• Дильнара Токушева

    Журналист

  • 17 февраля 2016

Контролируя с умом

 

В век развития новых технологий искушенного пользователя ничем не удивишь. Но мы попробуем это сделать. Только представьте себе: вы сможете отслеживать перемещение человека, не выходя из собственного дома. В наше время это уже не ново. А что если систему можно будет применять во всех сферах экономики, причем ее функции будут безграничны?

Такую цель поставили перед собой Андрей Булахов и Мирас Долаев - основатели уникального стартап-проекта «Умный контроль перемещения людей внутри помещения». До этого предпринимателям удалось успешно запустить не менее значимый проект «Умные полки». В интервью AND.KZ Андрей Булахов, директор компании Smart Shelf Solutions, рассказал о проекте и поделился своим видением развития IT-индустрии в Казахстане.

- Что представляет собой ваша система?

- Система представляет собой ядро, такое же, как, скажем, ядро Земли, на котором располагаются дальнейшие ее слои. Наше ядро осуществляет контроль перемещения объектов, «привязанных» к системе. Иными словами, представьте себе, что у вас на руке находится браслет или есть бейдж, которому присвоен свой уникальный серийный номер. Это достигается за счет вклеивания наклейки с чипом. Чип гибкий и прочный. Итак, все эти уникальные номера хранятся в базе данных. Антенны видят ваше перемещение за счет связи с датчиком в браслете, внутри какого-либо помещения. Таким образом, становится понятна схема вашего передвижения, а также статистика вашего нахождения в том или ином участке помещения - это ядро. Теперь поговорим про слои. В нашем случае это вертикали рынка. Вертикали - это отрасли народного хозяйства, такие как система образования, медицина, выставочное дело, ресторанный бизнес, аквапарки и многое другое. Если вы снабдите вашего ребенка таким браслетом, вы сможете, находясь дома, видеть его перемещение по школе. Для чего это нужно? Например: если ребенок покинет здание школы раньше времени или не явится на урок.

- В какие сферы вы планируете внедрять эту систему?

- На ядро можно установить любой релевантный слой. Нам очень интересны сферы образования и медицины. В медицине это быстрая локация врачей и пациентов внутри помещения, то есть их моментальное распознавание. Однако здесь мы очень аккуратны - это дети и пациенты. Мы стараемся максимально подготовиться к началу нашего похода по кабинетам, стараемся довести систему до совершенства. Для усиления коммерциализации проекта также будет полезно работать с коммерческими компаниями и структурами. В ресторанном бизнесе это узнавание клиента, у которого в кармане лежит карта лояльности, а, следовательно, осведомленность о его привычках и предпочтениях. В гостиничном бизнесе это контроль перемещения инвентаря, а в выставочном - понимание местонахождения менеджеров, тенденций посещений, статистики местонахождений, а для экзибиторов это возможность понимания того, кто стоит перед тобой.

- Как вы считаете, кто может вам составить конкуренцию в этом направлении?

- Есть системы, позволяющие получить контроль учета и доступа (СКУД). К примеру, вы подносите карту к считывателю, и дверь открывается, однако бесконтактных систем, не мешающих человеку и не требующих совершения каких-либо действий, нет. И в данном случае мы не конкуренты СКУД, а, скорее, партнеры. Ведь мы можем обеспечить двойную защиту, и, если кто-то появится в помещении без бейджа, мы и это поймем. Мы стали задумываться об этой системе, навещая различные департаменты и Дома Министерств в Астане. В этих зданиях посторонний человек может легко потеряться. Конечно, это не так просто, но наша система позволила бы усилить эффект. Она позволяла бы видеть всех посетителей на экране монитора как точки в определенных помещениях. Хотелось бы отметить, что эту систему можно применять и для контроля корректного использования сотрудниками компаний их рабочего времени. Во всех случаях описанных «слоев» самым ценным является актив аналитики, даже не моментальный контроль, а аналитика - вот, что представляет действительную ценность. Используя агрегированные данные, впоследствии можно оптимизировать процессы перемещения в компаниях, на конференциях, выставках, в театрах и на других объектах. Что касается конкуренции, есть некоторые не только российские, но даже и казахстанские аналоги, но видеть их в действии не приходилось. Даже в Барселоне при 150 000 посетителях MWC радиобейджи использовались, но больше для ручного считывания информации о посетителях экзибиторами. Хотелось бы верить, что я ошибаюсь, и что были и внешние антенны, но я этого не увидел. Хотелось бы в этом отношении быть полезными на предстоящем EXPO 2017. Но мы только завершили продукт и еще не пробовали прощупывать почву здесь. Много времени ушло на разработку даже не столько этого проекта, сколько на наше основное направление «Умные полки».

- Можете назвать примерную стоимость такой системы?

- Стоимость здесь - понятие растяжимое, так как для тех же выставок это может быть бесплатным на условиях абонентской платы, либо на условиях оплаты от взносов участников. В наши дни система стала значительно дешевле, нежели, скажем, лет 10 назад. Так как технологии не стоят на месте, внедрение становится чуть проще. Цена зависит от целей. Например, в школе можно обойтись общим доступом к системе, например, директор может видеть всю школу, родитель - только своего ребенка. Но также можно снабдить преподавателей ручными считывателями, которые они могут использовать для идентификации любого ученика, к примеру, который, скажем, столкнулся с ним в школе. И стоимость, и даже ее наличие, иными словами финансовые модели, всегда разные. Чтобы дать вам представление: оборудование системой офиса, состоящего из 10 комнат, стоило бы порядка двух миллионов тенге. Но это не значит, что оборудовать 20 комнат стоит в два раза дороже - расширяется набор лишь определённого типа деталей, соответственно, это не будет дороже в плане прямой математической прогрессии.

- Как вы оцениваете развитие IT-индустрии в Казахстане?

- Несмотря на то, что мы находимся в эпицентре действа, и на то, что у нас много партнеров на рынке, мы, конечно, вряд ли сможем дать объективную оценку. Мы сами еще развиваемся. Порой бежим впереди паровоза и возвращаемся со встреч домой с домашними заданиями, потом снова идем к клиенту. Часто мы работаем с партнерами именно по местному рынку и даже именно в нашем поле деятельности. Нас очень радует тот факт, что у нас столько талантливых ребят, программистов, молодых, людей постарше и совсем постарше, и нам всегда есть, чему поучиться. С другой стороны, немного досадно, что у нас очень ограниченное количество мастеров своего дела в области современной радиоэлектроники. Наши ребята руками собирают шедевры. Нам пришлось искать их очень долго. Каждый такой человек, каждый хороший программист у нас на большом счету, и мы трепетно относимся к условиям обитания в нашем бизнесе этих ребят. Думаю, что развал Советского Союза подкосил индустрию очень сильно, но верю, что она развивается и все больше ребят это осознают. Много общаемся со студентами, у нас есть свои интерны, и огонь в их глазах подкрепляет эту надежду. А так, если в двух словах, не все так просто - как с покупкой радиодеталей и изготовлением печатных плат, так и со специалистами. Но наличие ряда органов поддержки порой приносят неожиданные открытия, и мы «живем».

- Как вы считаете, на что больше необходимо полагаться в реализации новых идей?

- В части путей:

Когда я был маленьким, у меня была целая кипа ответов на мои письма с новаторскими предложениями из журнала «Юный Техник». У меня и по сей день сохранились те сканы. Могу смело сказать, что дела пошли в гору. Мне начали отправлять больше оптимистичных ответов от патентного бюро в части постановки моих, как тогда казалось, гениальных рационализаторских идей на рассмотрение. И совет от редакции «Юный Техник» всегда был простой: не ищите изобретений в возвышенных реалиях, будьте проще, огляните вещи вокруг себя. Что бы вы хотели в этом мире улучшить? Мусорное ведро? Почему бы и нет? Я это надолго уяснил. Так появились «Умные полки», так появился «Контроль перемещения». Как учили в юности в американском колледже: «Necessity is the mother of invention» («Необходимость - мать изобретения»). Не смотрите на звезды (хотя астрофизик, скорее всего, именно там будет искать и будет прав), осмотритесь вокруг, и у вас может появиться очень стоящее дело - очень нужное, полезное и востребованное.


В части команды:

Команда превыше всего. Без нее не открыть бизнес. Если уже открыли, но нет сильных личностей рядом - не будет продаж. Партнеры должны дополнять друг друга. Мы не верим в бездарностей. Мы верим в то, что бывают ленивые люди. А это не команда. Команда - это сильный человек рядом.

- Что бы вы смогли посоветовать начинающим стартаперам, которые только планируют реализовываться в сфере «новых технологий»?

- Мы начинали с ручки и бумажки в кафе, с нежизнеспособной схемы, попытка воплощения которой привела к новым открытым дверям и к тому, где мы сейчас. Поэтому никогда не стоит говорить «это невозможно», а с теми, кто так говорит, нужно расставаться. Всегда есть варианты обойти невозможное. Не нужно зацикливаться на одной технологии, главное - динамично идти вперед. Если вы решили начать имплементации в других странах, подумайте о том, что там вам нужна поддержка, нужны партнеры. Не нужно жалеть доли или выплат, которыми вы с ними будете делиться. Иначе можно потерять все. Технологии требуют внедрения, а внедрение в нашем, физическом мире происходит через тех, кто крепко стоит на ногах в смежных мирах бизнеса. Делаете что-то в банковском секторе - начинайте общаться с партнерами банков. Делаете что-то в FMCG - работайте с поставщиками и дистрибьюторами этих компаний, они проведут вас через тоннель. Ну а нехватка радиодеталей и производственных баз - от прототипа до больших партий путь не такой близкий, не менее нескольких месяцев. За это время всегда можно наладить контакты с производителями или планировать с продаж начинать покупать по частям свое оборудование, в конце концов - «жить можно».

- Немного о проекте «Умные полки». Когда и где мы сможем их увидеть?

- «Умные полки», или удаленный мониторинг товарных запасов в рознице, является В2В-продуктом. Вот почему увидеть его трудно. Скажем, покупая шампунь, вы можете не знать, что в некотором оборудовании считается каждая его единица. Маркетолог, сидя у себя в офисе, видит перед собой электронную карту, на ней видит все свои торговые точки и статусы в них. Здесь видны и количество, и окончание продукции (out-of-stock, OOS), и тенденции. Таким образом, оптимизируется вся цепочка поставок. Мы сделали умным немало типов оборудования, хотя с некоторым мы все еще «боремся». Сейчас мы стоим с нашими «умными полками» у нескольких крупных клиентов России и СНГ. Приходилось непросто, в странах СНГ у нас везде партнеры, так как нужна команда, группа поддержки - от продаж до обслуживания. Мы также стоим с «умными полками» и в Казахстане. Просто каждое такое сотрудничество - коммерческая тайна. На этом пути мы часто пытались применить утопические решения, такие как видео, захват продукции, ее распознавание радиоволнами или камерами. Мы прошли нелегкий путь, и в некоторых индустриях мы довольно, неплохо растем.

- Какие планы вы реализовываете на данный момент?

- Только на этой неделе в Москве ставим три пилота (в В2В без тестов покупки такого рода технологичных решений обычно не совершаются), однако не все так прозрачно в этом бизнесе. От первой установки до извлечения прибылей проходят месяцы, и поддерживать коллектив на этапе стартапа довольно непросто. Но мы справляемся. Наша основная цель - иметь отличные продукты для ряда индустрий. Когда есть готовые продукты, «умереть» трудно. Мы их постоянно модернизируем. Например, написание того же ядра для «Умных полок» изначально заняло у нас несколько месяцев, а теперь мы с легкостью его адаптируем под клиентов за день. Это дает основание полагать, что некоторая кривая обучения нами накоплена успешно.

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме