• Екатерина Корабаева

  • 22 января 2016

Фокус на 4G

 

Доступ к самым современным коммуникационным технологиям обещают казахстанцам c выделением всем мобильным операторам радиочастот для организации сотовой связи стандарта 4G. О планах повсеместного развертывания сетей LTE мы побеседовали с руководителем отдела коммуникаций АО «Кселл» Натальей Еськовой.

- «Кселл» уже пару лет активно готовит свою сеть для запуска LTE, чтобы быть готовыми к запуску 4G в Казахстане. Расскажите подробнее о своих планах по развертыванию сетей LTE.

- Подготовку к развертыванию сети LTE мы начали задолго до того, как были озвучены условия приобретения радиочастот. Первое испытание LTE мы проводили еще 6 лет назад в Астане. Как известно, «Кселл» входит в группу TeliaSonera, первого оператора в мире, запустившего коммерческую сеть LTE 6 лет назад в Швеции и Норвегии. Поэтому наша компания смогла получить доступ к уникальной экспертизе по развертыванию и коммерческому продвижению сетей LTE. Конечно, мы планируем применить на практике все полученные знания и опыт. В прошлом году мы проводили тщательный анализ инфраструктуры нашей сети, чтобы оценить масштаб инвестиций, необходимых для коммерческого запуска сети LTE. И мы будем готовы осуществить коммерческий запуск сети LTE в течение первого полугодия 2016 года с приоритетом на крупные города.

Что касается тарифов, то их адаптацию под запуск LTE мы начали еще в прошлом году, когда вывели линейку тарифных планов «Алло, Казахстан». Она стала очень популярной у наших абонентов. Отзывы клиентов показывали, что абоненты выбирали эти тарифные планы именно за пакет услуг, который включал передачу данных. Линейка «Алло, Казахстан» стала настолько популярна у абонентов нашей компании, что в октябре мы ее значительно расширили, а в декабре запустили тариф «Алло, Казахстан XL» с 30 Гб мобильного интернета в месяц, которые предоставляются без разделения трафика на дневной и ночной. Следующий шаг — это запуск тарифных планов «Алға» для абонентов Kcell, которые также стали очень популярны: к ним уже подключилось около 30 тысяч пользователей. Вообще, интерес к bundled offers, или пакетным тарифным планам, где «все включено» — и голос, и интернет, и SMS, а в некоторых и международная связь и роуминг, — очень активный, и он постоянно растет. В общей сложности с июня прошлого года к ним подключилось более 1,6 млн абонентов Kcell и Activ.

- В начале января сообщалось, что для получения радиочастот для организации сотовой связи стандарта LTE в диапазоне 700/800 МГц вашей компании необходимо внести разовую плату в размере 22 миллиардов тенге, которые будут выплачены двумя траншами: 10 миллиардов тенге — до 1 марта 2016 года и 12 миллиардов тенге — до 1 декабря 2016 года, а в диапазоне 1700/1800 МГц — 4 миллиарда тенге до 1 февраля 2016 года. Через какой срок планируете окупить затраты?

- Конечно, развертывание сети LTE потребует дополнительных затрат, и в бюджете нашей компании на 2016 год есть CAPEX на запуск LTE в дополнение к обязательным выплатам в бюджет государства, которые мы должны делать по условиям, озвученным Министерством инвестиций и развития. В условиях экономического кризиса это, на мой взгляд, отличная новость для отрасли в целом. И это значит, что абоненты нашей компании смогут получить преимущества мобильного интернета LTE в запланированные нами сроки. Что касается окупаемости, то, конечно, потребуется время, с учетом текущей стоимости 1 Мб на рынке, которая уже ниже одного тенге. Но для «Кселл» как для лидера рынка важнее предоставить клиентам доступ к самым современным коммуникационным технологиям, поэтому будем продолжать активное развитие сети передачи данных с фокусом на LTE.

- Могут ли быть у мобильных операторов технические затруднения с реализацией голосовых услуг в LTE?

- Не могу говорить от лица всех мобильных операторов. В отношении нашей компании могу сказать, что проработали этот вопрос детально. Поэтому, когда абонент в сети LTE захочет сделать звонок или отправить SMS, мы просто перенаправим этот звонок через сеть 3G или 2G, которые поддерживают голосовой сервис.

Для нашего абонента это не будет заметно. Собственно, как это уже происходит в сети 3G, если телефон работает в двойном режиме, поддерживающем 2G и 3G. Если при звонке телефон определяет, что сеть 3G не сможет обеспечить хорошее качество соединения, звонок переводится в сеть 2G и наоборот.

- Как, по вашим оценкам, изменится абонентская база компании после запуска LTE?

- Коммерческий запуск сети LTE будет способствовать укреплению лояльности определенной базы абонентов нашей компании, которые уже сейчас в сети 3G потребляют огромный объем данных и которые готовы увеличивать это потребление. И это относится как к В2В-, так и к В2С-клиентам. При этом изменение в абонентской базе — здесь я говорю об изменении соотношения пользователей мобильного интернета к пользователям голосовых услуг — зависит от количества LTE-девайсов у клиентов компании. На текущий момент в общей базе смартфонов, которые мы видим в нашей сети, LTE-смартфонов пока не так много. И, конечно, мы заинтересованы в росте их числа. Сейчас LTE поддерживают практически все топовые модели наиболее популярных в Казахстане производителей — iPhone, Samsung, Lenovo, LG, Huawei. Но если 3G-смартфон можно купить в пределах 20 тысяч, то модель с поддержкой LTE значительно дороже. Поэтому наша компания предоставляет возможность сделать апгрейд смартфона под LTE на выгодных условиях. Предложение называется «Контрактный телефон», и если у человека не хватает средств на телефон с поддержкой LTE, он может взять его в рассрочку и при этом получать пакет услуг, включая мобильный интернет. Кстати, все наши последние
пакетные тарифные планы адаптированы под потребление больших объемов передачи данных вне зависимости от того, через какую сеть они будут закачаны, — LTE или 3G.

- Одно из развивающихся направлений бизнеса Kcell — собственный ретейл. Так, в прошлом году был дан старт новой бизнес-концепции, в основе которой магазины Kcell Store. Каковы результаты в данном направлении?

- Результаты очень хорошие. Мы открыли 8 Kcell Store в 6 городах: в Астане, Алматы, Шымкенте, Караганде, Атырау и Актобе. С марта по декабрь его посетили почти 300 тысяч человек. О чем это говорит? О том, что казахстанцам нравится этот концепт. Мне сложно назвать какой-то другой магазин, куда можно просто прийти, чтобы тебе помогли закачать мобильные приложения на смартфон и рассказали о том, как они работают. В Kcell Store это можно сделать легко. Более того, наш штат консультантов проходит специальный отбор и обучение, включая спецобучение от производителей. Например, все консультанты Kcell Store сертифицированы по iPhone, потому что они прошли цикл тренингов по этому продукту от корпорации Apple. «Кселл» — крупнейший в Казахстане официальный дистрибьютор айфонов. Поэтому мы обеспечиваем консультационную поддержку всем желающим приобрести эти смартфоны на уровне стандартов, принятых в магазинах Apple. Основная идея концепт-стора — магазин и клуб, где клиентам интересно, комфортно и удобно приобретать смартфоны и пакет услуг к ним. И этот подход отлично зарекомендовал себя.

- Есть ли в планах компании создать финансовые услуги, которые позволят вашим абонентам иметь возможность переводить деньги, производить оплату, получать микрокредиты при помощи мобильного телефона?

- Мы активно готовимся к запуску мобильных финансовых услуг и будем готовы предложить их нашим клиентам в ближайшие месяцы.

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме