• Екатерина Корабаева

  • 3 мая 2016

Будущее уже наступило

 

Информационные технологии перестали быть сферой исключительно гиков и технарей. Сегодня ИТ в авангарде бизнеса, продукция отрасли все глубже проникает в жизнь людей. О том, какие цели преследует коммерческий сектор в синергии с ИТ-компаниями и как изменился мир благодаря технологическому прогрессу, рассказал управляющий партнер AT Consulting Сергей Шилов.

 

Насколько цели бизнеса сегодня направлены в сторону внедрения ИТ-решений? Все-таки мы то и дело слышим от компаний, что они сейчас живут в режиме жесткой экономии.

 

Клиенты во всех индустриях стараются экономить, в связи с этим коммерческий сектор не спешит с реализацией ИТ-проектов. Тем не менее информационные технологии уже глубоко проникли в жизнь всех компаний, особенно связанных с массовым обслуживанием. Среди них — игроки телеком-рынка, финансового, государственного сектора и т. д. Иными словами, хоть бизнес и тратит с осторожностью, сократить все расходы на ИТ до нуля сегодня просто невозможно.

 

Опять же мы слышим от игроков ИТ-рынка, что сегодня наиболее востребованы услуги с высокой креативной консалтинговой составляющей. На ваш взгляд, в чем может выражаться данная креативность?

 

Креативность может выражаться в решении двух главных задач. Во-первых, как помочь клиенту больше заработать с помощью информационных технологий. Во-вторых, как сделать так, чтобы клиент меньше потратил, с помощью ИТ. Если говорить о том, что предлагает наша компания своим клиентам для решения этих задач, то сейчас основная тенденция — уход в онлайн, максимальное использование интернета для предоставления услуг и продажи продуктов в цифровом мире. Прекрасный тому пример — Altyn Bank, который недавно запустил цифровой банк Altyn-i.

 

А если говорить об офлайн-сфере, насколько там ИТ-решения отличаются от тех, что использовались компаниями раньше? В последнее время мы слышим, что есть такие проекты, как «умные полки» в магазинах, о попытках торговых центров понять поведение своих посетителей и т. д.

 

На самом деле тема анализа поведения клиентов эксплуатируется уже давно. Но есть один нюанс: подобные проекты тяжело грамотно реализовать. Появилось много инструментов для построения систем, позволяющих анализировать поведение потребителей или прогнозировать спрос. Однако если говорить про консалтинговую составляющую, то главным остается вопрос, как этот инструментарий эффективно применить на практике.

 

Если даже посмотреть на мировой опыт, то до сих пор далеко не все умеют правильно использовать системы анализа данных. Построение ИТ-систем — это только половина дела, остальные 50% заключаются в регулярной работе с агрегируемыми данными, на основе которых нужно уметь делать правильные выводы. Для этого в компании необходимо иметь грамотную команду специалистов, которая с помощью имеющихся инструментов сможет чувствовать рынок и предлагать клиентам то, что им действительно нужно.

 

Вы уже затронули один из кейсов вашей компании на казахстанском рынке. Я имею в виду разработку цифрового банка Altyn-i. Если говорить о масштабах и значимости этого проекта в контексте разрыва шаблонов банковского обслуживания, что бы вы могли отметить?

 

Банковская система кардинально меняется. Когда она строилась на личном общении, и чтобы что-то сделать, нужно было обязательно прийти в банк. Это напоминало какой-то ритуал. В настоящий момент все упрощается. Человек за мгновения может стать клиентом банка, принять решение об инвестициях или, наоборот, о том, что он возьмет в кредит, и сделать это. Все, что ему нужно, — выход в интернет и устройство, которое позволит быть онлайн: компьютер, планшет или мобильный телефон. Все это упрощает жизнь клиентов банка и удешевляет банковские операции.

 

Ходит много разговоров о том, что в ближайшем будущем банки сольются с интернет-компаниями. И действительно, если посмотреть на крупных интернет-игроков, они озадачены тем, как начать оказывать массовые финансовые услуги. Если это произойдет, а к этому есть все предпосылки, то у них будут конкурентные преимущества по сравнению с традиционными банковскими институтами. Однако в случае с Altyn-i уже можно сказать, что это по факту ИТ-компания с банковской лицензией. Иными словами, это и есть банк будущего.

 

Вы затронули тему интернет-компаний, сказав, что есть игроки на рынке, которые, по сути, планируют заменить банки. Если брать мобильных операторов, то многие из них тоже хотят двигаться в этом направлении и предоставлять своим абонентам финансовые услуги. Вы как-то работаете с мобильными операторами в этой связи?

 

Если говорить про платежи и просто обслуживание в интернете, то здесь многие компании, в частности «Кар-Тел» (торговая марка Beeline в Казахстане. — Ред.), значительно продвинулись. У них хорошие личные кабинеты, которые действительно используются клиентами. Вместе с тем в данной отрасли есть возможности дальнейшего совершенствования. Так, многие процессы в телекоме все еще завязаны на личном общении. Соответственно, нет такой ситуации, как в Altyn-i, когда все можно сделать через интернет. В этом смысле телеком-компании, как ни странно, отстают. Хотя исторически эта отрасль была самой передовой по технологиям. Сейчас она начинает отставать, и это большая угроза для сектора в целом.

 

То есть если банковские институты начнут быстрее и активнее уходить в цифровой формат обслуживания, то ниша, которую операторы еще не успели освоить, возможно, так и не будет ими занята?

 

Конечно. Операторы без серьезной интеллектуальной надстройки и трансформации своего бизнеса окончательно станут сугубо инфраструктурными компаниями. То есть они будут просто предоставлять инфраструктуру для интернета, больше от них ничего не нужно. А поскольку появляется все больше точек бесплатного интернета, то их ждет незавидное будущее.

 

Мобильным операторам нужно максимально упрощать свои операции, учиться предоставлять нетрадиционные для телеком-индустрии услуги.

 

Вы имеете в виду финансовые услуги?

 

Именно. При этом задача мобильных операторов — сделать так, чтобы через их инфраструктуру эти услуги было выгоднее покупать. Сейчас они отстают. Но еще не все потеряно, можно взяться за ум.

 

Какие еще современные тренды в сфере ИТ вы бы могли назвать сбывшимися предсказаниями фантастов?

 

Еще несколько лет назад было невозможно представить, что мы сможем оплачивать кредит, не приходя в банк. Сейчас это возможно, и никакие фантасты такое даже не предсказывали.

 

Другой пример — доступ к интернету, который сегодня есть практически везде. Я ездил как-то на Камчатку, где мы ходили в поход на вулкан, на котором тоже смогли выйти в онлайн.

 

Да и вообще, большую часть операций сегодня можно осуществлять при помощи мобильного телефона. Небольшое устройство позволяет полноценно выполнять работу. К примеру, мне как руководителю компании ни ноутбук, ни уж тем более десктоп не нужны. Все можно делать с помощью смартфона.

 

Кроме того, серьезное продвижение произошло в анализе данных. Когда-то тяжело было представить, что компьютер будет постоянно обыгрывать человека в шахматы. Робототехника, к слову, тоже сильно продвинулась. Это как раз то, что предсказывали фантасты. Другое дело, что продвижение не столь стремительное, как они предполагали.

 

Насколько для российских ИТ-компаний Казахстан потенциально доходный рынок? Стоит ли ждать усиления экспансии российских игроков?

 

Экспансия уже была, большинство российских компаний пробовали выходить на ваш рынок. В этом смысле можно сказать: все, кто хотел, уже вышли. Другой вопрос, что не все удержались. Для того чтобы успешно и эффективно работать, в частности на казахстанском рынке, необходимо иметь сильный местный офис, хорошую команду, которая реально могла бы решать сложные задачи. К тому же здесь важна синергия: необходимо вовремя подключать российский опыт, и наоборот. Кстати, если говорить про AT Consulting, то мы довольно активно пользовались в российских проектах опытом, полученным в Казахстане. А с учетом успешного кейса Altyn-i мы продолжим такой обмен опытом.


Читать дальше

в издании РБК №4 (31) от 26 апреля 2016

PDF, 5.03 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме