• Алтынай Айтбаева

    Журналист

  • 24 августа 2016

Кинопрожектор на улицах Алматы

Источник фото kinocompass.ru

 

Генеральный директор фестиваля Рашид Нугманов (Р. Н.) и руководитель Event департамента и коммуникаций Шолпан Мусатаева (Ш. М.) поделились своим взглядом на развитие киноиндустрии в Казахстане и особенностями предстоящего МКФ «Евразия».

 

В этом году кинофестиваль выйдет на улицы Алматы. По вашему мнению, будет ли успешна данная задумка?

 

Р. Н. Эта замечательная идея пришла Шолпан Мусатаевой, с которой мы сотрудничали и на прошлом фестивале. Все сразу подхватили эту идею. Нас не устраивало, что фестиваль «Евразия», будучи важным событием для профессионалов, не попадал в поле зрения обычных кинозрителей, тогда как подавляющее большинство работ — это глубокое, уникальное и самобытное кино, которого вы не найдете в широком прокате.

 

Наша задача — вынести такое кино из темных кинозалов на улицы города, привлечь людей. Все знают Брэда Питта, Анджелину Джоли, Монику Белуччи, но не ведают о многих талантливых, гениальных кинематографистах, которые не светятся на обложках таблоидов. С ними мы и хотим познакомить жителей и гостей Алматы.

 

Надеюсь, что идея уличных показов станет успешным экспериментом. Выбранный нами формат фестиваля в этом году не требует от зрителя неотрывного просмотра двухчасовых картин. У людей будет возможность увидеть, послушать и пообщаться с авторами, обсудить их работы.

 

Ш. М. Кинофестиваль «Евразия» перестает быть рассчитанным на представителей самой индустрии, в этом году мы постарались создать площадку не только для 200 людей, живущих в этой сфере, но и для обычных зрителей.

 

Уличные площадки состоят из трех секций. Первая включает организацию показов в заведениях, способных принять 20 и больше человек. Вторая секция направлена на возрождение паркового кино. Уже есть несколько партнеров, с которыми ведутся переговоры. Возможно участие bike cinema, это когда показ реализуется за счет энергии, которая вырабатывается зрителями, крутящими педали велотренажеров. Охват — не менее 50-70 человек. Третья секция — это дворовое кино, которое должно объединить соседей (аудитория — 30-40 человек). Основной посыл нашей идеи — объединение людей и их интересов через призму кино.

 

Помимо этого есть основная фестивальная программа в Кинопарке 11 IMAX 3D в «Есентай Молле». Вместимость трех кинозалов — от 140 до 210 человек. Вход для всех бесплатный.

 

Шолпан Мусатаева

 

Немного о параллели между стрит-артом (на примере творчества Паши Каса) и кинокартинами, которые к тому же, как выяснилось в этом году, покажут на улицах города. Чем отличается подача социальной темы в киноиндустрии?

 

Р. Н. Кардинальное отличие изобразительного искусства от драматургического в том, что здесь происходит развитие идеи во времени. Картина же, где бы она ни была — на холсте или стене — фиксирует какой-то определенный момент, динамика которого заключена внутри заложенного смысла.

 

Между художником и полотном нет никаких посредников, кроме кисти и красок. В кино, так же как в архитектуре, мы видим сплав работы многих творческих личностей. Режиссер, конечно, главенствует над группой, но в ней есть сценаристы, актеры, художники, композиторы, операторы и множество других творческих личностей, которые создают коллективное произведение.

 

Если же говорить собственно о социальной проблематике, которой уделяет внимание Паша Кас, то в этом кардинальных различий нет, кинематографисты точно так же способны раскрыть ее через социальное кино.

 

Кинофестиваль «Евразия» — это кино в его традиционном понимании или здесь стоит ждать чего-то схожего с театром?

 

Р. Н. В театре есть живая связь между исполнителем и аудиторией. В кино этого нет. Даже если вы сидите в зале, переживаете, охаете, плачете или пугаетесь, то это зафиксированное произведение, которое повторяется точно в таком же виде, в котором было смонтировано. Фильм не зависит от вашей реакции. Принципиальная разница театрального исполнительского искусства в том, что каждый спектакль — это общение актеров с залом и зрителями. Есть даже радикальная форма спектакля, которая меняется каждый раз, перформанс, подстраивающийся под ту или иную среду и аудиторию.

 

Фестиваль — это тоже своего рода перформанс, идущий в нашем случае семь дней подряд с утра до вечера с живыми людьми, которые общаются друг с другом, участвуют в ряде мероприятий, подготовленных нами.

 

Для нас важно отрежиссировать сценарий фестиваля таким образом, чтобы максимально сблизить тех, кто живет кинематографом, и тех, кому это может быть интересно.

 

Какие еще новшества мы увидим в этом году в рамках фестиваля?

 

Р. Н. Национальная академия кинематографических искусств и наук, основанная в этом году, учредила премию «Тулпар», лауреатов которой будут определять тайным голосованием сами кинематографисты, члены академии. На данный момент их число превысило сто. Главная цель премии — поддержать отечественных кинематографистов.

 

В этом году, в отличие от прошлого, введен еще один конкурс кроме основного полнометражного — конкурс короткометражных фильмов. Нам интересно не только показывать все, что было хорошего за прошедший год, но и открыть новые имена.

 

На фестивале состоится ряд мировых и международных премьер. Подробный список фильмов мы опубликуем в ближайшее время.

 

Что нового ждет в рамках третьей части фестиваля «Любовь к профессии»?

 

Р. Н. Это очень важная часть фестиваля. Деловая площадка под брендом Eurasia Spotlight объединит в себе все параллельные мероприятия фестиваля помимо показа фильмов. Защита проектов молодых кинематографистов (питчинг), пресс-конференции с создателями фильмов, мастер-классы, круглые столы, посвященные актуальным аспектам развития кино в Казахстане. В прошлом году мы провели целую серию круглых столов про состояние кинематографа в Казахстане, обсудили перспективы его развития. А сегодня Министерство культуры и спорта РК инициировало проект закона о кино, задействована рабочая группа по разработке концепции казахстанской кинематографии до 2050 г. Сейчас кинематограф регулируется одной главой Закона «О культуре». Этого недостаточно. Ведь кинематография — это целая отрасль, в настоящих условиях требующая своего законодательного регулирования, и профессионалы кино должны всесторонне обсудить концепцию, прежде чем она будет передана на рассмотрение в Администрацию Президента. С одной стороны, необходимо защитить интересы национального кино, с другой — создать привлекательные условия для частных инвестиций в кино.

 

Рашид Нугманов

 

На что сейчас казахстанские режиссеры делают упор?

 

Р. Н. Каждый из режиссеров устанавливает свои цели. Одних волнует привлечение в залы максимального количества зрителей, других — развитие киноязыка, третьих — рассказывание историй, которые они пережили. Все это — грани кинематографа.

 

Какого мнения придерживаетесь вы?

 

Р. Н. Я бы хотел призвать зрителей внимательнее смотреть и проживать кинокартины, представленные на их суд. Ведь наши кинематографисты нуждаются в зрительском понимании и симпатии. Есть мнение, что для многих из них успех за рубежом важнее, чем в Казахстане. Я вас уверяю, это заблуждение. Признание в своей собственной стране несравнимо важнее. Даже для международной карьеры.

 

С чем это связано?

 

Р. Н. Невозможно добиться серьезного успеха за границей, если вы не добились его у себя на родине. Это закономерность. Обратите внимание на любую успешную карьеру кинематографиста, который попал, например, в Голливуд. Он обязательно сначала добился чего-то у себя в стране, поэтому и успешен вдали от дома.

 

Как отразилась девальвация на киноиндустрии Казахстана?

 

Р. Н. Сократился объем средств, выделяемых для кинематографии. Курс тенге 2016 года сильно отличается от курса 2011 года. Естественным образом сокращается количество фильмов, финансируемых государством. Чтобы переломить ситуацию, необходимы срочные меры, которые бы, с одной стороны, привлекли частные инвестиции в кино, а с другой — сделали показ отечественных фильмов привлекательным для кинотеатров.

 

Сейчас кинотеатры, находясь в частных руках, борются за выживание. Если на их экраны будут выходить неокупаемые картины, они станут закрываться. Чтобы этого избежать, необходимо взвешенное, выверенное инвестирование в отечественные фильмы, которые способны привести в кинотеатры аудиторию.

 

Мы должны культивировать в зрителях любовь к авторским картинам, что является одной из важнейших задач фестиваля "Евразия". Но необходимо поддерживать и те жанры, которые пользуются повышенным спросом аудитории. Нужна хорошая аналитика по зрительским предпочтениям и рынку в целом.

 

Другой важный вопрос — дефицит кинотеатров в регионах. Чуть ли не 70% кинозалов страны сосредоточены в трех городах: в Алматы, Астане и Актау. Взять, например, Алматинскую область, в том же Талдыкоргане всего один кинотеатр. Директор кинотеатра «Арман» Бауыржан Шукенов говорит, что иногда к ним привозят на автобусе детей из Каскелена и Талгара, чтобы они могли посмотреть какой-нибудь мультфильм.

 

Как можно решить эту проблему?

 

Р. Н. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Пора осознать, что мы живем в новом мире, где правила игры устанавливает рынок. Прошли времена, когда государство единолично инвестировало в киноиндустрию. Это в Советском Союзе весь процесс от создания до проката кино находился под крылом государства. Сейчас иные времена, когда выживание кино зависит от степени развития института независимого продюсирования.

 

Продюсер — человек, который отвечает за создание и продвижение картины. Одна из основных его задач — показать фильм как можно большему количеству зрителей. Поэтому те, кто считает, что им достаточно показать свой фильм на нескольких кинофестивалях, получить призы и какие-то деньги, чтобы дальше снимать кино, которое увидит ограниченное количество людей, к развитию киноотрасли имеют лишь косвенное отношение.

 

Самореализация — это хорошо, но сегодня о кино нужно думать не только как об искусстве, но и как об индустрии. Ведь кинопроизводство — очень затратная деятельность, требующая участия сотен людей.

 

Автор фотографий спикеров - Алексей Щеглов.

 

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме