• Сергей Пак

  • 1 июня 2016

Хороший казахский контент

 

К отечественным стартапам в области образования мы относимся с особым трепетом — они появляются очень редко, и каждый из них обладает определенным шармом. Более того, нам кажется, что наиболее популярные стартапы, которые однозначно будут пользоваться поддержкой инвесторов, должны быть связаны с изучением казахского языка, и объяснять причины, кажется, не нужно. Полагаем, что к следующему стартапу (а точнее, целой серии проектов) нужно присмотреться очень внимательно — то, что делает Куляна Алина, вызывает неподдельный восторг и восхищение, ведь ее пример показывает, на что способен один человек, вдохновленный идеей.

 

Знание казахского языка — пожалуй, одно из самых важных требований для каждого из нас как для казахстанцев, но, к большому сожалению, мало кто может с ответственностью заявить о владении им в совершенстве. Это действительно проблема для нынешнего общества, которую нужно решать, и проблема кроется, на наш взгляд, в подходе — действующие методики не работают должным образом, поэтому помимо знаний, получаемых в школе, многие прибегают к помощи репетиторов. Также стоит отметить, что современные технологии при изучении казахского языка практически не используются, что создает дополнительные возможности для стартаперов — сейчас необходимо выйти на совершенно другой уровень и применять зарубежные разработки. Либо же популяризовать язык на доступном уровне — в любом случае возрастающий интерес позитивно скажется на общем уровне изучения.

 

«Специфика казахстанского рынка (не только веб- и мобильных приложений) выражается в том, что, во-первых, не все инновационные продукты подходят нам в момент их активного представления на мировых рынках, во-вторых, многим товарам, сервисам, продуктам, связанным с контентом, необходима адаптация для нашего рынка. Это относится к локализации, например, учитывая низкую плотность населения, мы имеем очень разнообразную по потребностям аудиторию в небольших долях в сравнении с рынками соседей. И, в-третьих, исходя из активно нарастающей моды на казахский контент — в оформлении, в лицах, в стремлении, — адаптировать мировые тренды с учетом местных запросов, можно говорить, что мои идеи проектов с концепцией «Хороший казахский контент» стали весьма актуальны», — делится стартапер Куляна Алина.

 

На сегодняшний день одним из наиболее интересных ее стартапов можно назвать аналог популярной игры для мобильных устройств, которая называется «4 фотки — 1 слово». Причем это уже, скорее, жанр, а не название игры. Смысл заключается в том, что вам нужно угадать зашифрованное слово, которое описывается в 4 картинках — иногда оно может быть неочевидным, и приходится очень сильно подумать, прежде чем вы сможете найти ответ. Разработчики намеренно усложняют игровой процесс с каждым уровнем, чтобы игроку было интересно играть, но при этом дают ему небольшую подсказку — заранее показывают количество букв в слове и список букв, которые необходимо использовать, чтобы это самое слово составить.

 

«4 фото 1 сөз» — отечественная разработка, которая уже появилась для мобильных устройств, работающих на операционной системе Android, при этом смысл остался прежним, только вот слова нужно угадывать теперь уже на казахском языке. Статистика у приложения для отечественного мобильного рынка весьма впечатляющая — на сегодняшний день игра имеет рейтинг 4,5 с 692 голосами, а количество скачиваний уже давно перевалило за 20 тысяч. И это только начало.

 

Как рассказывает сама Куляна Алина, игра, о которой идет речь, не ноу-хау, так как давно известна и популярна во всем мире. При этом разработка может быть очень полезной для изучения казахского языка, поскольку служит хорошим инструментом для тренировки памяти. Конечно, знание пары сотен слов не делает человека полиглотом, но позволит говорить и общаться, тем самым стирая коммуникационные границы.

 

Приложение выглядит просто и доступно, практически не отличается от аналогов ни по дизайну, ни по интерфейсу. Оно и понятно — автор отмечает, что нашла отличных разработчиков, которые сделали приложение интуитивно понятным для любого пользователя. Правила игры тоже не изменились — все те же 4 фотографии и 1 вариант ответа, несколько букв, расположенных в нижней части экрана, и пустые строчки для искомого слова. За правильный ответ вы получаете монетки, а если затрудняетесь ответить, то игра предусматривает возможность купить подсказку за заработанную валюту. С каждым новым уровнем игра становится сложнее, и ответить на поставленный вопрос сможет далеко не каждый пользователь, знающий казахский язык. Ну а для тех, кто только начинает его постигать, процесс обучения должен проходить куда более продуктивно — нужно все время сидеть со словарем и выбирать синонимы, и такая тренировка сильнее отпечатает нужное слово в памяти. И это будет гораздо эффективнее, как если бы вы учили по 10 слов каждый день, как минимум потому, что здесь вы задействовали большее количество рецепторов, отвечающих за создание ассоциативных рядов.

 

Впереди у нашей героини-стартапера большие планы, и если вы начнете изучать историю продуктов разработчика, то увидите, что она опубликовала еще 4 проекта помимо игры, и все они специализируются на контенте на казахском языке: тут вам и слова нужно угадывать, и даже известных артистов по фотографии. Подобные игровые продукты, на наш взгляд, делают процесс обучения интереснее и красочнее, да и у детей появляется желание поиграть в новую игру и поучить слова. Также автор хочет создать аналогичный продукт и для iOS, правда, стоимость разработки для этой операционной системы гораздо выше, чем для Android. Это и есть тот самый стартап, о котором мы говорили в начале, но Куляна в качестве альтернативы предлагает сделать еще 5 аналогичных проектов для Android, если инвесторам идея с iOS не понравится. Для этого потребуется 3 тысячи долларов, и инвестиции могут вернуться примерно через 2 года — монетизация осуществляется за счет внутриигровых покупок в приложении (трансакции от 300 до 2000 тенге). Хотя, по мнению автора, подобным проектам нужны, скорее, спонсоры, а не инвесторы — стартапы с высоким уровнем социальной значимости и слабой возможностью возврата вложенных средств инвесторам, как правило, неинтересны, но именно благодаря таким вещам и может измениться нынешняя ситуация. Куляна пробовала привлекать деньги через краудфандинг, вкладывала собственные средства и продолжает продвигать проекты собственными силами, но инвестиции или спонсорская помощь могли бы существенно ускорить процесс развития проектов — можно было бы запустить несколько разработок сразу и выложить финальные версии приложений гораздо раньше.

 

Досье

 

Куляна Алина создает несколько проектов, сочетающие в себе части как реальной продукции (сувениры, подарки, изделия), так и виртуальной (мобильные приложения, веб-сайты, видео- и аудиопродукция) с общей концепцией «Хороший казахский контент». Проект «Купи слова» — это комплект магнитных рамок, на которых написаны слова и словосочетания на казахском языке. На каждой карточке (всего их 45) помимо слов также изображены картинки, которые создают ассоциации. Их можно разместить на холодильнике или на каком-нибудь видном месте, чтобы была возможность их запоминать. Одноименный сериал «Купи слова» — практически то же самое, но уже в видеоформате, с привлечением известных людей: в одной из серий снималась Аружан Саин. Последнее, над чем работает автор, — серия мобильных приложений, о которых мы уже рассказали.


Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №12 (579) — е от 27 мая 2016

PDF, 2.05 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме