• Екатерина Корабаева

  • 22 декабря 2015

Вызов принят

 

Иметь ответы на все времена — мечта любой компании. Тем более что ситуация в экономике и на рынке в последнее время непредсказуема. В рамках своего нового проекта мы решили понаблюдать, как сегодня суперменеджеры и их команды дают ответ кризису.

 

Итак, один из вопросов, который нас волновал, — созрели ли компании для системных решений? В поисках ответа на него мы приняли приглашение агентства «Ренессанс» на ток-шоу «HR и кризис. Что делать? — ответы классические и не только».

 

Главный инсайт встречи — ориентация в управлении организацией на создание успешного механизма ее функционирования продуктивнее, чем ориентация на достижение определенного краткосрочного результата деятельности любой ценой. О чем идет речь, разберем чуть ниже. А пока начнем с новой экономической реальности. Именно так, со слов ведущей ток-шоу, управляющего партнера агентства «Ренессанс» Светланы Крутских, сегодня HR-специалисты разных компаний предпочитают называть кризис.

 

Смена реальности

 

«Мне очень нравится термин «новая экономическая реальность», потому что кризис — это просто иная данность, в которой мы сейчас живем. И если посмотреть на него с другой стороны, то мы поймем, что на самом деле это хорошее время для того, чтобы оценить все наши действия с новой точки зрения», — отметил заместитель директора управления по работе с персоналом ДБ АО «Сбербанк» Олег Бахмутов.

 

По словам директора управления по работе с персоналом ДБ АО «Сбербанк» Марины Марейчевой, современным миром правит VUCA. Этот термин включает в себя несколько составляющих и расшифровывается как volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).

 

«Термин VUCA очень хорошо описывает ту реальность, в которой мы сейчас живем. Но давайте не будем забывать, что нестабильность и изменения — это хороший повод для роста и время новых возможностей. Поэтому сегодня в компаниях делают ставку на повышение личной эффективности каждого сотрудника и поощряют инициативу», — поделилась спикер.

 

Согласна с коллегами и менеджер по организационному развитию компании Coca-Cola Галина Нестерова. Спикер рассказала: несмотря на то что продукция их компании уже доказала востребованность вне зависимости от обстоятельств и ситуации, они понимают: повода расслабляться нет.

 

Не менее интересным было и выступление HR-бизнес-партнера АО «Эйр Астана» Александры Штопель. «История показывает, что после кризисов наступает период подъема, и мы как бизнес должны быть к этому готовы. Поэтому сейчас стоит задача укрепляться и использовать новые возможности для развития. Когда бизнес сталкивается с кризисом, на первый план у компаний, как правило, выходит оптимизация. Да, мы тоже не исключение, но со стороны HR мы должны смотреть на долгосрочную перспективу и быть готовыми к следующему после кризиса подъему», — пояснила спикер.

 

Опытные бойцы

 

Говорят, что нельзя ступить в одну и ту же реку дважды. Марина Марейчева готова это опровергнуть. «Я приехала в Казахстан летом этого года после прошедшей в стране девальвации. Аналогичная ситуация произошла годом ранее в России, и поэтому видение и понимание того, что нужно делать в компании в такой непростой период, уже было», — отметила г-жа Марейчева.

 

Спикер рассказала о том, какие действия предпринимались руководством банка в России после произошедшей там девальвации. Поскольку Сбербанк — это самый большой банковский институт в России, уровень социальной ответственности организации был соответствующим. Нельзя было допустить, чтобы у населения началась паника. Это потребовало оперативности и 100%-го качества работы всех подразделений банка.

 

«Если говорить об HR-направлении, то мы вместе с руководством банка предоставили сотрудникам ясность и сообщили, что в связи с девальвацией в ближайшее время прибыль банка сократится. Соответственно, сократится и размер премии», — поделилась Марина Марейчева.

 

По ее словам, Герман Греф, председатель правления Сбербанка России, сообщил сотрудникам, что сокращение расходов будет произведено за счет оптимизации процессов. Это значит переход с командировок на онлайн-совещания, оптимизацию обучения за счет увеличения групп учащихся и так далее. «При этом бюджет на развитие и обучение персонала не был сокращен», — добавила спикер.

 

Сейчас в ДБ АО «Сбербанк» также занимаются оптимизацией расходов и пересмотром процессов. «Мы также нацелены на повышение эффективности каждого сотрудника и хотим поощрять инициативу. Например, в следующем году в нашем банке будет запущена специальная программа лидерства, и председателем правления Александром Камаловым даже выделен специальный премиальный фонд на проекты, которые будут способствовать оптимизации процессов. Авторы проектов будут защищать их перед комиссией, а затем лучшие идеи будут реализованы в банке», — рассказала Марина Марейчева.

 

Олег Бахмутов отметил, что приобретенный опыт его коллеги в кризисной ситуации в России в прошлом году оказался очень полезным для казахстанской «дочки» Сбербанка. «Благодаря опыту Марины Марейчевой у нас есть возможность смоделировать множество правильных решений и предпринять безошибочные действия. HR играет стратегическую роль в бизнесе, что особенно важно в кризисное время. Мы управляем большой частью расходов банка и поэтому разрабатываем идеи и предложения по оптимизации процессов», — рассказал Олег Бахмутов.

 

К слову, не первый опыт работы в особой экономической реальности и у Галины Нестеровой. Первый серьезный кризис пришелся на тот момент, когда эксперт еще работала в компании Alina. «Это был 2008 год. Я тогда работала в строительной отрасли — это та индустрия, которая в тот момент пострадала в первую очередь. Поэтому тот кризис был самый серьезный, на мой взгляд. Прежде всего, потому, что в тот период нам пришлось в два раза сократить штат. Подобные шаги всегда даются нелегко», — вспоминает Галина Нестерова.

 

Исходя уже из нынешнего опыта работы в Coca-Cola, спикер также рассказала, чем международные компании отличаются от местных. «В первую очередь, они на 100% стремятся соответствовать и соблюдать законодательство. И в этом смысле, конечно, есть более высокий уровень защищенности при кризисе», — отметила Галина Нестерова.

 

Помимо этого эксперт рассказала, что сейчас происходит в Coca-Cola на казахстанском рынке: «У нас сейчас реализуются новые HR-проекты. И один из них связан с повышением компетенций сотрудников и выстраиванием стандартов продаж. Наверное, академия Sales будет у нас самым крупным проектом в 2016 году».

 

Без ценностей никуда

 

Вернемся к инсайту о том, что суперменеджеру нужно нацелить свою деятельность не столько на операционный результат, сколько на создание работающего эффективно организационного механизма. Здесь, кстати, интересен опыт «Эйр Астаны», о котором рассказала Александра Штопель. У них не так давно прошла ежегодная управленческая конференция, где президент и топ-менеджмент говорили о результатах деятельности компании и планах по развитию. «В целом можно выделить пару основных сообщений, которые сформулировал для «Эйр Астаны» президент авиакомпании Питер Фостер», — сказала г-жа Штопель.

 

В первую очередь речь шла о бизнесе. Компания рассматривает новые возможности расширения маршрутной сети. «Казахстан — небольшое по численности населения государство. Поэтому мы намерены развивать транзитный пассажиропоток. Так мы будем стараться покрывать близлежащие рынки», — пояснила спикер.

 

Второй месседж, который озвучил глава авиакомпании, — укрепление организационной культуры. «В прошлом году мы пересмотрели свою миссию, которая звучит сейчас так: «Из самого сердца Евразии мы создаем одну из лучших авиакомпаний в мире». Помимо этого были пересмотрены стратегические цели и сформулированы ценности, понятные для каждого сотрудника. Сейчас мы активно занимаемся тем, что имплементируем их во все бизнес-процессы, связанные с людьми», — отметила HR-бизнес-партнер АО «Эйр Астана».

 

По ее словам, основной проект текущего года в компании — это программа, которая позволяет признать и номинировать сотрудников, которые в течение всего года демонстрировали в своей работе ценности компании. Другим проектом стало изменение системы ежегодной оценки деятельности работников. «Каждый сотрудник должен быть справедливо оценен по результатам своей работы», — говорит Александра. — И в соответствии с реализацией новых ценностей компании выработаны новые компетенции и стандарты делового поведения». Кроме того, в компании большую роль отводят обучению линейных менеджеров: «Это основная движущая сила, на которую мы можем рассчитывать».

 

Особенности национальной эффективности

 

Все спикеры согласны с тем, что сегодня компаниям нужно аккуратно подходить к вопросу повышения зарплат. Так, по словам Марины Марейчевой, для нее было удивительно слышать, что в Казахстане компании обсуждают повышение зарплат сотрудникам в связи с девальвацией. По ее мнению, кризис — это период, когда сотрудник должен войти в положение компании и помочь ей пережить непростые времена.

 

«Реакция компаний и государства на девальвацию повышением зарплат и социальных выплат обычно ведет к инфляции. Поэтому в России это уже давно не используют. Там дважды была допущена ошибка, когда проводилось повышение пенсий после падения рубля. В результате уже через месяц рынок начал реагировать, и цены повышались абсолютно на все. Конечно, если компания может себе позволить повышение зарплат в кризис, то почему бы и нет. Но подходить к этому вопросу нужно очень продуманно и аккуратно», — сказала г-жа Марейчева.

 

Олег Бахмутов добавил, что при этом важным аспектом является то, что банк планирует инвестировать в развитие руководителей. Так, в банке уже запущена программа «Лидеры учат лидеров», в рамках которой руководители будут транслировать корпоративные ценности и свой управленческий опыт.

 

В целом же стоит отметить, что, по словам экспертов, работодатель будет готов больше платить своим сотрудникам в будущем за умение больше зарабатывать в текущих условиях, не требуя дополнительных расходов. Иными словами, в цене будут этакие «предприниматели» на месте.

Читать дальше

в издании РБК №12 (28) от 17 декабря 2015

PDF, 4.83 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме