивалей и кинофондов, журналисты, продюсеры. Международные эксперты, входящие в жюри, оценивают проекты и определяют победителя. Когда проект будет готов, о нем благодаря участию в питчинге будет знать уже полмира, проект будет ожидаем. Так что задача нашего питчинга — создать уникальную возможность для нетворкинга. Судьба проекта зависит во многом от активности самих участников во время мероприятия.

 

Анна Качко

 

И. А. Мы отбираем проекты в стадии разработки. Как правило, это полнометражное игровое кино. В этом году выборка расширена — рассматриваются еще короткометражные работы, а также документалистика. Ограничений по жанрам и бюджету не делаем. При этом важно, чтобы бюджет был реалистичным!

 

На кого ориентированы питчинги? Какова их целевая аудитория?

 

А. К. Площадка открыта для всех, от студентов до действующих профессионалов. На мой взгляд, присутствовать на питчинге важно и интересно для всех кинематографистов Казахстана, ведь это хорошая возможность узнать о новых актуальных проектах коллег, пообщаться с международными профессионалами.

 

И. А. В основном участниками нашего питчинга становятся молодые режиссеры и сценаристы, будущие дебютанты. Но бывают исключения — кинематографисты с опытом. Например, Нариман Туребаев, Адильхан Ержанов или Ерлан Нурмухамбетов.

 

При выборе конкурсантов питчинга на что особенно вы обращаете внимание?

 

И. А. Существуют критерии отбора. Помимо оригинальной творческой составляющей мы учитываем наличие готового сценария и возможность привлечения международного партнера. Немаловажны и такие факторы, как личность самого автора, его опыт и готовность к съемкам. Конечно же, мы учитываем и предыдущие работы режиссера, сценариста, их фильмографию, включая короткие метры.

 

Как вы оцениваете потенциал молодых казахстанских кинематографистов?

 

А. К. В Казахстане благоприятная почва для рождения новых талантов. Тут много разных факторов: история, культура, религия, расположение. Поэтому и появляются самобытные, яркие кинематографисты, картины которых с интересом смотрят в мире. Плюс чем больше будет сниматься кино в Казахстане, тем качественнее оно будет.

 

Какие проекты и идеи они предлагают, получается ли их реализовывать?

 

И. А. Проекты поступают разнообразные, как артхаусные драмы и триллеры, так и фантастика, боевики, исторические постановки. В среднем каждый год мы получаем около 50 заявок со всего Казахстана. Большинство из них остаются в стадии разработки (авторы «перегорают» либо переключаются на другое), некоторые продолжают свое постепенное развитие, и только единицы идей, как правило, воплощаются. Это мировая практика. В конечном счете реализация проекта всегда зависит от самих авторов, от тандема «режиссер — продюсер».

 

Ильяс Ахмет

 

А. К. Проекты «Уроки гармонии» Эмира Байгазина, «Хозяева» Адильхана Ержанова, «Приключение» Наримана Туребаева, «Ореховое дерево» Ерлана Нурмухамбетова — известные участники мероприятий Eurasia Spotlight. Они состоялись как фильмы и обрели международный успех. Проект — победитель прошлого года, драма Елжаса Рахимбекова El Freeman, был представлен на рынке со-продукции в Таллине в 2015 году и сейчас находится на стадии завершения.

 

Поговорим немного о сериях мастер-классов. Кто приедет в гости делиться своими навыками?

 

А. К. Все секреты пока не хочется раскрывать, но уже могу сказать, что мастер-классы в этом году проведут необыкновенно талантливые люди, чьи фильмы хорошо знакомы кинематографистам в Казахстане. Перед аудиторией выступят европейские режиссеры, сценаристы, актеры и даже режиссер монтажа.

 

Какого вектора придерживаетесь в 2016 году? Что особенного и запоминающегося увидим в рамках Eurasia Spotlight?

 

А. К. В этом году мы сфокусируем внимание на вопросах кинообразования и продвижения молодых казахстанских кинематографистов за рубежом. Пройдут презентации международных молодежных площадок при крупных кинофестивалях, таких как Канны, Берлин, Венеция: представители образовательных воркшопов, тренингов и конкурсов расскажут о новых возможностях повышения квалификации. Важным событием нашей бизнес-площадки станет мероприятие, посвященное социально важным проектам, в частности фильмам, раскрывающим истории и проблемы людей с ограниченными возможностями.

 

И. А. Все важное и актуальное в индустрии входит в основу нашей программы и тематики мероприятий: все, что было сделано за прошедший год; какие появились новые проекты и преобразования в кино; текущие вопросы отрасли... Работа Eurasia Spotlight неотрывно связана с процессами развития казахстанского кино.

 

Справка

 

Как ранее отметил генеральный директор фестиваля «Евразия» Рашид Нугманов, Казахстану необходимо, с одной стороны, защитить интересы национального кино, с другой — создать привлекательные условия для частных инвестиций в кино.

 

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме