Перезагрузка казахстанского образования

 

Диагноз казахстанскому высшему образованию поставлен давно: его нужно модернизировать, более того, все давно понимают неотвратимость реформ, иной вопрос, как его реформировать?

 

Нынешний министр образования и науки Ерлан Сагадиев уже дал свой ответ на этот вопрос. Он за реализацию принципов трехъязычия, выравнивание образовательного уровня населения (по верхней планке), функциональную грамотность, а наша глобальная цель, по словам министра, — «построение высокотехнологичного, высокообразованного, международно интегрированного общества с высочайшим международным уровнем сервиса». О том, как следуют новым трендам университеты, мы поговорили с первым проректором Almaty Management University Гульмирой Курганбаевой.

 

- Гульмира Аманжоловна, вы знаете о реформах высшей школы, которые инициирует Министерство образования. Насколько эти изменения затрагивают бизнес-вузы, в частности ваш университет, который позиционирует себя как предпринимательский?

 

- Фактически то, о чем говорит министр, мы уже реализуем у себя в вузе. Сейчас мы меняем рабочие учебные программы по всем специальностям бакалавриата и магистратуры. Почему это делается? Потому что в течение последних трех лет AlmaU выбрал стратегию формирования модели предпринимательского университета. Мы готовились к этому: разрабатывали концепцию развития предпринимательского образования не только в рамках отдельно взятого университета, но и в целом по Казахстану. Причем это касается и школьного, и университетского образования.

 

- Для чего нам нужны предпринимательские университеты?

 

- Как бы странно это ни звучало, для того, чтобы дать выпускнику право выбора, возможность попробовать себя в разных областях, в том числе в бизнесе. Ведь любой слушатель, выпускник средней школы, который приходит в университет, имеет право на ошибку с выбором специальности. Возможно, он еще не определился, или у него была достаточно сложная профориентационная работа в школе. И через какое-то время он может сказать: это не мое. Чтобы помочь ему определиться с выбором, мы и вводим предпринимательский блок. В целом мы внедряем предпринимательский блок на все 4 года обучения. Этого нет ни в одном университете страны.

 

- В чем он заключается?

 

- Через этот блок мы развиваем креативность, инновационность, умение наших студентов мыслить самостоятельно, критически, умение видеть, как работает компания изнутри. И самое важное — в отношении предпринимательства мы даем всю цепочку от генерации идеи до создания стартапа и привлечения инвесторов — студент, учась в университете, пройдет путь до воплощения своих знаний в бизнесе.

 

- На выходе выпускник должен иметь собственный бизнес?

 

- Это не означает хорошо налаженный бизнес, но попробовать себя в предпринимательстве студент может в рамках университета. То есть он придумал идею, запустил стартап, и на базе нашей площадки (бизнес-инкубатора, внутренней стартап-академии) он сможет понять, его это или нет, может он управлять таким предпринимательским проектом или не может. В этом плане наш университет — некая лаборатория, где студент извлечет первые уроки из своих ошибок, чтобы потом, выйдя в реальный бизнес, он уже какие-то ошибки не допускал. Если же бизнес конкурентоспособный, реалистичный, то мы даем студенту возможность инвестироваться — на 4-м курсе он защищает этот проект перед пулом инвесторов, и кто-то из них может стать его бизнес-ангелом. А это значит, что студент получит не только финансирование, но и консультации в управлении своим бизнесом.

 

- То есть каждый ваш студент должен быть, по сути, предпринимателем?

 

- Мы к этому стремимся. И мы понимаем, что предпринимательство невозможно без управленческих компетенций, ведь чтобы быть предпринимателем, нужно понимать менеджмент, маркетинг, финансы, бизнес-планирование, управление проектами. Поэтому управленческий блок мы тоже усиливаем, причем управленческий блок сейчас получает и юрист, и, допустим, специалист по регионам. Казалось бы, зачем им управленческие знания? Но они нужны для того, чтобы они могли реализовать свои бизнес-проекты.

 

- А сколько всего таких блоков?

 

- С нового учебного года подготовка студентов здесь будет осуществляться по 5 блокам: будет усилен блок базовых компетенций (упор на математику и трехъязычие); улучшена профессиональная подготовка (студенты смогут проходить практику в компаниях Big4); пересмотрен блок развития управленческих компетенций; усовершенствован подход к обучению предпринимательству на всех специальностях; будут усилены предметы развития личности (риторика, философия ума и тела, Academic writing, Critical thinking и т. д.).

 

- Непосредственно профессиональная подготовка от усиления других блоков не пострадает?

 

- Нет. По сути, мы пересмотрели детальную специализацию по ключевым блокам. Допустим, если мы говорим о специальности «финансы», то мы сейчас полностью адаптировали учебную программу к стандартам международной программы АССА. Что это дает? Выпускаясь, наш студент может досдать какие-то определенные дисциплины и получить международную профессиональную квалификацию.

 

Второй ключевой момент — наши студенты будут иметь возможность стажироваться в компаниях Big4. Мы максимально приблизили практиков к нашим специальностям. На всех курсах всех специальностей сейчас преподают практики из лучших компаний в бенчмарке.

 

Мы пересмотрели логику каждого курса, и сейчас все дисциплины по специализации абсолютно логичны, одно вытекает из другого, и студент видит, что он изучил на 1-м, 2-м, 3-м и 4-м курсах, что он получил в целом как бизнес-процесс. Ведь студент как будущий специалист в первую очередь должен знать конкретный бизнес-процесс в своей отрасли. И мы ему показываем, какие бизнес-процессы существуют в той области, в которую он пойдет трудоустраиваться.

 

- Вы также усиливаете и личностный блок. Что в него входит?

 

- Это 4-й ключевой блок. Невозможно развиться в хорошего управленца или специалиста без таких навыков, как лидерство, тайм-менеджмент, ораторское искусство — это все наполняет личность, делает ее гармоничной. Поэтому мы внедрили в программу обучения Academic writing (академическое письмо), Critical thinking (критическое мышление), Service learning (служение обществу), то есть такие дисциплины, которые с разных аспектов формируют личность.

 

Так, Academic writing формирует аналитические навыки личности: студент должен уметь анализировать, писать хорошие эссе, структурировать любой документ, то есть видеть систему в формировании любого документа. Критическое мышление развивает понимание логики, понимание того, что любой вопрос имеет «плюс» и «минус». Service learning — дисциплина, которая развивает душу и сердце наших студентов. В рамках этой дисциплины ребята идут со своими преподавателями на конкретные социальные объекты и помогают одиноким старикам, сиротам, детям с ограниченными возможностями. И я думаю, что это действительно верный современный подход к тому, чтобы человек понимал свою ответственность перед обществом. Лидерство, бизнес-коммуникации, ораторское искусство мы развиваем в обязательном порядке, это то, что формирует современную личность. Плюс философия бизнеса, которая дает очень большой формат социальной ответственности, понимание, что бизнес существует не только ради прибыли, но и для того, чтобы нести благо обществу.

 

- По-моему, вы перечислили все, что должен знать выпускник. Что входит в 5-й блок?

 

- Наше пятое преимущество — мы меняем подход к языкам, в AlmaU создан единый языковой центр, в котором будет осуществляться подготовка и по английскому, и по казахскому, и по многим другим языкам — испанский, китайский и т. д. В чем «фишка»? Если раньше языки преподавались только в рамках 2 лет обучения (1-й, 2-й курс), то теперь мы даем их на протяжении всех 4 курсов. Причем английский с каждым последующим курсом мы усиливаем, минимальный порог IELTS на выходе для выпускника должен составлять min 5,5. Раньше мы таких высоких требований не предъявляли. А сейчас даже человек, который придет с уровнем английского elementary, на выходе должен иметь IELTS 5,5 и выше.

 

- Почему такие высокие требования?

 

- По ряду причин. Например, чтобы поступить на магистратуру за рубежом, IELTS должен быть не ниже 6 и 6,5. Кроме того, сейчас 85% всех знаний создаются на английском языке, и не знать английский невозможно. Второй ключевой для нас момент — деловой казахский язык. Мы говорим, что на выходе каждый наш студент должен уметь говорить, писать и вести деловую переписку на государственном языке. Мы стремимся все время повышать статус казахского языка, поэтому казахский язык у нас, как и английский, преподается все 4 года обучения. И ряд дисциплин преподается и на казахском, и на английском языках. Допустим, студенты русскоязычного отделения определенное количество дисциплин будут получать на казахском и английском языках.

 

- По сути, вы готовите специалистов завтрашнего дня, готовых к любым изменениям?

 

- Да. Мир информационной эпохи — это мир творческий, мир турбулентный, в нем очень сложно долгосрочно прогнозировать. Сегодня человек здесь, а завтра может оказаться на какой-то другой позиции, в другой компании, даже в другой стране. Все очень быстро меняется, и турбулентность этого мира наш выпускник должен рассматривать не как ограничение, а как возможность. Но для этого должна быть гибкость ума, нестандартное, инновационное мышление, человек должен быть быстрым, адаптивным, и эти навыки будут даваться в рамках предпринимательского курса. Мы говорим, что приняли программу изменений. Но, по сути, программа изменений в AlmaU была всегда. Каждый год мы что-то пересматриваем, совершенствуем, меняем подходы. Может быть, поэтому мы впереди других университетов. Именно предприимчивость позволила университету быть пионером, первопроходцем в течение 28 лет. И это качество мы хотим заложить и в наших студентах.


Рахимбек Асанов


Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №14 (581) - е от 23 июня 2016

PDF, 2.49 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (6)

  • талгат

    27 июня в 14:00

    Согласен что наше образование нужно модернизировать. И министр образования этим делом и занят. Внедрения трехъязычие является правильным шагом для развития нашего образования

  • Bekbolat

    27 июня в 18:05

    Да, надо модернизировать всю систему образование, вводя новые технические новшества и инновации. побольше давать возможность студентам практиковать свои навыки и делать настоящий бизнес. Ну, а университет должен внушать уверенность студенту что он обретет здесь хорошие знания.

  • Bekbolat

    27 июня в 18:57

    Модернизации образовании один из важных вещей. надо постоянно придумывать новые тенденции и технологии, системы обучения. Любое развитие и нововведение будет активно оспариваться, но надо стоять на своем и точно будет успех.

  • Айдана

    27 июня в 21:25

    Да нам уже давно пора менять систему образования!Поддерживаю реформу трехъязычия!Сейчас все создаются на английском языке, и не знать английский невозможно.

  • Тимур

    нету

    28 июня в 01:04

    Полностью поддерживаю! Модернизация образования нужна! Необходимо!

  • Тимур

    нету

    28 июня в 01:15

    Хорошо, что теперь студентов будут обучать предпринимательством, это здорово.

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме