• Алтынай Айтбаева

    Журналист

  • 15 июня 2016

Познавая новую реальность с потребителем

 

Темп современного мира практически невозможно представить без интернета, технологий и электронных операций, которые намного облегчают, улучшают качество жизни. В информационную эпоху высоко ценится скорость оплаты каких-либо услуг. Компания Visa, начав работу в Казахстане в 90-х годах, по настоящее время совершенствует данный процесс. В результате чего система face to face остается в прошлом, уступая системе электронных платежей, когда клиент самостоятельно обслуживает себя.

 

Доказательством служит увеличение объема рынка электронной коммерции в Казахстане. Количество трансакций по картам Visa за последний год выросло на 30%.

 

Региональный менеджер Visa в странах Центральной Азии Галым Табылдиев заметил, что карточки стали инструментом платежа и сегодня используются не только для снятия наличных, как это считалось раньше. Спикер также перечислил самые популярные виды онлайн-платежей, которые совершают казахстанцы. В пятерке актуальных числятся:

 

— оплата интернета;

— оплата телеком-услуг;

— коммунальные платежи;

— совершение электронных и мобильных покупок (самый распространенный вид — покупка авиабилетов);

— приобретение электронных товаров и услуг.

 

А в топ-5 платежей, совершаемых казахстанцами в торгово-сервисных точках, входит приобретение модной одежды, государственные услуги (штрафы, налоги и т. д.), оплата телеком-услуг, продовольственные товары и рестораны.

 

Онлайн-мир

 

Менеджер департамента Visa по работе со стратегическими партнерами и торгово-сервисными предприятиями в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Игорь Золотарь выделил два фактора, способствующих тренду роста электронной коммерции. Первый пункт — социализация и коммуникация. Соцсети играют немаловажную роль. Вторая причина — наличие продуктов, предлагаемых и приобретаемых в режиме онлайн. Для бизнеса есть только один выход — подключиться к этому онлайн-миру. Разумеется, влияние на рост числа электронных платежей оказывает многофункциональность смартфонов и доступность интернета.

 

«51% населения Земли находится в режиме онлайн, у 46% есть доступ к интернету, 31% активно пользуется соцсетями для общения», — поделился Игорь Золотарь.

 

Безопасность и «нулевая ответственность»

 

Несмотря на рост числа трансакций онлайн, существует определенный уровень страха за безопасность финансов. Менеджер департамента управления рисками Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы Олег Гриценко рассказал об уровне защиты от мошенников.

 

«Для компании Visa защита данных является первостепенной задачей», — начал свою речь Олег. По его словам, Visa использует разные системы для предотвращения нелегальных трансакций. Одна из них — VVA (Visa Advanced Authorization), когда идет оценка риска на основании скринингового значения и используется ID для случаев компрометации. Другая система — VRM (Visa Risk Manager): решение принимается в режиме реального времени, есть возможность управлять случаями мошенничества и компрометации.

 

Одним из последних нововведений считается политика «нулевой ответственности», которая уже успешно практикуется в США. У нас в силу вступает с 1 августа 2016 года. Банк возмещает украденные деньги клиенту в том случае, если он сам добровольно не передаст данные карточки. Иными словами, «нулевая ответственность» — это принцип, когда владелец карты не несет ответственности за мошенничество или покупки с личной картой, совершенные третьими лицами. Если вы заметили, что с карты украли деньги, можете смело обращаться в банк. Возмещение украденных средств невозможно, если держатель карты не соблюдал правила пользования картой либо у банка есть информация о мошеннических действиях клиента.

 

«По сравнению с 2014 годом в 2015-м уровень мошенничества с картами в Казахстане снизился на 28%. Он составляет 0,016%, или 1,6 цента на 100 долларов легитимной трансакции, в то время как средний показатель по миру — 0,07%, или 7 центов на 100 долларов», — отметил Олег Гриценко.

 

Успешные казахстанские сервисы e-commerce

 

Сервис онлайн-покупки авиабилетов Aviata.kz был основан 2,5 года назад. Изначально команда состояла из 3 человек. На сегодняшний день в Aviata.kz более 40 сотрудников. Объем продаж в первое время коммерческого запуска составлял 300 билетов в месяц. В мае 2014 года продавали 2000 билетов. Спустя год показатель вырос в 10 раз — 20 тысяч авиабилетов в месяц. То есть команда Aviata.kz выполняет объем работы 50 уличных авиакасс. Средний чек составляет более 40 тысяч тенге.

 

Популярность мобильных приложений по продаже авиабилетов растет ежегодно. Более 30% проданных билетов Aviata.kz приходится на мобильные покупки. «Мы чувствуем, как отрасль быстро меняется. Для нас это вызов», — заключил директор по развитию Aviata.kz Алексей Ли.

 

Другой пример — «Казпочта», которая по праву считается мостом от офлайна к онлайну. На сегодняшний день 22 703 сотрудника трудятся в 3400 отделениях, посылки развозят в 2025 автомобилях, работают 109 постаматов по всей стране. Национальный оператор почтовой связи идет в ногу со временем и трансформирует выполняемые функции.

 

Один из ярких примеров — национальный портал почтовых и финансовых услуг Post.kz. Портал позволяет управлять посылками (трекинг, заказ курьеров, распечатка адресных бланков, перенаправление и другие). Ежегодно через «Казпочту» доставляется 6,9 млн посылок и 81,3 млн писем. А также через Рost.kz можно оплачивать различные услуги (коммунальные, баланс на телефон и т. д.), переводы Card-2-Card: моментальные переводы между любыми банками и Card-2-Cash: моментальная отправка с карты, получение в любом почтовом отделении села или города РК. С 17 мая 2016 года работает система «Salem, Online!», позволяющая проводить оплату с карты на счет юридического лица и другие онлайн-функции. С момента запуска Рost.kz портал посетили более 450 тысяч раз, сегодня им пользуются около 37 тысяч клиентов «Казпочты».

 

Супермаркет посылок запущен в двух городах Казахстана. Новый формат центра самообслуживания позволяет сократить время получения и отправки посылок. С начала реализации проекта через супермаркет посылок отправлено более 54 тысяч посылок.

 

1200 почтальонов АО «Казпочта» снабжены смартфонами со специальными приложениями, с помощью которых производится доставка и прием посылок, соцопросы, direct marketing, прием платы за коммунальные услуги, прием платежей и регистрация почтовых отправлений на месте.

 

В планы национального оператора почтовых услуг на 2016 год входит поэтапное внедрение новых почтовых индексов, открытие супермаркета посылок в Алматы, Караганде и всех областных центрах, снабжение смартфонами более 4000 почтальонов, запуск 23 новых постаматов отечественного производства и присвоение адресного ярлыка посылкам для интернет-магазинов.


Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №13 (580) — е от 10 июня 2016

PDF, 2.34 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме