• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 24 ноября 2015

Три беды казахстанских ретейлеров

 

Государство вливает в производственные предприятия огромные деньги. Но при этом затрудняется ответить, насколько эффективно используются эти средства. Производители, получившие госсубсидии, жалуются, что магазины не ставят их продукты на свои полки, ретейлеры жалуются на высокие арендные ставки в долларах, а торговые центры не хотят продавать неконкурентный товар местных производителей. О том, какие меры помогут выйти из ситуации, мы поговорили с президентом Ассоциации ретейлеров Казахстана Василием Горевым.

 

Какие главные проблемы и задачи сейчас стоят перед рынком ретейла Казахстана?

 

Если говорить о степени важности, то, безусловно, основная проблема — это так называемый постдевальвационный шок. Прежде национальная валюта не испытывала на себе такого давления, как сейчас, поэтому девальвационные процессы проходят очень тяжело. Это не могло не отразиться на продажах в ретейле. К примеру, в среднем по сегменту непродовольственной продукции продажи снизились на 35-40%. Структура спроса меняется. Клиенты, которые до девальвации потребляли товары из ценовых сегментов «средний плюс», «средний» и «средний минус», теперь стали обслуживаться товарами на ступеньку ниже.

 

Что касается товаров высшего ценового сегмента (лакшери), то они менее подвержены кризисным явлениям, так как их потребителя девальвация коснулась не так значительно. Однако большая часть торговых центров и магазинов в Казахстане в основном нацелена на масс-маркет. Поэтому главная проблема ретейла сейчас — снижение спроса в среднем ценовом сегменте.

 

Вторая проблема касается изменения структуры спроса — это заморозка договоренностей и долгосрочных планов. Сейчас ретейлеры вынуждены корректировать свои планы развития, особенно в долгосрочной перспективе. Дело в том, что большинство контрактов ретейлеров с контрагентами — это не разовые поставки, а долгосрочные, многолетние взаимоотношения. Если у ретейлера есть кредит, это усугубляет проблему. Будут расти только те игроки рынка, у кого нет кредитов. По нашим прогнозам, самая острая фаза кризиса придется на конец февраля — начало марта. С января наступят тяжелые времена как для ретейла, так и для всех субъектов рынка в целом. Структура спроса значительно меняется, и, наверное, в ближайшие несколько лет нам не стоит ждать появления новых брендов из сегментов «средний» и «средний плюс». У нас пока нет условий для входа на наш рынок таких брендов.

 

Третья проблема ретейла — взаимодействие с сетями девелоперов. У нас крайне высокая степень валютизации контрактов. 95% контрактов аренды на рынке подписаны в валюте. Сейчас, конечно, эта пропорция меняется, потому что все, в том числе сами арендодатели, понимают, что дальше так жить и работать невозможно. Нам нужно дедолларизировать экономику. Мы сейчас ведем работу с НПП РК «Атамекен» и в недалеком будущем планируем обратиться в Нацбанк и другие госорганы по поводу этого вопроса. Требуется некоторая корректировка законодательства, которое сейчас не запрещает использовать напрямую индексацию долгосрочных договоров аренды с привязкой к доллару или любой другой валюте. Да, в краткосрочных договорах это запрещено, и там ведется правильная политика дедолларизации, государство даже применяет административные наказания. Но в долгосрочных договорах этого нет.

 

Часто проблемой ретейла, особенно в сегменте непродовольственных товаров, называют слабую позицию нашей страны в отношении импорта. Производители жалуются на засилье иностранных продуктов на рынке и разные конкурентные условия. Что вы думаете по этому поводу?

 

Я бы не называл это проблемой политики импорта. Да, возможно, требуется некоторое ужесточение или, скорее, регламентирование. Сейчас будет проводиться работа по вступлению в ВТО, и мы как страна — член ВТО будем многое менять. На днях на II Азиатском бизнес-саммите розничной торговли состоялся Совет Евразийской ассамблеи розничной торговли. Я вошел в этот совет как участник. Основной принцип работы этого совета будет основываться на том, чтобы игроки рынка работали в равных условиях конкурентной борьбы. Сейчас в этом вопросе ситуация в Казахстане достаточно тяжелая, особенно касательно турецких брендов. Дело в том, что программа турецкого правительства Turk Quality, целью которой является продвижение турецких компаний в других странах, действует и в Казахстане. Я в хорошем смысле завидую турецким компаниям, которые участвуют в этой программе, но это делает казахстанских производителей менее конкурентоспособными.

 

Конечно, Казахстан получает расширение своей товарной матрицы, и мы можем предложить покупателям больше товаров. Казалось бы, все хорошо, но никто не пытается копать глубже и смотреть в корень. Проблема в том, что слишком активное присутствие зарубежных брендов и товаров на нашем рынке приводит к уходу с рынка местных компаний.

 

Какие меры принимаются, чтобы решить эту проблему?

 

Мы сейчас совместно с НПП «Атамекен» инициируем запрос в Миннацэкономики РК. Мы будем пытаться просчитывать степень потерь, которые казахстанская экономика несет в связи с зарубежной поддержкой иностранных компаний у нас, и не только с точки зрения ухода казахстанских компаний с рынка, а еще и с точки зрения финансовых потерь бюджета в виде недополученных налогов и других социальных аспектов. Это сложный и системный вопрос, который мы поднимаем уже второй год.

 

Очень многого мы ожидаем от нового закона о торговле, который будет принят в начале следующего года.

 

Речь идет о политике импортозамещения?

 

Назовем это регулированием конкурентной среды внутри страны. Не секрет, что наши производители сегодня работают с девелоперами на условиях хуже, нежели иностранные игроки. Например, по аренде. Возьмем любую местную компанию — производителя одежды или обуви. Подобная компания в торговом центре может занимать 200 квадратных метров, тогда как уже раскрученный турецкий бренд занимает от 1000 до 2000 квадратных метров. Естественно, коммерческий интерес владельцев торговых центров берет свое, лучшие места и ставки будут у турецкого бренда. Это условный пример. Понятно, у владельцев торговых центров тоже бизнес, который нужно окупать, и нельзя их заставлять что-то делать для казахстанских брендов в ущерб себе. Здесь важно найти способы стимулировать торговые центры помогать отечественным производителям. Я сейчас имею в виду не просто субсидирование за счет бюджета.

 

Например?

 

Почему бы не дать торговым центрам и ретейлерам какие-то преференции, чтобы они сами были заинтересованы продавать казахстанский товар?

 

Нужно принимать такие меры, при которых будет выгодно всем — государству, производителям, девелоперам и иностранным участникам рынка. Пытаться создавать для казахстанских игроков равные условия, даже развернуть такую же программу, как у турецкого правительства, хотя бы у себя в стране.

 

В Казахстане 30% трудоспособного населения так или иначе работают в торговле. Это огромная масса людей и огромные деньги. Торговля — это реальный локомотив нашей экономики. Думаю, государству необходимо срочно начинать работу по разработке соответствующих мер. В свою очередь мы как участники рынка должны больше обсуждать, предлагать конкретные меры и идти на диалог со всеми сторонами.

 

Спасибо за интервью!

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №41 (563) от 20 ноября 2015

PDF, 2.38 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме