• Сергей Пак

  • 16 июня 2016

Инструмент для dream team

 

Одним из набирающих популярность способов организации работы внутри команды сейчас можно назвать метод под названием Scrum. В переводе с английского слово означает «толкучка», а особенность методики — качественный контроль процесса разработки. Причем нужно помнить, что Scrum также активно применяется в отрасли создания программного обеспечения, но в обоих случаях методы примерно одинаковы.

 

Способ, который интересует больше всего, предполагает отказ от планомерного управления, бюрократической волокиты и ставит своей целью соблюдение дедлайнов. Основной лозунг — «работать в два раза меньше, успевать в два раза больше».

 

Основной движущей силой Scrum является команда — считается, что количество участников должно составлять от 3 до 9 человек. Поскольку команда отказывается от старых методов работы, она должна отвечать трем условиям: многофункциональность, уверенность и автономность. Под многофункциональностью понимается возможность каждого из участников понимать и разбираться в работе других сотрудников — не полноценная взаимозаменяемость, а умение подстраховать в нужный момент. К этому также относится знание рабочего процесса каждого сотрудника — так получится тратить меньше времени на объяснения, изучение должностных инструкций и выяснение отношений, вроде «относится ли к моим обязанностям вот это действие».

 

Уверенность в собственных силах — понимание членов команды, для чего они это делают, какие цели перед собой ставят и знают, как их достичь. Амбициозность — один из ключевых навыков Scrum-команды, и нужно быть уверенным в том, что члены команды не только амбициозны, но еще и мотивированы. И, наконец, автономность — независимость команды от руководства, ведь в данном случае команда специалистов сама понимает, как ей лучше работать, какими методами пользоваться и как достичь лучшего результата. Конечно, руководитель может подсказать, на что лучше обратить внимание и как расставить приоритеты, но члены команды должны самостоятельно вести проект, потому что за результаты они будут отвечать сами.

 

Важный инструмент в Scrum — так называемая scrum-доска, на которой ведется информация о проектах, расписаны детали и действия, которые должны быть выполнены в ближайшее время. Некоторые аналитики рекомендуют разделить обычную доску на три колонки: «Нужно сделать», «В работе» и «Сделано». Задачи лучше записывать на стикерах, иначе можно устать стирать и переписывать одни и те же задачи по несколько раз в неделю. Понятно, что в идеале все задачи должны из первой колонки к концу недели переместиться в третью, но нужно делать поправку на срок исполнения. Очень часто бывает так, что результат зависит не только от команды, но и от третьих лиц (госорганов, к примеру, или партнеров по бизнесу), поэтому такой метод подходит больше для компаний, специализирующихся на создании собственных продуктов. Тем не менее способ хороший — так можно контролировать задачи и время от времени обновлять их текущий статус.

 

Спринт — единица измерения рабочего времени в Scrum-методике. Здесь опять же нужно сделать поправку на особенности методики — Scrum отлично подходит для IT-компаний, специализирующихся на разработке программного обеспечения или мобильных приложений; digital-агентств, которые делают сайты, наполняют их контентом или ведут страницы в соцсетях; еженедельных печатных изданий. В общем, спринт — это, как правило, одна неделя, в рамках которой надо выполнить все действия, записанные и запланированные на скрам-доске. Во время спринта нельзя убирать или добавлять новые действия, нужно работать с тем, что уже расписано. Поэтому scrum не будет удобен для профессий, которые постоянно получают и обрабатывают информацию, но можно настроить метод под себя.

 

Спринт состоит из 3 частей: планирование, в которое входит прогнозирование, расстановка приоритетов, определяется формат работы и готовится соответствующий медиаплан; ежедневные stand-up-отчеты по 15 минут для обсуждения текущего положения дел и сравнения с графиком; совещание, которое проходит в конце и на котором члены команды определяют, насколько продуктивным был спринт и как его можно было улучшить.

 

Клиентоориентированность — основной смысл методики Scrum. Приверженцы методики предпочитают удобное и оперативное общение с клиентом, добросовестность и разумность в возникающих между ними взаимоотношениях. К примеру, скрам-команды предпочитают не делать идеальных договоров и других сопроводительных документов, потому что рассчитывают на адекватность клиента и на партнерские отношения. Также в scrum-методике предпочитают минимизировать количество работы с бумагой — постоянные отчеты, запросы и служебные записки не покажут действительно высокого уровня работы, а еще они плохо влияют на продуктивность всей команды в целом. Можно обмениваться поправками к договору полгода, хотя за это время можно пойти друг другу на уступки и сделать первые модели проекта.

 

Умение работать в команде и с командой — принцип, который в последнее время тоже становится все более популярным. Босс — тот, кто управляет командой, настоящий же лидер ведет команду за собой, оставаясь на передовой во всех ее начинаниях. Собственно, в scrum-команде нужно отключить «режим Бога» и перестать ставить себя выше остальных — когда участники команды начнут чувствовать поддержку руководства (в данном случае можно говорить и о руководителе небольшой команды-подразделения), они начнут работать лучше.

 

Джефф Сазерленд, автор книги «Scrum. Революционный метод управления проектами», является создателем данной методики, поэтому помимо вышеперечисленного в его книге можно найти еще очень много интересных мыслей.


Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №13 (580) — е от 10 июня 2016

PDF, 2.34 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме