• Хе Олег

    Издатель

  • 6 сентября 2016

Бизнес по-грузински. Часть 3

 

История коньячного дела имеет в Грузии не просто древние корни. В его судьбе много драматизма, отваги и счастливых мгновений. На Грузию кто только не нападал, всего страна помнит больше 40 вторжений на свою территорию. И каждый раз враг стремился уничтожить виноградники. В их плодах не просто сладкий сок, в них — сок жизни и душа целого народа.

 

Грузины объясняют свою привязанность так: виноград дает им очень много — из плодов делают вино и коньяк, листья используют в кулинарии (в частности, для приготовления популярной долмы), из косточек производится масло для косметических целей, а на лозе жарят самые вкусные шашлыки. Ценность винограда для Грузии действительно трудно переоценить. И он не то что не исчез, он продолжает набирать силу — площади посадок растут, а урожаи увеличиваются.

 

 

Богатая история сопровождается мудрыми мыслями. А они, как известно, всегда рождаются в тишине. «Выдержка жизни — выдержка коньяка» — такая фраза вполне могла бы стать девизом первопроходца коньячного дела в России Давида Сараджишвили, который в 1884 году основал первый коньячный завод. Сегодня в тиши погребов, где еще с позапрошлого века находятся дубовые бочки, суеты не бывает. Там время остановилось, а история хранит секреты древних технологий, которые и сегодня позволяют новым владельцам производить продукт отменного качества и вкуса.

 

 

«Иногда люди принимают за качество запах шоколада и ванили. Но вкусовые добавки могут быть искусственными. Производство настоящего продукта требует немалых затрат и сил, начиная с выращивания винограда, его сбора и обработки, выкуривания коньячного спирта и выдерживания в бочках», — рассказал мне исполнительный директор компании «Сараджишвили» Зураб Бубутеишвили, отец которого купил коньячный завод в 1994 году, когда в Грузии началась приватизация. Элгуджа Бубутеишвили — химик и строитель, был изначально в другом бизнесе. Но именно ему суждено было вернуть заводу несправедливо забытое имя крупного бизнесмена и великого мецената Давида Сараджишвили. И вместе с этим в очень непростые времена укрепить имидж завода и развить производство.

 

 

«Для меня этот бизнес стал частью жизни, я здесь работаю уже 20 лет. В первый раз я попал на этот завод еще мальчиком. Я смотрел на это огромное хозяйство и, конечно, не представлял, что когда-то стану им управлять», — поделился воспоминаниями Зураб. В работу он вовлекался постепенно и через восемь лет уже полностью контролировал его деятельность. Отец прозорливо доверил ему огромную компанию и не ошибся — разработана современная маркетинговая политика, созданы новые марки, освоены новые рынки сбыта. Имя Сараджишвили будут помнить и следующие поколения.

 

Хотя успеха без трудностей не бывает. В 2006 году завод попал в критическую ситуацию в связи с закрытием рынка России. Продажи упали на 80%. Если на экспорт «Сараджишвили» поставлял коньяка в год на $25 млн, то в условиях эмбарго со стороны России экспорт сократился до $5 млн. Внутри управленческой команды завода начались дискуссии, как выходить из сложной ситуации. Именно в тот период Зураб убедил отца, что надо активно осваивать новые рынки и расширять ассортимент. И уже в 2010 году завод восстановил оборот до $25 млн за счет диверсификации рынков сбыта, а также производства водки и другой алкогольной продукции. Сейчас самые перспективные для «Сараджишвили» рынки — Казахстан, Белоруссия, Китай, Америка, Восточная и Западная Европа.

 

 

«Когда у меня возникают сложные вопросы, отец всегда рядом. У нас могут быть разные взгляды на развитие бизнеса, мы можем поспорить, но что нас объединяет, так это страсть к нашему общему делу», — рассказал Зураб. И эта страсть определяет будущее компании «Сараджишвили», которая собирается открывать фирменные бутики во всех странах. Собственные магазины являются той ступенькой, благодаря которой компания представит свой премиальный сегмент. Уже сейчас ее продукция продается в красивых хрустальных емкостях — произведениях искусства, которые производятся в Чехии и Франции по спецзаказу. Компания «Сараджишвили» даже изобрела специальный бокал, который раскачивается, но не переворачивается. Своего рода «неваляшка», из которой напиток не выливается, а неспешно омывает внутренние стенки бокала, отдавая свой аромат.

 

Совсем скоро напиток с историей станет еще ароматнее. В планах — начать продажи элитного старого коньяка, который под чутким надзором профессионалов хранится в дубовых бочках. С 2017 года будет продаваться ежегодно всего 10 бутылок такого напитка. Одна бутылка будет стоить от $40 тысяч. Всего на заводе хранится 3 млн литров коньячного спирта, средний возраст которого составляет 50-60 лет. И вот это богатство, по оценке его владельцев, может стоить $150-200 млн. Оно будет увеличиваться по мере роста компании «Сараджишвили», которая работает с маржей 40-50% при обороте, ожидаемом в 2016 году в размере $30 млн. Ежегодная прибыль инвестируется в развитие производства, прежде всего, в расширение своих виноградников. Сейчас в собственности находится 120 гектаров виноградников. В течение ближайших 10 лет компания «Сараджишвили» намерена увеличить площадь своих виноградников до 300 гектаров.

 

 

Фирменные бутики появятся и в Казахстане. И коньяк благородных кровей будет там представлен в лучшем свете. Так же, как он будет главным героем и на грядущем празднике сбора винограда — Ртвели, который уже во второй раз будет отмечаться в Казахстане. 10 сентября «Клуб Ротари Алматы» — инициатор этого события — проведет благотворительный вечер в саду отеля «Интерконтиненталь», приуроченный к этому знаменитому грузинскому празднику.

 

 

Гости будут наслаждаться фольклорными песнями в исполнении музыкантов из Тбилиси, неторопливой беседой и, конечно, задушевным грузинским застольем с вкусной национальной едой.

 

 

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме