• Сергей Пак

  • 30 июня 2016

Коллективные решения в тренде

 

История циклична — эту теорию проверял едва ли не каждый, кто обращал внимание на развитие общества с древности до современного мира. В моду приходят одни и те же наряды, люди делают одни и те же открытия (с более глубоким анализом и научной обоснованностью), да и само человечество ведет себя одинаково периодично.

 

Первобытнообщинный строй не предполагал частной собственности — исходя из названия исторического периода, все у них было общее. Затем наступает эпоха феодализма, когда каждый дворянин пытался забрать себе кусок земли и управлять ею самостоятельно. Впоследствии все эти отдельные единицы стали объединяться в государства — стало понятно, что одному не выжить, больше ресурсов уйдет на поддержание небольшой армии и зарплату наемникам для защиты собственных территорий, чем на налоги и пошлины. Научно-техническая революция в 17-18-м веках вновь заставила мыслить человечество индивидуально — девиз «думай, действуй и зарабатывай», который действует и по сей день, в эпоху рынка, где каждый пытается жить для себя.

 

Тем не менее сегодня начинает проявлять себя и весьма предсказуемая тенденция к переходу к общему, но происходит это в определенных сферах — понятно, что общей собственности в ближайшее время не будет хотя бы потому, что частная собственность является одним из важнейших факторов ведения предпринимательской деятельности, да и государство поддерживает эту позицию, объявив об очередной волне приватизации. Впрочем, если для Казахстана эта политика актуальна на несколько десятков лет вперед, то в Европе и Америке общество начинает постепенно переходить к общему имуществу. Нет, это не касается политики — за рубежом прекрасно разбираются в том, «где твое, а где мое», но у людей возникает стихийное желание перестать пользоваться некоторыми личными удобствами и намеренно выходить в коллектив. Мы говорим о набирающем популярность тренде «коворкинг» и, как оказалось, добавившемся к нему «коливинге» — первый, кстати, становится популярным и у нас, а вот вторым активно пользуются студенты и молодые стартаперы за рубежом.

 

Коворкинг возник внезапно — впрочем, как и все подобное в IT-индустрии, и именно оттуда пошло это движение. Когда вы создаете собственный проект (стартап), понятно, что на многом приходится экономить, особенно если речь идет о самостоятельно финансируемом бизнесе. Но при этом работать из дома не получится — в стартапе определенно есть команда, члены которой вряд ли будут рады, если проект «поселится» у кого-то из них, поэтому в самом начале приходилось работать в офисе. Поскольку это очень сильно бьет по карману, кто-то придумал сделать большое офисное здание со всеми удобствами, необходимыми стартаперам, обеспечить его интернетом, дешевым кофе и печеньками, оформить места для работы и сдавать их в аренду.

 

Так зародился коворкинг — место, где стартаперы, молодые бизнесмены или фрилансеры могут поработать, будучи обеспеченными всеми необходимыми вещами по демократичным ценам.

 

Многие говорят о том, что работа в коворкинге повышает продуктивность — и ведь действительно, в этом есть свои преимущества, которых вы не добьетесь ни в офисе, ни дома. Очевидно, что в офисе фрилансеры, как правило, не работают, поэтому избавлены от начальства, нормированного рабочего графика и планерок, для них главное — сдать вовремя работу, а остальное неважно. Работать из дома, конечно, удобно, но многим это может надоесть, да и, сидя на диване, результата может не получить. Поэтому фрилансеры часто предпочитают работать в кофейнях и прочих заведениях — так они создают себе продуктивную атмосферу и настраиваются на нужный лад. Коворкинг предлагает удобные оборудованные места, в которых есть и канцелярские товары, и возможность перекусить, и даже познакомиться с новыми людьми. Общение с возможными коллегами — еще один положительный аспект коворкинга, поскольку за одним столом с вами могут сидеть дизайнер, маркетолог и сильный программист, которых не хватает вашему проекту, и вы можете договориться с ними о взаимопомощи. Это удобно — они сделают вам дизайн, презентацию, сайт, а вы сможете написать им кучу уникального контента.

 

Коливинг — предсказуемое продолжение этой затеи, зародившееся в Кремниевой долине. Дело в том, что с середины прошлого века это место стало постепенно превращаться в центр IT-индустрии, и многие проекты стали базироваться именно там. Риелторы заметили постоянный поток перспективных проектов и их создателей и взвинтили цены на недвижимость — 60 квадратов обойдутся вам в 2-3 тысячи долларов, и такие цены на жилье мало кому могут оказаться по карману. В хостелах и гостиницах не наживешься — либо условия не очень, либо цены приблизительно такие же, поэтому молодые специалисты начинают применять различные ухищрения, чтобы выжить, и начинают переоборудовать фургоны и трейлеры для жилья, спят в офисах и маскируют кровати под мебель. Коливинг — интересная и недорогая альтернатива для именно такой аудитории, поскольку представляет собой улучшенный вариант общежития. В Казахстане коливинг пока не очень развит, но в Америке это постепенно вытесняет аренду дорогой недвижимости — у вас общая гостиная и кухня, санузел, но личное место для сна. Коливинги предлагают постоянную смену постели и туалетных принадлежностей, бесплатно угощают пользователей напитками из бара и снэками, но при этом имеют определенные правила — сортировать мусор, заниматься волонтерством и так далее.

 

Некоторые коливинги имеют также собственные коворкинг-центры, превращаясь таким образом в недорогой агрегатор стартаперов, который за умеренную плату (гораздо меньшую, чем аренда квартиры) аккумулирует огромное количество перспективных проектов. Понятно, что семью в коливинге содержать будет очень трудно, да и владельцы такого центра вряд ли вам разрешат это делать, но для молодых специалистов такое решение будет вполне удачным — вы либо работаете, не выходя из центра, либо живете рядом с работой и существенно экономите на переездах и проживании, особенно актуально это для приезжих сотрудников. Это похоже на общежитие и иногда даже на коммунальную квартиру — кажется, мы уже говорили о цикличности истории и общества в ней? Кстати, коливинг может быть интересной альтернативой для путешественников и туристов, которые снимают гостиницу только для того, чтобы в ней поспать, так почему бы не сэкономить и на этом, благо условия коливинги предлагают отличные.

 

Популярные коворкинги в Алматы и Астане

 

Бизнес-фабрика (biznes-fabrika.kz), 108 рабочих мест, 2000 квадратов, от 33 тысяч тенге в месяц (Алматы).

 

L.E.S. Business Club (l-e-s.kz), от 20 тысяч тенге в месяц (Алматы).

 

Multispace (multispace.kz), 750 рабочих мест, 6500 квадратов, от 45 тысяч тенге в месяц (от 30 тысяч в месяц для студентов) (Астана).

 

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №14 (581) - е от 23 июня 2016

PDF, 2.49 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме