• Екатерина Корабаева

  • 26 февраля 2016

На страже IT-безопасности

 

Потребность коммерческого сектора в IT-технологиях растет с каждым годом, а внедрение технологий сопровождается появлением различных услуг и сервисов. Развитию IT-индустрии во многом способствует сегодня такой игрок рынка, как АО «Казахтелеком». Инфокоммуникационный оператор подвел итоги своей деятельности за 2015 год и определил планы на перспективу. Мы решили узнать, как развивается IT-направление бизнеса в компании. На вопросы «&» ответил главный директор по информационным технологиям АО «Казахтелеком» Марат Абдилдабеков.

 

Марат Мухтарович, на каких IT-услугах была сосредоточена работа компании в прошлом году?

 

Основной упор был сделан на оказание облачных услуг, таких как виртуальный дата-центр и контакт-центр, системы хранения данных, предоставление программного обеспечения в аренду. Если говорить глобально, то в IT-секторе компания работает над повышением проникновения облачных технологий в Казахстане, расширением инфраструктуры и спектра услуг для разных групп клиентов.

 

Понимает ли казахстанский клиент преимущества облачных услуг?

 

Рынок IT и облачных услуг растет и довольно стабильно. Свой выбор в пользу облачных сервисов чаще делают крупные корпоративные клиенты, но, полагаю, в скором времени плюсы аренды программного обеспечения и инфраструктуры дата-центров оценят и представители малого и среднего бизнеса, разработчики стартапов.

 

Важно понимать, что облачные сервисы позволяют получать объем услуг в соответствии с потребностями — современный клиент хочет платить только за то, что потребляет по факту. Поэтому сейчас актуально использовать предлагаемую инфраструктуру в аренду, а не создавать свою. Это экономически рентабельно, и такая модель позволяет в краткие сроки наращивать вычислительные мощности или объемы хранения.

 

Что подразумевает строительство собственного дата-центра? Действительно ли это дорогостоящий и трудоемкий процесс?

 

Бесспорные преимущества облачных технологий заключаются в перспективах сокращения капитальных затрат, а создание собственного дата-центра — весьма ресурсоемкий и затратный проект. Кроме приобретения оборудования субъект рынка, планирующий создание собственного дата-центра, сталкивается с вопросами приобретения земельного участка, процессом строительства здания, инженерных систем, покупкой серверного и периферийного оборудования, операционными расходами, связанными с амортизацией и модернизацией оборудования, обеспечением безопасности и отказоустойчивости, а также с необходимостью оплаты труда персонала.

 

В свою очередь развернутая инфраструктура сети дата-центров «Казахтелеком» соответствует всем международным стандартам и позволяет оперативно снять эти вопросы с заказчика и выбрать наиболее удобный модуль и решение. Оборудование находится в стабильных условиях, подключено к резервируемым каналам, обслуживается квалифицированными специалистами, а бизнес-процессы ведутся в стабильном и безопасном режиме. В компании данный блок вопросов и управление дата-центрами возложены на наш филиал — Дирекцию информационных систем.

 

Наша задача — довести информацию до потенциального клиента, а решение уже за ним. Отмечу, что облачные сервисы доступны клиенту вне зависимости от географического местоположения провайдера услуги.

 

В таком случае можно ли измерить эффект от использования дата-центра в конкретных цифрах?

 

В сложившихся мировых условиях и реалиях важно не только сэкономить на организации проекта и процесса, эффективно перенаправить высвобождаемые средства, оптимизировать инфраструктуру ИТ, но и предусмотреть возможные дополнительные затраты. При этом обращение к услугам коммерческих дата-центров позволяет клиентам впоследствии не сталкиваться с проблемами масштабирования и необходимостью серьезных капитальных вложений, более того, услуги коммерческих ЦОД позволяют свести непредвиденные и косвенные затраты к минимуму.

 

Таким образом, говоря об эффекте, подразумевается существенная экономия. Как показывает клиентский опыт, при подключении к услугам аренды оборудования и программного обеспечения обслуживание систем обходится на 20-30% дешевле, нежели обслуживание эквивалентной системы собственными силами.

 

Насколько быстро, на ваш взгляд, сегодня продвигается процесс виртуализации и переход на облачные услуги крупных казахстанских компаний и представителей МСБ? Как этому способствует АО «Казахтелеком»?

 

На сегодняшний день проекты, реализованные на базе виртуальных дата-центров, успешно внедряются и пользуются спросом. Как показывает практика, наша инфраструктура готова к предоставлению облачных услуг с выполнением высокого уровня требований к отказоустойчивости и надежности. Кроме того, «Казахтелеком» планирует развивать направление digital-услуг, что также поспособствует развитию рынка цифровых услуг в целом. Также мы развиваем услуги для МСБ, физических лиц. В качестве примера могу привести внедренный нами первый казахстанский сервис Happy Drive, который позволяет создать онлайн-визитку в качестве альтернативы сайту и получить доступ к облачному хранилищу данных объемом до 20 Гб.

 

Активная работа по созданию площадок виртуализации и перенос в виртуальную среду корпоративных информационных систем, значительное расширение перечня услуг также проводятся в нашей компании в рамках программы модернизации «Өрлеу». Программа рассчитана на 5 лет и имеет четкие задачи и подробный план действий, и мы намерены усилить сегмент IT-услуг в контексте исполнения этого стратегического документа.

 

Какие продукты и услуги по обеспечению информационной безопасности предоставляет компания?

 

Перечень услуг и программного обеспечения довольно широк. Отмечу несколько услуг. Например, клиентам могут быть предоставлены антивирусные программы и система защиты от вредоносных программ, которые осуществляют проверку в реальном времени всего входящего в сеть трафика. Актуальной сегодня является и такая услуга, как «Антиспам», производящая сигнатурный анализ корреспонденции. Для физических лиц нами внедрена услуга по обеспечению безопасности для несовершеннолетних пользователей «Родительский контроль» — родители самостоятельно определяют списки безопасных сайтов и ресурсов, которые могут содержать негативный контент, и другие услуги и сервисы.

 

На опыт каких стран, мировых телеком-гигантов и компаний-аналогов опирается «Казахтелеком» в части внедрения облачных услуг?

 

Мы практикуем привлечение и применение исследований международных консалтинговых компаний, проводим аналитический обзор материалов ведущих мировых производителей оборудования, при этом дата-центры осуществляют свою деятельность строго по международным стандартам.

 

Давайте продолжим тему дата-центров, о которых вы упомянули в начале нашей беседы. Расскажите подробнее о ЦОДе, который действует в Павлодаре.

 

Центр обработки данных в Павлодаре — крупнейший из 16 в нашей сети. Он занимает площадь свыше 1000 кв. м. Это первый в Центральной Азии ЦОД класса Tier III, который соответствует уровню отказоустойчивости и надежности 99,98%, что означает возможность проведения ремонтно-профилактических работ без остановки деятельности всего объекта. Он оборудован серверами для обработки и хранения данных, размещает, систематизирует и резервирует данные интернет-ресурсов, регистрирует доменные имена и оказывает множество физических и виртуальных услуг пользователям.

 

В физическом плане ЦОД представляет собой капитальное строение, специально построенное с учетом потребностей и международных стандартов. По всему периметру расположены датчики движения, система видеонаблюдения, безопасности, посты вооруженной охраны, системы круглосуточного мониторинга. Гермозона находится в капсуле — внешние стены не соприкасаются со стенами гермозоны. Инженерные системы построены по правилу (n + 1), что означает дублирование каждой из систем, например, электропитание осуществляется от двух различных источников. Отдельное внимание уделено каналам связи, которые также построены по данному правилу. Обслуживают ЦОД сертифицированные специалисты.

 

Какова доля компании на рынке ИКТ-услуг? Как компания планирует ее увеличивать?

 

На сегодняшний день экспертная оценка локального ИКТ-рынка составляет свыше 60 млрд тенге, из которых 13% приходятся на услуги ЦОДов и облачные вычисления, а оставшаяся часть — на услуги ИТ-аутсорсинга и системной интеграции. Доля группы компаний АО «Казахтелеком» в 2015 году составила около 15% от общего рынка ИКТ. На рынке же ЦОДов и облачных вычислений доля «Казахтелекома» превысила 50%.

 

Темпы роста рынка ИТ-услуг зависят от двух основных факторов: роста экономики и готовности предприятий в большей степени пользоваться услугами внешних подрядчиков, чем обеспечивать свои ИТ-потребности хозяйственным способом. Темпы роста различных направлений ИТ будут отличаться, что скажется на изменении структуры рынка. Наиболее динамично растущим сегментом рынка будет оставаться рынок облачных сервисов.

 

Какие направления будут ключевыми для компании в 2016 году?

 

Если говорить предметно, то планируется укреплять позиции в базовом ИКТ-секторе в части предоставления инфраструктуры, аренды программного обеспечения, услуг виртуального дата-центра, системы хранения данных. Помимо этого мы продолжим разработку новых услуг для госорганов. В долгосрочной перспективе рассматривается возможность выхода на рынок e-commerce. Отдельное внимание будет уделено работе с сегментом онлайн-платежей, технологии M2M — видеомониторинг объектов, сбор показаний коммунальных систем. Кроме того, отмечу, что компания становится провайдером технологических площадок для локализации игрового трафика мировых игр на территории Казахстана. Буквально на днях на базе дата-центра в Павлодаре был размещен сервер для локализации игрового трафика. Планомерно будут развиваться услуги дополнительно к базовым и новые услуги для массового сектора.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №6 (573) от 26 февраля 2016

PDF, 2.01 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме