• Алтынай Айтбаева

    Журналист

  • 1 февраля 2016

Город предпринимателей

 

Может ли город стать источником вдохновения для бизнеса? Ответ на этот вопрос попытался дать в своих лекциях Дмитрий Абрамов, директор по развитию онлайн-школы Vector, куратор спецпроектов Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Он приехал поделиться своим опытом в Алматы. Редакция «&» решила не упускать такой шанс и побеседовала с экспертом о тонкостях городского предпринимательства.

 

Vector — образовательная платформа с практическими заданиями для тех, кто хочет изучать свой город и создавать городские проекты. Какова главная цель онлайн-школы?

 

Наша цель — давать навыки и знания начинающим предпринимателям, чтобы они могли создавать успешные городские проекты, тем самым делая лучше наши города. Мы даем людям методы, инструменты, предпринимательский образ мышления. И через этих людей — можно называть их агентами изменений — мы стремимся улучшать ситуацию в городах, делать их комфортнее и интереснее.

 

Как пришла идея открыть онлайн-школу городских предпринимателей?

 

Идея пришла не мне, а генеральному директору института «Стрелка» Варваре Мельниковой и исполнительному директору Ольге Полищук. Институт был открыт в Москве в 2009 году. Это необычное экспериментальное образовательное учреждение. «Стрелка» — про урбанизм, который существует на стыке архитектуры, дизайна, медиа и других дисциплин. Мы учим 30 студентов в год, а желающих поступить на «Стрелку» огромное количество. Во время последнего набора пришло больше 1200 заявок от людей со всего мира. Стало очевидно, что надо придумывать инструмент, который позволял бы всей этой аудитории получать доступ к институту, даже если они не поступили. Это и было отправной точкой в появлении онлайн-школы Vector.

 

Мы открыли Vector 26 апреля 2015 года. За это время мы запустили три онлайн-курса, на которых сейчас учатся наши студенты: «Как исследовать город креативными способами», «Как создать новый городской стартап», «Как открыть хостел».

 

Первый и второй — это фундаментальные курсы с привлечением большого количества экспертов, мощным теоретическим блоком и практическими заданиями. Они транслируют экспертизу и методологию института «Стрелка». Третий курс (про хостелы) — тематический, он раскрывает специфику конкретной ниши. В 2016 году мы планируем выпустить два новых больших фундаментальных курса (про деньги и аудиторию) и пять тематических курсов (про мобильные приложения, книжные магазины, городские фестивали и так далее).

 

В чем особенность курсов Vector?

 

Я бы выделил три важных момента: акцент на навыках, медийный подход и эффект социального лифта. С навыками все понятно: в наших курсах много актуальных кейсов и заданий, это позволяет студентам не только получать новые знания, но и применять их на практике, что очень важно. Что касается медийного подхода, то мы считаем, что современного образование — это тоже медиа. Vector выглядит и звучит как современные интернет-медиа. И мы можем конкурировать за внимание аудитории, которая думает, что бы сейчас почитать и посмотреть в Сети. А еще у нас есть лонгриды — это мультимедийные материалы, которые студенты делают в конце курсов. И это тоже элемент медиа в нашем проекте. По сути, студенты — это наши спецкоры, которые рассказывают о своих городах, идеях и проектах.

 

Важно сказать, что наши курсы — асинхронные, они не привязаны к конкретной дате набора и запуска. Начать учиться можно в любой момент, когда вам удобно. Все наши курсы на русском языке, иностранных преподавателей мы переводим. Сейчас в нашей школе учится более 500 студентов из 39 городов и семи стран. Около ста студентов прошли курсы до конца и сделали лонгриды, которые публикуются на сайте в специальном разделе, они открыты для всех. Люди их хорошо читают. И в этом есть потенциал социального лифта — наши студенты не просто учатся, через Vector они получают выход на новых потенциальных партнеров, инвесторов или свою новую аудиторию.

 

Если вписывать наши онлайн-курсы в обычный график жизни, когда ты работаешь либо учишься, то примерно две недели понадобится для прохождения одного курса, чтобы сделать все задания и написать лонгрид.

 

Происхождение названия Vector?

 

Получилась очень смешная история с названием. Мы всей командой на протяжении нескольких месяцев думали, предлагали и спорили. В итоге собрали больше ста вариантов названия. Один из самых смешных был «Гранит». Мне он очень нравился тогда, а сейчас уже не очень. После долгих обсуждений пришли к «Вектору». Мне кажется, не прогадали.

 

Как вы думаете, с предпринимательской жилкой рождаются или это качество можно развить с годами?

 

Насколько мне известно, ученые еще не нашли гена предпринимательства. И я уверен, что предпринимательские качества можно развивать и прививать. Разумеется, в нас с рождения закладываются те или иные особенности. Но больше на нас влияет среда, в которой мы живем, люди, которых мы встречаем и на которых ориентируемся. Предпринимательство может в тебе вспыхнуть. Могу сказать про себя. Раньше, когда я делал какие-либо проекты, я не очень думал об их масштабируемости, устойчивости, монетизации. Но когда я начал заниматься нашей школой, я все больше и больше стал общаться с предпринимателями. И сейчас мое сознание работает совершенно по-другому. Определенно, предпринимательские навыки можно развивать.

 

Какие самые необычные идеи вы встречали за время существования онлайн-школы? И были ли они реализованы?

 

Есть несколько очень неожиданных идей. Например, наш студент Вугар Кулиев проводил исследования в Новокузнецке. Результатом прохождения первого курса стал лонгрид, где Вугар описывает идею городского проекта «Кузняворкинг». В Новокузнецке когда-то было очень много кузнецких мастерских. А сейчас эти кузни практически не используются. Он понял, что можно использовать эти пространства для того, чтобы совместить тренд коворкинга с историческим бэкграундом города. Кузняворкинг совмещает в себе такие преимущества, как привлечение внимания жителей и туристов, при этом учитывает локальный контекст города.

 

Еще есть интересный проект от студентки из Томска — «Pop-up двор». Идея в том, чтобы разработать набор элементов, решений, которые позволяли бы быстро и малыми средствами преобразить любой двор. Например, используя светотеневые объекты.

 

По вашему мнению, есть ли потенциал для открытия подобной школы в Казахстане?

 

Отчасти у вас уже есть что-то похожее: это наши друзья и партнеры — Клуб молодых предпринимателей MOST. Это и есть ваш казахстанский Vector. Сейчас мы обсуждаем совместные планы. Я уверен, что самое время учиться предпринимательству и пробовать свои силы. И кризис этому не помеха. В Алматы, да и вообще в Казахстане очень много свободных ниш и возможностей.

 

В Алматы прошли две ваши лекции. Первая на тему «Какое дело ваше: как превратить хобби в бизнес», вторая — «Понимать город. Менять город». Какими навыками, идеями вы поделились с казахстанскими стартаперами?

 

Первая лекция во многом ориентирована на аудиторию бизнес-инкубатора MOST — это стартаперы, городские предприниматели и те, кто стремится ими стать. Я рассказал, как можно хобби превратить в устойчивый бизнес. Есть такое понятие — лайфстайл-предпринимательство. У нас это еще называют самозанятостью. Это когда люди делают то, что им нравится, работают на себя, не гонятся за сверхприбылью, выбирая гармоничную и интересную жизнь. На самом деле это очень важный сегмент в малом и среднем бизнесе. И на лекции мы поговорили с ребятами, какие инструменты и возможности существуют для развития такого типа предпринимательства.

 

Вторая лекция прошла в рамках нового казахстанского проекта Urban Talks — серии встреч, лекций, дискуссий про урбанизм, развитие города Алматы. Речь шла про креативные способы и подходы к изучению городской среды. Я считаю, что не только урбанисты и архитекторы могут и должны изучать город. Было бы здорово, если бы мы все стали внимательнее относиться к тому, что нас окружает, и научились замечать то, на что мы обычно не обращаем внимания. Мы с командой часто используем выражение «Всё не то, чем кажется». У людей очень замыленный взгляд на город, мы помогаем им увидеть его с новой стороны.

 

Советы Дмитрия Абрамова молодым предпринимателям

 

Решать существующую проблему

 

Первое, о чем стоит подумать, — какая проблема есть у людей, которым вы могли бы помочь? Проект либо бизнес успешны только тогда, когда решают «боль клиента» и удовлетворяют потребность или запрос.

 

Устойчивость проекта

 

Некоторые проекты хороши, когда вы сделали их один раз. Но если вы бизнесмен или предприниматель, то должны задуматься об устойчивости, развитии и масштабируемости вашего дела.

 

Осознанность

 

Осознанность в бизнесе — это определенный подход и образ мышления, который предполагает, что вы думаете о своем потребителе. Порой очень тяжело понять, в чем настоящая ценность того, чем занимаешься. Часто приводят пример: когда ты идешь покупать молоток и гвоздь, ты приобретаешь картину на стене, а не молоток и гвозди. А ценность похода к парикмахеру не в том, что твои волосы станут короче или другого цвета, а в том, что ты станешь привлекательнее, будешь чувствовать себя лучше. Ошибка многих начинающих предпринимателей — для них ценность в их продукте. А она должна быть в клиенте и в том, как он вашим продуктом пользуется.

 

Справка

 

В Казахстане тоже открываются похожие проекты. Например, в прошлом году Клуб молодых предпринимателей MOST в партнерстве с корпорацией «Шеврон» и Британским советом в Казахстане дали старт программе по развитию творческих индустрий в Алматы.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №2 (569) от 29 января 2016

PDF, 2.55 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме