• Екатерина Корабаева

  • 21 июля 2016

Дизайн-мышление

 

Творческий подход, командная работа, ориентация на людей, любопытство и оптимизм – все это составляющие дизайн-мышления, методики, которую можно использовать во многих областях, в том числе в сфере образования. Собственно, чем и воспользовался Almaty Management University (ALMAU), включив новую для Казахстана тему в программу своей ежегодной Международной летней школы «Инновационные знания в современной системе образования».

 

Так, в первой половине июля на берегу живописного озера Иссык-Куль, в санатории «Чолпон-Ата», при Управлении делами президента Кыргызстана погружение в дизайн-мышление совершили почти 60 слушателей и спикеров из США, России, Кыргызстана и Казахстана. А помогала им в этом приглашенный эксперт Кэти Кавана, магистр в области образовательных технологий. В 2010 году она окончила Стэнфордский университет, а также Стэнфордский институт дизайна Hasso Plattner Institute of Design.

 

Сам дизайн-мышление – методология, часто используемая для поиска новых решений проблем, призванная более эффективно работать во время глобальных реформ.

 

Нестандартностью темы был продиктован и необычный для Казахстана подход к обучению. Участники Летней школы с удовольствием включались в предложенные спикером игры — создавали дизайн-кабинеты, разбивая помещение конференц-зала на рабочие зоны, развлекательные и презентационные площадки. Такой подход позволил слушателям Кэти сразу начать «строить» свои идеи, чтобы ощутить их физически и получить полное представление о предмете обсуждения. Ведь главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы.

 

Участники занятий на практике опробовали основные этапы дизайна-мышления.

 

Первый состоит в попытке узнать пользователя, с которым вы работаете. Кто он? Чего он хочет? Чего боится? О чем мечтает? Для этого участники, разделившись на пары, проводили серию интервью друг друга.

 

Второй этап подразумевал глубокое погружение в выявленную проблему, чтобы наконец сформулировать главный посыл, описывающий потребности пользователя.

 

На третьем этапе участники должны были обозначить пространство возможных решений проблемы. Затем нужно было сгенерировать как можно больше вариантов, чтобы выбрать из них лучшие.

 

Затем на четвертом этапе начиналось самое интересное – прототипирование. Здесь происходило отбрасывание неподходящих концепций и проверка идей на практике. Люди руками работали с различными материалами, с помощью которых создавали прототипы своих идей. Как выяснилось, возможность тактильно ощутить свою идею позволяет лучше понять ее плюсы и минусы.

 

На пятом этапе происходило тестирование, или презентация результатов работы присутствующим.

 

Так, например, в одном из практических заданий, но уже в командной работе, участники занятий демонстрировали прототипы
идей – как решить вопрос продовольственной устойчивости и здорового питания в университете. Среди предложений были озвучены идеи сотрудничества с фермерами, разведения индеек и создания собственного пищевого производственного комплекса и т. д.

 

Как отметила Кэти, в рамках ее занятий слушатели учатся думать разнообразно, широко мыслить. Также они учатся доверять себе и использовать свои первые идеи и работать именно с ними. «Использование сжатых сроков в дизайн-мышлении позволяет не тратить время на предугадывание последствий. Мы верим в наши первые идеи, мы работаем с ними. Мы учимся сотрудничать, менять пространство вокруг себя и работать с людьми максимально продуктивно», – отметила эксперт.

 

Президент ALMAU Асылбек Кожахметов в свою очередь отметил, что курс дизайн-мышления можно смотреть еще шире. Время ресурсного развития экономики подошло к концу, сегодня на передний план выходит предпринимательский подход, который нужно развивать не только для ведения собственного бизнеса, но и для того, чтобы состояться как специалист в своей сфере.


Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №16 (583) от 15 июля 2016

PDF, 2.64 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме