• Сергей Пак

  • 28 декабря 2015

Казахстану не до игр

 

Казахстанский рынок мобильных приложений, как оказалось, наполнен не только банковскими, новостными и купонными программами, но и вовсе отличными от стандартного набора продуктами. И практически все такие приложения были разработаны в рамках Летней start up-школы для мобильных разработчиков. Но, как ни странно, никто так и не решился попробовать себя в игровой сфере.

 

Правда, некоторым разработчикам все же удается показать более-менее сносные продукты, но это пока что больше подражание известным приложениям, нежели самостоятельные разработки. Впрочем, с чего-то же нужно начать. Некоторые игры, между прочим, очень популярные, и они скачиваются не только в Казахстане, но и в мире. Кажется, совсем недавно в СМИ писали о том, что казахстанские игры популярны на азиатском рынке, в частности, в Китае и Японии. Поэтому под конец стоит рассказать вам о ситуации на рынке, какие проекты существуют в Казахстане и насколько они популярны.

 

DreamGate Company — небольшая студия, которая состоит из пяти человек: гейм-дизайнера, двух программистов и двух дизайнеров. И, судя по результатам и отчетам на их сайте, у компании уже 14 игр в App Store и Play Market, и многие из них пользуются большой популярностью. Об одной из них, Steampunk Tower, нужно рассказать подробнее — довольно известный продукт в App Store, который активно скачивается в США и России, имеет хороший рейтинг 4+ и при этом опубликован компанией Chillingo. Последняя, кстати, на рынке мобильных игр является очень сильным игроком, разрабатывает собственные игры, а также публикует проекты менее популярных разработчиков, коими и являются DreamGate. Steampunk Tower — не новинка, игровой процесс заимствован, судя по всему, от Tesla Wars, но при этом игра обладает уникальными особенностями, которых нет в других играх. Впрочем, несмотря на то что у DreamGate очень много продуктов и хорошие возможности, Steampunk Tower — единственное, на что стоит обратить внимание. К сожалению, остальные игры выглядят не очень интересно, графическое исполнение здесь на порядок ниже, а игровой процесс приедается через пять минут после запуска. Правда, стоит отметить, что все игры, которые есть на мобильных платформах, можно запускать и на их сайте.

 

Еще одна компания называется Bugart Games, у которой в собственном арсенале уже четыре продукта. В команде 15 человек, и они также стараются подражать уже имеющимся разработкам, но при этом вносят свои собственные коррективы. Взять, к примеру, очередную интерпретацию популярного жанра «ферма» под названием Stone Farm, которая появится в App Store в ближайшем будущем — анонсы в виде скриншотов и трейлера показались нам более чем убедительными, поскольку графика и геймплей здесь реализованы на хорошем уровне. Конечно, полуминутное видео несравнимо с полноценным погружением в игру, но уже на этом этапе продукт вызывает неподдельный интерес. Fanuts Quiz — игра для тех, кто любит футбол, и разработчики предлагают пользователю ответить на простые вопросы, связанные с этой популярной игрой. Кстати, у них есть еще одна необычная игра под названием Quby Jump, и сделана она, судя по всему, из-за набирающего популярность в App Store жанра невозможных аркад, где заставляем кубик перепрыгивать через препятствия, при этом момент прыжка поймать довольно трудно, а любое столкновение с предметом окружающего мира заканчивает игру. Таких продуктов в магазине сейчас много, но, по нашему мнению, если бы у приложения была хорошая реклама и возможность скачать его бесплатно, то популярность его увеличилась бы в несколько раз.

 

В рамках летней start up-школы, кстати, реализовано несколько игр. Первая — Rukte, интересная аркада, в которой приходится соединять цветные точки на скорость. В игре несколько режимов, которые, к примеру, предлагают соединять точки разного цвета либо под определенным алгоритмом. Играется просто и легко, а сам продукт выполнен очень стильно и, между прочим, на очень хорошем уровне. Вторая аркада называется Rotatui — здесь нужно пройти лабиринт, играя за мышку, и достать ей сыр. Проблема заключается в том, что через несколько секунд локация повернется по часовой стрелке на 90 градусов, но управление останется обычным, и для того чтобы главный герой шагнул прямо, ему нужно повернуть направо, и так далее. Чем скорее вы дойдете до сыра, тем лучше, потому что в противном случае вам придется адаптироваться к новому положению локации.

 

Тем не менее приходится констатировать, что игровая индустрия в Казахстане развита довольно слабо, и это объясняется отсутствием спонсирования. Делать игры сейчас не очень прибыльно, а рынок требует больше качественных мобильных приложений, чем каких-то игрушек. Поэтому разработчики уделяют практически все время созданию полезных программ или продуктов на заказ и не занимаются «кодингом» для души. Более того, инвесторы тоже не готовы вкладываться в мобильные игры, потому что не видят в этом проекте денег, а меценатов, выступающих за идею, пока что нет. Впрочем, в ближайшее время рынок должен будет насытиться — практически все крупные компании уже обзавелись собственными приложениями, поэтому сейчас разработчикам нужно обращать внимание и на игры, ведь это очень хорошее вложение в будущее. Самое главное — сделать хорошую игру, а заработать на ней всегда получится.

 

Аян Енбекбай, разработчик приложения «Сеансы»

 

Игры делать и сложно, и затратно. Это не та индустрия, в которую, например, пойдет начинающий. Хотя, конечно, можно делать инди-игры на мобильные платформы, которые не так требовательны. Думаю, причина очень проста: разработчиков в Казахстане в общем очень мало, поэтому действительно хорошие игры и приложения — не такое частое явление. Если честно, не вижу никаких препятствий. Студии по разработке игр у нас есть, но они не очень успешные.

 

Дидара Пернебаева, разработчик приложения Kelin

 

Думаю, в Казахстане немало разработчиков мобильных игр, хотя, возможно, меньше, чем тех, кто создает приложения. Скорее всего, проблема заключается в сложности создания игр, нужно быть очень хорошим графическим дизайнером и программистом, чтобы написать хороший код для игры. Игра должна быть легкой в понимании и интересной. Это мое мнение, возможно, есть и другие сложности. Не особо заинтересована в создании игр, наверное, парням интереснее, думаю, можно скооперироваться с дизайнером за деньги или бесплатно, если ему понравится идея и он согласится работать.

 

Дмитрий Цай, дизайнер

 

Мне кажется, что игры не делают по той же причине, что не снимают хорошие мультфильмы или рекламу на какие-нибудь крупные мероприятия — у нас мало людей, готовых платить нормальные деньги, и мало специалистов высокого уровня. У нас не так много людей, которые готовы тратить время на то, чтобы заниматься разработкой игры, которая может не «выстрелить», гораздо проще вложить время в какой-нибудь платный проект попроще. Хотя дело не только в деньгах, но и в том, что пользователи не готовы платить за контент. Если смотреть статистику, то даже местные приложения чаще покупаются в иностранных App Store, чем у нас. Так что аудитория не готова в принципе — ни писать игры, ни скачивать.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №45 (567) от 24 декабря 2015

PDF, 3.03 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по проекту