• Алтынай Айтбаева

    Журналист

  • 16 февраля 2016

Онлайн расправляет крылья

 

В современном мире ценится высокая скорость перемещения в пространстве. Однако не менее важна и приемлемая стоимость авиабилетов, которую сегодня потребителям обеспечивают специальные онлайн-сервисы. О том, как развивается данный рынок и как меняется отношение казахстанцев к покупкам онлайн, наша редакция побеседовала с директором Chocotravel.com Николаем Мазенцевым.

 

Этот сервис давно развит в мире. Опыт каких стран вы ставите в пример?

 

На Западе тренд самостоятельной организации путешествий начался еще в середине 90-х, и сейчас не менее 70% билетов в США продается через интернет, в Европе — не менее 60%. В Казахстане эта цифра выросла до 15% в 2015 году в сравнении с 7% в 2013 году.

 

Получается, за два года рост вдвое. Какие свои новшества вы внедряете для развития бизнеса?

 

В своем развитии Chocotravel.com опирается на такие ключевые факторы, как цена и сервис. Во-первых, мы придерживаемся девиза «Нет переплатам!». Так мы перевернули правила игры на этом рынке, отменив комиссию за билеты — за это нас не любят офлайн-агентства.

 

Во-вторых, мы сотрудничаем с лоукостерами. В скором времени на Chocotravel.com появится Qazaq Air, при этом в наших планах создать крупнейшую базу лоукостеров.

 

В-третьих, мы ожидаем подключения ж.-д. билетов. Наконец-то можно быстро и удобно покупать билеты на поезд.

 

В-четвертых, мы первыми на рынке создали бонусную систему. За первый авиабилет, купленный на сайте Chocotravel.com, мы дарим 5000 тенге + 1% за каждый последующий авиабилет. Только на Chocotravel.com можно приобретать билеты даже дешевле, чем на сайтах самих авиакомпаний. В-пятых, мы хотим быть синонимом Wow-сервиса в Казахстане — 24/7/365. Операторы службы заботы о пользователях Chocotravel.com работают круглосуточно и без выходных. Консультацию по любому вопросу пассажир может получить в любое время суток. И, наконец, наша команда предоставляет все удобства в век мобильности. Мы запустили мобильную версию сайта и мобильные приложения на все операционные системы. Теперь Chocotravel.com будет в вашем смартфоне, и вы за три минуты сможете покупать самые дешевые авиабилеты.

 

Давайте поговорим немного о цифрах. Сколько людей числится в базе клиентов Chocotravel.com?

 

Chocotravel.com — часть холдинга Chocofamily с общей базой клиентов более чем в 900 тысяч человек.

 

На казахстанском рынке Chocotravel.com уже три года. По вашему мнению, через сколько лет казахстанцы перешагнут показатель 50% пользованием онлайн-сервиса?

 

В перспективе четырех-пяти лет 50% авиабилетов будут покупать онлайн. Анализируя рынок, мы понимаем, что в перспективе десяти лет 80% авиабилетов в Казахстане будут покупать в интернете — онлайн-сервисы продажи авиабилетов развиваются быстро.

 

Как отражается нынешнее нестабильное экономическое положение в стране на бизнесе по продаже авиабилетов? В частности, в вашем?

 

Поездки за границу стали значительно дороже, и многие решили отказаться от отдыха или даже сдать приобретенные ранее авиабилеты. Девальвация тенге повлияла на распределение рынка международных и внутренних рейсов. Если в сентябре 2014 года на внутренние рейсы приобретали только 31% авиабилетов, а на международные рейсы — 69%, то в сентябре 2015 года уже 40% авиабилетов покупают на внутренние рейсы, 60% — на международные. Но не стоит думать, что вырос спрос на внутренние перевозки. Структура поменялась только потому, что на 13% упал пассажиропоток на международные рейсы, и мы предполагаем, что тенденция к снижению количества международных перевозок сохранится.

 

Девальвация повлияла и на средний чек. Если в сентябре 2014 года средняя стоимость авиабилета составляла 64 147 тенге, то в сентябре 2015 года — 58 938 тенге, что показывает сокращение среднего чека на 39% в долларах.

 

Но сокращение среднего чека при увеличении курса доллара и в целом цены на авиабилеты говорит только о смещении спроса в сторону более дешевых направлений.

 

Удивительно, что рынок упал в два раза, а наш оборот продолжает рост! Это значит, что люди не только быстро переключаются в онлайн, но также то, что они предпочитают наш сайт другим сервисам. Мы пришли из онлайна и, по сути, конкурируем со старой неэффективной моделью авиаагентств. Наша задача — очистить рынок от этой неэффективности, и мы видим, что у нас каждый день все больше и больше сторонников!

 

В целом видно, что рынок туризма сокращается, и все больше граждане задумываются, как экономить на путешествиях. Все большее количество туристов приходят за покупками авиабилетов в интернет, ведь ни для кого не секрет, что приобретать авиабилеты online выгоднее, чем в классических агентствах, и тренд перехода людей для покупки туристических продуктов в интернет будет сохраняться.

 

Какими преимуществами вы планируете победить стереотипы, что офлайн-агентства надежнее?

 

Вряд ли у офлайн-агентств есть шансы уцелеть в нынешнее непростое время. Тренд перехода туризма в онлайн не только сохраняется, но и стремительно растет. На российском рынке был ряд банкротств офлайн-туроператоров (например, «Нева Тревел»), в результате которых туристы потеряли деньги.

 

Скорее всего, в горизонте 2-3 лет мы увидим целую череду банкротств офлайн-агентств и в Казахстане. Низкая цена на авиабилеты в онлайне обусловлена, как правило, экономией на персонале и аренде помещения, а также автоматизацией процессов, тогда как офлайн-агентства вынуждены прибавлять комиссию до 5000 тенге к стоимости билетов ввиду раздутости штата и дорогой аренде помещения. Сегодня офлайн теряет клиентов каждый день, шансов у них нет.

 

Стереотип о том, что офлайн-агентства надежнее, сохраняется из-за низкой осведомленности пользователей о возможностях онлайн-бронирования и покупки авиабилетов. Обладая базой клиентов более чем в 900 тысяч человек, Chocotravel.com имеет возможность рассказать об удобстве и возможностях сервиса большому количеству людей.

 

Но и среди онлайн-агентств важно сделать правильный выбор. Следует понимать, что надежен тот, кто эффективен, кто растет. В частности, Chocotravel.com входит в состав Chocofamily — одной из крупнейших е-компаний Казахстана, за которой стоят сильные международные инвесторы. Холдинг успел зарекомендовать себя на рынке такими успешными проектами, как купонный сервис Chocolife.me, сервис заказа еды Chocofood.kz, интернет-гипермаркет Chocomart.kz, онлайн-оптика Lensmark.kz.

 

Можете подвести итоги по показателям 2015 года?

 

Учитывая, что рынок сильно пострадал в результате девальвации, Chocotravel.com, напротив, вырос по оборотам в три раза. Судя по динамике, мы прогнозируем рост еще в 2,5-3 раза в 2016 году.

 

Летом прошлого года ваша компания провела акцию — полететь алматинцам в Астану на один день. Каламкас Умарова была единственной желающей, которая приняла участие. Как пришла идея провести подобную акцию? В какие еще страны планируете отправить казахстанцев в ближайшее время?

 

Бабушка Каламкас — это огромный подарок для Chocotravel.com. Именно она открыла дорогу этому проекту. Поиск первого героя занял около трех часов, никто не соглашался спонтанно вылететь с нами в Астану, как мы ни уговаривали людей. Все искали подвох, и только эта милая пенсионерка поверила нам и отправилась бизнес-классом в столицу. На данный момент ролик с бабушкой набрал 150 000 просмотров на YouTube. Благодаря ей проект получил продолжение, живет и процветает. Мы возили героев в Шымкент, Алматы, Актау, Боровое, Казань. В ближайшее время ожидается еще несколько городов, возможно, даже за пределами СНГ. Идея проекта пришла во время одного из обычных мозговых штурмов в офисе компании и почти молниеносно была поддержана нашими друзьями из Air Astana.

 

Что вам помогает быть в числе надежных сервисов онлайн-продажи авиабилетов?

 

Мы не идеальны — это надо честно признать. Мы совершаем ошибки, нас подводят техника и Сеть. Но одного у нас не отнять — мы очень любим свою работу и людей, которые предпочли нас многочисленным сайтам авиакомпаний и авиакасс. И стараемся вовремя реагировать на их просьбы и ожидания. Они это чувствуют и доверяют нам свои путешествия.

Читать дальше

в издании РБК №1-2 (29) от 11 февраля 2016

PDF, 5.12 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме