• Аскар Муминов

    корреспондент

  • 7 июня 2016

Ерлан Аскарбеков: «У нас проблема с коллективным интеллектом, в отличие от индивидуального»

 

Тема выстраивания диалога власти и общества, поднятая нами в прошлом номере, по-прежнему остается одной из наиболее злободневных на нынешнем этапе развития страны. Так как пробелы в коммуникациях условных «низов» и «верхов» все еще не преодолены, а грамотных переговорщиков между народом и властью пока не наблюдается. Как быть в этой ситуации, почему хромает система государственного пиар-позиционирования и готовы ли чиновники прислушиваться к советам пиарщиков? Об этом «&» поговорил с пиар-директором фонда «Аспандау» и членом «Клуба PR-шы» Ерланом Аскарбековым.

 

- Ерлан, как вы считаете, почему власть упустила рост протестных настроений по вопросу аренды земли иностранцами? Создалось впечатление, что чиновники в Астане были абсолютно не готовы к выступлениям граждан. На каком этапе, на ваш взгляд, власти упустили из виду то, что этот вопрос может оказаться столь болезненным?

 

- Потому что у нас в менталитете презрение к интеллекту, к аналитике, к тревожным мудрым голосам. Власть знала, одни предупреждали других. Но у нас проблема с коллективным интеллектом, в отличие от индивидуального, именно он критичен для долгосрочного выживания. Система, а если угодно, антисистема просто проигнорировала — как с Жанаозеном, с потерей информационного суверенитета, со второй пенсионной реформой, праворульщиками, концертами ЭКСПО и прочим. И это та же госсистема, которая справилась с первой пенсионной реформой! Все, о чем предупреждали мы, «Клуб PR-шы», 14 лет опасного увлечения государственной политикой платных новостей, о чем мы давали рекомендации 3 года назад на самый «верх» государства, — все в очередной раз сбылось. Так все и будет продолжаться — пока они не реформируют полностью систему государственного пиара к стандартам эффективного классического международного пиара.

 

- Как вы считаете, почему столь неграмотным оказалось пиар-позиционирование Министерства сельского хозяйства Казахстана на фоне земельного вопроса? Ведомство так и не смогло довести до граждан свою позицию по этой проблеме, что и вызвало во многом кривотолки о продаже земли иностранцам, когда закон это не предусматривал?

 

- За это отвечало Министерство национальной экономики. Земельный комитет до известного совещания в Акорде входил в него, а не в Министерство сельского хозяйства. Несмотря на это, если поднять интервью Асылжана Мамытбекова в начале года, он уже публично разъяснял наиболее острые аспекты. Миннацэкономики провело 1-2 брифинга в Службе центральных коммуникаций, где журналисты даже вопросы задают по бумажке. Неудивительно, что официальная информация не имеет надлежащего коэффициента доверия, нужных показателей паблисити и позитивной вирусности.

 

- Как оцениваете эффективность работы земельной комиссии? Это тоже своего рода пиар-стратегия для объяснения важности поправок в Земельный кодекс или же некая попытка дать возможность выпустить пар как экспертам, так и гражданам, которые следят за ее работой?

 

- Это очень сильный, мудрый шаг Акорды. Те, кто хоть немного понимает реальную политику в нашей стране, сразу поняли, что это комиссия по редактированию Земельного кодекса. Власть должна сохранить лицо, поэтому такое название. Но, к сожалению, представители митингов этого не поняли. Но и сейчас не поздно им приступить к своей прямой обязанности в рамках резолюции митинга от 24 апреля — приступить к работе в этой комиссии.

 

- Как оцениваете информационную составляющую протестных акций на центральных каналах Казахстана? Правильную ли тактику избрало государство и почему у общества пошло такое сильное отторжение той манеры подачи новостей об акциях, которую избрали центральные каналы вещания?

 

- За государственную идеологию отвечают самые разные люди с самыми разными взглядами и стилями. Одна из групп стала лоббировать чуждый, иностранный подход к стилистике, риторике и политической философии. Это вызвало 100%-е неприятие всеми этносами, классами и регионами. Характерно, что часть госаппарата стала продолжать эту саморазрушительную стратегию даже при публичной критике от своих же коллег. Ну и разумеется, именно официозный телеканал и раскрутил митинги 21 мая — без них 90% никогда бы о них вовремя не узнали.

 

- Есть ли сейчас в принципе надежные средства коммуникации между властью и обществом? Создается впечатление, что за последние годы «политической апатии» все площадки для проговаривания проблем ушли в небытие, а сейчас сами же чиновники начали осознавать, насколько это было непродуманно.

 

- Конечно, есть, и таких инструментов много. Например, это общественные советы, в которые пришли наконец-то не только приятные для акиматов, но и другие люди. И что выяснилось? Оказалось, что большинство приходят со своими мелкими для власти проблемами, которые оказалось легко решать для тех акимов, которые не испугались своих хозяев, то есть народа. А народ обнаружил, что акимы — это не инопланетяне, не «чужие» и «хищники», а наши, нормальные мужики, которые не утратили способность слышать и решать сложные вопросы.

 

- Как вы оцениваете работу правительства, особенно информационную составляющую, на фоне кризиса, связанного с арендой земли иностранцами?

 

- Это правительство, несмотря на два мощных экономических кризиса, на постоянные провалы с государственным пиаром, не меняло до сего дня систему, точнее, антисистему государственного пиара. Думаю, комментарии излишни. Дело не в земле — дело в полном игнорировании того, как надо правильно работать с народом.

 

- Что выявили протесты с точки зрения пиар-позиционирования? Что в Казахстане нет грамотных пиар-специалистов, которые бы могли разъяснить позицию власти населению и не допустить перетекания гражданского недовольства в политическое? И насколько вообще сегодня госаппарат заинтересован в грамотных пиар-специалистах, чтобы разговаривать с народом на уровне идей и смыслов?

 

- Конечно, они есть. Минимум три очень мощных пиарщика в госсекторе, способных преодолевать огромные информационные войны и кризисы. И столько же — в бизнес-секторе. Большинство из нас что-то писали для разных ведомств. Проекты принимаются, но навыкам с тренингов не следуют, советами пренебрегают, отчеты и стратегии не читаются. У меня есть пример с одним очень важным министерством, для которого 9 лет назад написал пиар-стратегию по одному ключевому направлению. Один чиновник год назад наконец-то признался, что они постоянно ее открывают, перечитывают, вздыхают, запирают обратно в сейф — и не живут по ней. Признавая ее 100%-ю правоту.

 

- Есть ли какие-то специальные обучающие программы, тренинги для чиновников, как им поступать в кризисных ситуациях, и обучались ли по ним казахстанские государственные мужи?

 

- Эпизодически — да. Практически и в необходимом объеме, с надлежащим контролем внедрения, с переаттестацией — нет. Это и есть одна из 8 рекомендаций нашего клуба. Я их озвучивал на 9-м нашем форуме, от лица всех нас. А сейчас уже на дворе 12-й форум. Вот и думайте, что у нас происходит с госаппаратом. Была троекратная жесткая публичная критика государственного пиара со стороны президента — в 2010, 2013 и 2016 годах. Была двукратная критика со стороны Марата Тажина — оба раза в 2013 году. А Васька слушает…

 

- А какие каналы коммуникаций в условиях кризиса могут быть эффективными?

 

- Прямое, честное общение лицом к лицу. Надо отметить в этих событиях акима Атырауской области, я похвалил его пролетарский свитер вместо костюмчика с галстуком. Все остальные удачные решения были только за президентом. Это комиссия и общественные советы.

 

- Как вы оцениваете создание Министерства информации и коммуникаций? Можно ли ожидать грамотного подхода с его стороны к взаимодействию с журналистами, в том числе в вопросах освещения протестных акций, или же оно станет закрытым органом, как и само правительство?

 

- Можно. Предыдущие перестановки делались не в кризис, а этот — в результате тяжелейшего внутриполитического кризиса, который, кстати, совершенно не закончился.

 

- Как в целом можно сейчас наладить контакт власти и общества на фоне недоверия с обеих сторон и того, что произошло 21 мая? Это возможно?

 

- Возможно. Ответ на этот вопрос требует инвестиций, прежде всего, внимания decision-мейкеров нашей страны. У государства есть абсолютно все ресурсы. Проблема, повторю, в слабом коллективном интеллекте, прямо скажем, в бестолковщине, оторванности от национального менталитета, противоречивости и бездарности. Поэтому ключ к восстановлению — в психологической корректировке со стороны высшей власти. Нужно снять розовые очки и перестать верить собственным проплаченным блогерам, сюжетам и статьям. И полюбить реальность.

 

- Почему, на ваш взгляд, в принципе власти крайне формально все эти годы относились к вопросам имиджа, грамотного позиционирования и пиара внутри страны, а не для иностранцев? Потому как за рубежом тратились огромные деньги для улучшения имиджа Казахстана, в том числе за счет роликов на иностранных каналах, но внутри страны создавалось впечатление, что власти совершенно неинтересно, что о ней думают свои граждане. Почему так?

 

- Наоборот, по разным оценкам, за рубежом тратилось максимум 40 миллионов долларов. А внутри — от 350 до 500 миллионов в год, каждый год. Все дело именно в платных новостях — никаких пиар-новостей не существует вне СНГ. Платная новость — это обогрев космоса. Никто почти их не читает, а прочитавшие не верят. Отсюда у вас ощущение пустоты. На самом деле, повторю, тратится колоссальное количество денег, но абсолютно неэффективно.

 

- Существует понятие «разрыв коммуникации». Наблюдается ли сейчас подобное явление в Казахстане?

 

- Да. В результате действующей с 2002 года антисистемы государственного пиара возник колоссальный разрыв. Месседжи официальных лиц либо высмеиваются, либо, что еще чаще, игнорируются. Трагедия в том, что сама власть, несмотря на все «косяки», достаточно профессиональна и патриотична. Но абсолютно разучилась это эффективно пиарить. Как исправить? Найдите на Slidedhare.net файл «Рекомендации «Клуба PR-шы» к исправлению государственного PR» от мая 2013 года.

 

- В свое время в Казахстане активно работали над разъяснением народу различных реформ иностранные пиарщики. Сейчас их нет, не хватает средств на их оплату или это стало просто неинтересно чиновникам?

 

- Наоборот, именно иностранцы и наломали дров с «150 долларов», вызвав аллергию у народа на государственную идеологию. Думаю, достаточно сказано. Можете также поинтересоваться у ENRC, во сколько им обошлись фокусы иностранных пиарщиков — в 10 миллионов долларов штрафа, выплаченного в пользу ККБ. Иностранец полезен только уникальный и только в команде, под руководством еще более опытного в реальных, измеримых победах, а не тоях, бюджетах и подхалимстве местного пиарщика.

 

- Какой совет вы бы дали власти, как ей себя грамотно вести в нынешней ситуации, чтобы построить диалог с обществом?

 

- Во-первых, отдать новому министерству все полномочия по внутреннему государственному пиару. Сегодня за это якобы отвечают, то есть не отвечают 9 разных структур. Ни о каком успехе не может быть и речи. Пусть новое министерство хотя бы получит возможность настоящей работы, а потом уже с него спрашивайте. Наследство ему достается, прямо скажем, непростое. Во-вторых, после этого как можно скорее полностью реформировать всю систему. Наши 8 рекомендаций — это, конечно, взгляд людей из бизнеса. Госаппарат имеет свою специфику, поэтому, если они возьмут наше основу, но сохранят их смысл и дух, — это было бы прекрасно. Мы все работаем на одну страну. В-третьих, поднять, проанализировать собственный успешный опыт аппарата президента в государственном пиаре в 90-х годах. Каков текст первого положения о пресс-секретаре президента. Как был успешно преодолен кризис с первой пенсионной реформой. Как был придуман Конгресс религий. Как создали многовекторность. Как создали «Казахстан-2030». Это уникальный, драгоценный опыт, который нужно осмыслить и вернуться к нему на современном уровне пиар-технологий, на классических основах построения паблисити.
 

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №13 (580) от 3 июня 2016

PDF, 2.26 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме