• Асель Сейдахметова

  • 23 ноября 2015

Альтернативная философия бизнеса

 

«Бизнес с нуля» — очередная книга, которая рушит общепринятые стереотипы. Возможно, в этом и есть секрет успеха — рушить все, что навязывает общество, и делать свое дело независимо от чужих советов? И если вы ошибетесь, то это будут ваши и только ваши ошибки и опыт. Книга американского предпринимателя Эрика Риса, сооснователя социальной сети 3D, в которой пользователи впервые могли использовать персонализированные аватары, опровергает все, что было принято считать необходимым для создания успешного бизнеса.

 

Эрик Рис — человек, который верил в «формулу предпринимательского успеха». Казалось бы, абсолютно все сулило успех: у него был «прекрасный продукт, блестящая команда, удивительная технология и нужная идея, появившаяся в нужный момент», но все развалилось. «Все эти истории успеха, которые все привыкли читать, — наглая ложь: тяжелый труд и настойчивость не приводят к успеху! А что еще хуже, все эти обещания, которые мы давали сотрудникам, друзьям и членам семьи, так и остались обещаниями. И все те, кто считал, что мы сделали глупость, осмелившись действовать самостоятельно, убедились в своей правоте», — пишет автор. В конце концов он сформулировал свою философию бизнеса и работал так, как считает нужным, опираясь на свой опыт. В результате появилась система «экономичного (бережливого) стартапа», которая состоит из пяти принципов.

 

Книга состоит из трех частей: «Видение», «Садимся за руль» и «Набираем скорость». Названия говорят сами за себя. Рис пишет, что успех, во-первых, можно спланировать, во-вторых, ему можно научиться, а в-третьих, ему можно научить других. На страницах книги автор откровенно пишет, что он и его команда много экспериментировали на собственных клиентах. Их продукт относится к сфере IT, и каждый раз, когда появлялся клиент, они продавали свои услуги, изменяли опции продукта и создавали новые версии несколько раз в день. «Разумеется, мы не делали того, о чем просили нас пользователи. Мы рассматривали их отзывы просто как один из источников информации о нашем продукте. Можно сказать, что мы ставили опыты на пользователях, а не угождали их прихотям», — рассказывает Эрик.

 

Итак, система «экономичного стартапа» состоит из пяти принципов.

 

1. Предприниматели есть повсюду. Это означает, что подход «экономичного стартапа» можно применять в компаниях любого размера, даже на очень крупных предприятиях, в любом секторе и в любой отрасли.

 

2. Предпринимательство — это менеджмент. Любому бизнесу нужно управление. Стартап — это предприятие, а не только продукт. Поэтому ему нужен менеджмент нового типа, специально адаптированный к условиям чрезвычайной неопределенности.

 

3. Подтверждение фактами. Стартапы существуют для того, чтобы учиться строить жизнеспособный бизнес. Чтобы приобрести такие знания, можно использовать научный подход, постоянно проводя эксперименты, которые позволят предпринимателю проверить на практике каждый элемент своего видения.

 

4. Цикл «создать — оценить — научиться», который рассказывает, что все процессы стартапа должны быть направлены на то, чтобы как можно быстрее получить обратную связь от потребителя.

 

5. Учет инноваций. Чтобы улучшить результаты стартапа, нужно сосредоточиться на таких подробностях: по каким показателям оценивать успех, как установить контрольные точки и как расставлять приоритеты. Для этого нужен новый вид отчетности, предназначенный специально для стартапов.

 

Мы решили не пересказывать вам всю книгу и обратились к представителям казахстанского бизнеса с просьбой поделиться своим мнением о книге и спросили, стоит ли вообще тратить деньги и время на ее чтение.

 

Дмитрий Лисицкий, генеральный директор международного центра интернет-торговли Allbiz

 

Для меня эта книга — детальная инструкция, которая объясняет, как построить процесс управления компанией в ситуации непредсказуемости, в моменты, когда построить долгосрочную стратегию и двигаться по ней не спеша невозможно. В такой среде неопределенности сейчас находится не одна индустрия — как в Казахстане, так и в мире. Очень рекомендую книгу для прочтения предпринимателям, которые ушли из большого бизнеса и создают собственные проекты, особенно стартапы. Взращенные корпоративной культурой, такие люди, как правило, приносят с собой в проект инстинкты и привычки, которые имеют катастрофические последствия для стартапа: вместо быстрого построения минимально жизнеспособного продукта на коленках они начинают выстраивать процессы, структурировать компанию, выстраивать модели... Это создает огромные расходы, которые сжигают ресурсы и тормозят развитие стартапа. Очень часто такие компании не доживают даже до первых доходов. Lean startup рассказывает, как избежать этих ошибок и построить процессы в стартапе максимально эффективно.

 

Другая группа читателей, которым я бы рекомендовал эту книгу, — руководители больших организаций, находящихся в ситуации драматических изменений, или «пивотов», как это сейчас называют. Такая ситуация тоже требует кардинального изменения процессов в компании. Тогда на определенный период эта компания, по сути, превращается в стартап. Я лично использую подходы lean startup в построении процессов в Allbiz.

 

Мадина Билялова, бизнес-тренер

 

В тот день я приехала в книжный магазин за детскими книгами, но с полки на меня глянула обложка с броским названием «Бизнес с нуля», и почти у кассы я решила вернуться и заглянуть под обложку.

 

Привлекло содержание: просто, коротко и емко. Я как будто за секунду смогла увидеть полный цикл: рождение, рост и развитие стартапа. Купила.

 

Сначала мне показалось, что основной упор сделан на развитие проектов онлайн, что делает ее немного однобокой. У всех на слуху истории о том, как какой-то продукт или сервис добился успеха за одну ночь, по крайней мере, нам так говорят. Автор предлагает экспериментировать и искать практические ответы на вопросы, чем закисать в теории и постоянном желании минимизировать риск провала в самом начале. Интересны были примеры IMVU (здесь узнала об этой сети впервые) и пример Zappos, который купил Amazon за $1,2 млрд. Когда читаешь о таких примерах, которые разложены по деталям, становится понятным механизм действий создателя и понимание, что, оказывается, там нет ничего «космического», все основано на маленьких «шажках к большим целям».

 

Призыв автора, что путь к долгосрочным изменениям лежит через эксперименты, дает четкое понимание того, что за любым выдающимся результатом стоят эксперименты. Один из ярких примеров проекта по социальной активности в компании HP сделал для меня эту книгу однозначно живой. То, как малая команда продвигает идею волонтерства среди сотрудников огромной компании, по сути, превратив это в стартап внутри работающего бизнеса, дает четкое объяснение термину «экономичный стартап».

 

В книге автор предлагает подход «Мамонт на кусочки», рассматривая общее видение предпринимателя через две гипотезы: ценности и роста. Постоянно отвечая себе на вопрос о ценности, которую увидят клиенты в товаре или услуге, можно найти более точные показатели оценки бизнеса, а «минимальный рабочий продукт», или minimum viable product, помогает увидеть продукт как под микроскопом.

 

Писать можно много, однако рекомендация — читать однозначно всем, кому важно поискать и пощупать свои идеи на жизнеспособность; всем, кто устал от скучных научных трактатов, которые сильно оторвались от действительности, создавая ощущение параллельной реальности; всем, кто готов учиться и применять все новое для достижения результатов, от которых будет кружиться голова.

Читать дальше

в издании РБК №11 (27) от 17 ноября 2015

PDF, 4.51 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по проекту