• Екатерина Корабаева

  • 4 апреля 2014

Возвращение кризис-менеджера

 

Напомним, что в среду вечером Нурсултан Назарбаев принял отставку премьер-министра Серика Ахметова и его правительства. Само по себе событие нельзя назвать неожиданным в связи с постоянно звучавшей критикой в отношении данного Кабинета министров.

Зато удивить казахстанских граждан смогло возвращение на должность премьера Карима Масимова. Данная рокировка в очередной раз заставила убедиться, что кадровые перестановки в Казахстане напоминают хождение по замкнутому кругу. Одни и те же лица то и дело сменяют друг друга в разных кабинетах, при этом продолжая соблюдать привычный для себя распорядок дня.

Мы же предложили экспертам оценить работу ушедшего в отставку правительства и понять, какие задачи предстоит решить новому Кабинету министров.

По мнению независимого политика Амиржана Косанова, правительство Серика Ахметова взяло на себя самую неблагодарную миссию. При нем произошло повышение пенсионного возраста для женщин и болезненная для большинства казахстанцев и отечественного бизнеса девальвация.

«Плюсом, если можно так выразиться, этого правительства можно назвать то, что оно исправно играло отведенную ему роль прилежного исполнителя поручений президента и его администрации и не проявляло излишней активности, в том числе и в плане пиара», — делится г-н Косанов.

По его словам, правительства приходят и уходят, но нерешенным остается главный вопрос — диверсификация экономики и уход от нефтяной иглы. Ни одно из правительств так и не приступило к выполнению этой важнейшей задачи!

«Главной причиной назначений старого нового премьера президент назвал необходимость выработки «новых подходов» в «сложной международной экономической обстановке». Видимо, он думает, что новый состав решит эту проблему. Но почему тогда не было сказано, по каким причинам старое правительство не может справиться с этой задачей? И мне лично непонятно, чем гражданин Ахметов хуже, чем гражданин Масимов? А для реализации названных президентом целей нужны смелые, неординарные решения, возможно, коренной пересмотр ряда программ, начиная с изначально провальной ПФИИР, основы которой были заложены в бытность премьером Масимова», — говорит Амиржан Косанов.

Также, по его словам, Кабинету министров нужны новые полномочия. «Наверное, нужно будет отказаться от ряда помпезных международных проектов. Пойдет ли на это власть, будет ли она создавать прецеденты пересмотра своих же решений — покажет время. Так что назначение Масимова премьером нужно рассматривать не только в экономическом, но и в политическом плане: чем ближе постназарбаевский период, тем значимее становятся конституционные должности. И должность премьера  — одна из ключевых в этом ряду», — считает независимый политик.

В свою очередь эксперт Института евразийских исследований Данияр Косназаров рассматривает произошедшие кадровые перестановки как потребность придать импульс работе правительства. «Назначение Карима Масимова в качестве премьер-министра в очередной раз показывает, насколько важны персоналии в казахстанской политике. В зависимости от того, кто приходит во главу правительства, меняется не только стиль работы этой структуры, ее эффективность и вес, но и задачи, которые ставит президент перед назначенными премьер-министром и министрами»,— делится Данияр Косназаров.

По его словам, помимо всевозможных спекуляций в отношении вопроса преемничества анализ событий может показывать, что остро зазвучит вопрос международной экономической и политической конъюнктуры.

«Казахстан входит в фазу подписания договора о Едином экономическом пространстве при нереализованных задачах по вступлению в ВТО, налаживанию инвестиционной привлекательности страны и регионов, уменьшению влияния международных рынков энергоносителей, форсированной индустриализации»,  — отмечает эксперт. При этом он добавляет, что с учетом всевозможных негативных прогнозов состояния международной и казахстанской экономики вкупе с событиями на Украине и связанной с ними волной санкций в отношении России Астана будет пытаться избежать новых кризисных ситуаций как внутри страны, так и на внешнеполитической арене.

«Кариму Масимову придется проделать весьма существенную работу по налаживанию механизмов функционирования госаппарата в кризисные моменты, пытаясь реализовывать поставленные плановые и стратегические задачи», — считает г-н Косназаров.

Кроме того, по его мнению, не исключено, что Казахстан ожидает серьезный переговорный процесс по многим вопросам со многими глобальными игроками, в том числе в рамках вступления Казахстана в ВТО.

«В свете обострения конфронтации между Западом и Россией Астане важно, насколько это возможно, извлекать выгоду из сложившейся международной ситуации, стараясь своими действиями не обострять противостояние мировых игроков в Центральной Азии. Такие задачи касаются всего государственного аппарата. Выдвижение Карима Масимова в премьер-министры как раз должно говорить о том, что все госструктуры будут частью одной цепи», — говорит эксперт.

В связи с этим, по его словам, растет потребность в эффективных координаторских способностях и кризис-менеджменте. «Отметим, что, насколько показывают высказывания президента и сам факт назначения, доверие к фигуре Масимова за время его руководства АП ни в коем случае не снизилось. И благодаря этому и непосредственно работе в АП у премьер-министра появится возможность решать вопросы напрямую с президентом. Так еще сильнее установится координация действий, что скажется на сроках принятия решений и их реализации», — говорит Данияр Косназаров.

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме