• Зарина Орумбаева

    Выпускающий редактор

  • 29 декабря 2015

Молочные реки «Айналайын»

 

Редакция «&» продолжает поиск отечественных бенчмарков в разных отраслях экономики. В этот раз наш выбор пал на компанию Raimbek.

 

Выпустив быстро полюбившееся народу молоко под названием «Айналайын», холдинг Raimbek в свое время положил начало рынку UHT-молока в Казахстане. Сегодня компания по-прежнему является одним из ключевых игроков и находится на лидирующих позициях. Именно поэтому мы не смогли обойти стороной этого производителя и побеседовали о создании успешных отечественных брендов с управляющим партнером Raimbek Сергеем Полухиным.

 

На данный момент у компании Raimbek два «молочных» бренда: «Айналайын» и «Милоко», которые отличаются категорией сырья и позиционированием. Как изменились обороты компании за время пребывания на рынке продуктов?

 

Если первое время компания ежемесячно продавала чуть больше 10 тысяч литров упакованного молока, то сегодня — более 4 млн литров в месяц. Конечно, основной акцент всегда был на продукте «Айналайын», и огромный вклад в его развитие в свое время внесла заслуженная артистка РК Бибигуль Тулегенова, которая снялась в первых рекламных роликах продукта. Ей понравилось название и, конечно, идея. Вообще, в любом продукте должна быть заложена идея. И у молока «Айналайын» она звучала так: «Вся жизнь с «Айналайын». Здесь двойной смысл. Во-первых, «айналайын» с казахского языка переводится как «младший», а в любой семье есть младший, который является любимцем всей семьи. Во-вторых, молоко всегда присутствует в нашей жизни: и в детстве с кашами, и в зрелом возрасте с кофе и чаем.

 

С чего начиналась «молочная» история компании Raimbek?

 

Завод у нас появился в 2001 году. К тому моменту у нас уже было плотное сотрудничество с компанией TetraPak, с которой в 1998 году мы поставили линию по производству соков. В 2000 году компания TetraPak начала предлагать нам оборудование для производства UHT-молока (ультрапастеризованного молока). В то время, конечно, у нас были очень большие сомнения, поскольку оборудование и упаковочное решение были достаточно дорогими. И мы были первыми на рынке — тогда в Казахстане самого формата «молоко длительного хранения» не существовало. Чтобы показать нам преимущества технологии, компания TetraPak организовала поездку в Испанию. Специфика испанского рынка — расстояния между районами производства молока и его потребления — от тысячи километров и больше. Следовательно, нет возможности розлива и продажи молока короткого срока хранения. И Казахстан в этом смысле очень похож на Испанию. В нашей стране в то время производили сырое молоко в упаковке лишь в Алматинской, Костанайской и Кокшетауской областях. Соответственно, у нас было два пути: либо производить молоко путем ультрапастеризации, получая продукцию без всяких консервантов со сроком хранения до девяти месяцев, либо создавать завод в том или ином городе и заниматься производством восстановленного молока, то есть рекомбинировать молоко с водой и получать продукт со сроком хранения до двух дней. Конечно, после поездки в Испанию мы воодушевились и зимой 2001 года в поселке Отеген Батыр запустили производство молока. Первое время было очень тяжело. У людей было много вопросов, особенно: «Почему такой срок годности?» и «Почему такая высокая цена?». То есть в первый год продажи были мизерные.

 

Сколько в то время стоил литр молока?

 

Первая цена за литр молока «Айналайын» составляла 100 тенге. По тем временам, конечно, недешево, но с учетом предлагаемого качества вполне оправданно. Причем компания пожертвовала рентабельностью, но решила, что поднимать цену будет неправильно по отношению к потребителям.

 

В то же время стоимость молока в полиэтиленовых пакетах составляла около 60 тенге. В чем же был секрет низкой цены другого продукта?

 

Есть две разницы. Во-первых, для производства UHT-молока требуется молоко с устойчивым белком, то есть используется сырье только первого класса, с минимальным бактериальным обсеменением, в то время как для производства молока короткого срока хранения подойдет молоко сортом ниже, следовательно, вот вам экономия на сырье. Во-вторых, стоимость упаковки TetraPak составляет 15 евроцентов, в то время как пленка стоит не так дорого, причем даже сейчас.

 

Конечно, вполне оправдывающее перечисление, однако в казахстанском обществе возникло ощущение, что у молока с длительным сроком хранения масса консервантов и вредных для здоровья добавок. Правда ли это?

 

Основными авторами такой версии являются частники, торгующие молоком в городских дворах. Именно от них звучат такие фразы, как «свежее», «домашнее», «утреннее», «только из деревни». Поэтому у людей создается вполне закономерное понимание: если из деревни — недорогое и свежее, а в магазине — дорогое и мертвое. Но ведь никто не знает, в каком состоянии деревенское молоко и благополучен ли ветеринарный фон хозяйства, которое его производит. И что самое интересное — когда в домашних условиях кипятят молоко, то нагревают его до 100 °C, чтобы убить максимум бактерий. Однако учеными доказано, что даже при 100-градусной температуре невозможно добиться полного уничтожения возможных патогенных организмов. На нашем заводе «Айналайын» нагревается до 139 градусов в течение четырех секунд. Затем молоко быстро охлаждается до 20 градусов. Это как высокотемпературный кинжальный удар, который позволяет убить уже все бактерии. И как только продукт очищается, в стерильных условиях он разливается в вакуумную упаковку.

 

Кстати, еще один миф, в который верит постсоветское общество, — запах молока. Например, в Германии у свежего молока вовсе нет запаха, потому что соблюдаются все необходимые процедуры. Соответственно, свежее молоко пахнет точно так же, как в упаковке TetraPak длительного хранения, то есть нейтрально. И так называемый запах деревни, который считается вкусом натуральности, — это всего лишь стереотип, более того, антисанитария. У нас же на заводе все процедуры жестко контролируются, потому что компания несет серьезную ответственность перед обществом, в отличие от мелких предпринимателей. Поэтому основными вопросами, требующими особого внимания, являются качество и безопасность. В данном случае все дело в стерильности и вакууме, которые обеспечивает TetraPak.

 

Как продвигался процесс автоматизации с момента начала работы завода? Во-первых, с точки зрения совершенствования технологий, во-вторых — кадрового вопроса.

 

С первых дней работы наше производство было достаточно автоматизировано. Ежегодно докупалось оборудование для полного автоматического цикла. То есть завод всегда шел в ногу со временем, поскольку главное в производстве молока — стерильность и вакуум.

 

В кадровом вопросе всегда было непросто с поиском квалифицированных инженеров, технологов молочного производства, техников, слесарей. По моим расчетам, в настоящее время в Казахстане не более 20 технологов молочного производства. Примерно то же слышал и в других секторах пищевой отрасли. Поэтому наша компания решила самостоятельно заниматься подготовкой профессиональных кадров.

 

Тем не менее, несмотря на кадровый дефицит, компании удается увеличивать обороты? Причем как в географическом плане, так и с точки зрения ассортимента?

 

На самом деле очень сложно увеличивать экспорт, поскольку очень много барьеров, особенно по отношению к молоку. Но наш продукт экспортируется в несколько стран, просто сложно сказать, будет ли их больше. Что касается ассортимента, то в ближайшем будущем появится много продуктов под брендом «Айналайын». Кстати, уже скоро мы запустим производство кефира со сроком хранения не более 21 дня, поскольку технология ультрапастеризации в данном случае неприменима, так как в кефире есть живая культура. В течение 2-3 месяцев наш новый продукт появится на прилавках магазинов и гипермаркетов.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №45 (567) от 24 декабря 2015

PDF, 3.03 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по проекту