• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 17 ноября 2015

Кодекс на сносях

 

Позволит ли Предпринимательский кодекс, подписанный президентом в конце прошлого месяца, зазвучать мнению казахстанского бизнеса громче и увереннее?

 

Кодекс был подписан президентом пару недель назад и вводится в действие с 1 января 2016 года, за исключением некоторых норм. В своде законов урегулирован большой блок вопросов, имеющих значение для предпринимательской деятельности и направленных на ее улучшение. Как кодекс приживется в казахстанских реалиях, покажет только время. Тем не менее, по словам некоторых экспертов, он намного проще и несет в себе много позитивных изменений. Стоит отметить, что ранее законы, регулирующие и защищающие предпринимательскую деятельность в нашей стране, имели статус отдельных законодательных документов, а не кодекса.

 

Настоящий Предпринимательский кодекс представляет собой сборник, вобравший в себя ряд законов, таких как Закон РК "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Закон РК «Об инвестициях», Закон РК «О частном предпринимательстве», Закон РК «О конкуренции», Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», Закон РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности».

 

Недавно в Алматы прошел X Казахстанский форум корпоративных юристов, на котором обсуждался проект Кодекса предпринимательства. Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК Рустам Журсунов прошелся по основным новшествам и объяснил, что изменится с введением нового свода законов.

 

Точки над «i»

 

По словам представителя НПП РК, при создании законов, касающихся предпринимательства, очень важно сначала разъяснить четкие правила игры для бизнеса. Представители бизнеса должны знать о своей роли в ходе разработки нормативно-правовых актов. «В ходе работы над проектом был подкорректирован предмет регулирования взаимоотношений бизнеса и государства. Нами была проведена достаточно серьезная работа по систематизации видов поддержки МСБ. Также нам удалось отразить основную мысль, что бизнес является экономической основой государства. В основе этого понятия также лежит принцип презумпции добросовестности предпринимательства», — объяснил г-н Журсунов.

 

О новых полномочиях

 

В Предпринимательском кодексе четко установлена ответственность должностных лиц, отвечающих за регулирование и защиту предпринимательской деятельности. Пересмотрен и повышен статус уполномоченного института по защите прав предпринимателей. «Нам удалось добиться того, что по статусу это будет должностное лицо, назначаемое распоряжением президента, и у него будет неограниченный доступ, вплоть до приостановления ведомственных нормативно-правовых актов», — заявил Рустам Журсунов. Также это должностное лицо будет на ежегодной основе готовить доклад о предпринимательстве напрямую главе государства.

 

О процессе разработки законов

 

В НПП, по словам г-на Журсунова, ежедневно поступает порядка 30 проектов различных нормативных актов. А это большой поток документации, которую надо рассмотреть, вынести какое-то решение, работать над рекомендациями и т. д. Но зачастую Нацпалате приходится делать экспертизу проектов, а позже столкнуться с ее изначальной ненадобностью, так как основное решение уже было принято. «Когда приходит на экспертизу проект закона, ты даешь замечание, а тебе говорят, что, условно, концепция закона уже прошла, и за рамки этой концепции никто не будет выходить», — делится г-н Журсунов. В результате Министерство юстиции РК вложило в проект закона о правовых актах то, что теперь концепции законов будут поступать на официальное рассмотрение в НПП до его принятия или непринятия.

 

Об анализе

 

Анализ регуляторного воздействия (АРВ) — это инновационный механизм, который был введен в госуправление Казахстана год назад. Как объяснил заместитель председателя правления НПП РК, по сути, любое регулятивное изменение в законодательстве должно проходить через АРВ, чтобы отслеживать возможные последствия тех или иных законов. Однако несмотря на то что механизм введен, за последние 40 законопроектов, затрагивающих регуляторные воздействия, только по восьми Нацпалата получила АРВ. «И причем качество анализа было достаточно низкое. В этой связи нами сейчас также проводится работа по систематизации этих процессов, чтобы АРВ проходили все проекты и были общественные слушания по ним. Чтобы общество понимало, особенно касательно фискальной и тарифной политики и т. д.», — говорит он.

 

Новые формы взаимоотношений

 

Советник юридической фирмы Dentons Рахим Шимаров в ходе обсуждения на форуме выделил три базовых регуляторных принципа в новом Предпринимательском кодексе. Первое — положение о стимулировании социальной ответственности. Второе — положение об ограниченном участии государства в предпринимательской деятельности. И третье — развитие саморегулирования. «Взаимодействие субъектов предпринимательства и государства теперь будет осуществляться посредством реализации таких институтов, как участие субъектов предпринимательства в нормотворчестве, социальная ответственность, ГЧП, государственное регулирование предпринимательства и государственная поддержка частного предпринимательства», — пояснил г-н Шимаров.

 

Об антимонопольном регулировании

 

В то же время старший партнер Sayat Zholshy & Partners Айдын Бикебаев поделился своим мнением, сравнив первоначальный проект кодекса с уже подписанным: «На самом деле первоначальный проект Предпринимательского кодекса был ужасный. Потом в Нацпалате его сильно почистили, и в окончательном виде он вышел неплохой». Также он рассказал подробнее об изменениях и новшествах с точки зрения антимонопольного регулирования, назвав кодекс первым шагом в реформировании этого сегмента законодательства. «Я работаю тесно с антимонопольным органом. Они предполагают еще вносить изменения в Предпринимательский кодекс, как бы это удивительно ни было. Работа сейчас только будет начинаться, хотя он еще не вступил в силу, будут писать изменения. Изменения будут в связи с тем, что сейчас эксперты ОЭСР готовят заключение по казахстанскому конкурентному праву. Они свое заключение должны дать на днях, и сразу же будут готовиться новые изменения», — пояснил он.

 

Айдын Бикебаев, старший партнер Sayat Zholshy & Partners

 

Четыре основных новшества в Предпринимательском кодексе касательно антимонопольного регулирования

 

1. Конкурентное законодательство больше не преследует цель защиты прав потребителей. Целых семь лет с 2008 года пришлось писать об абсурдности включения этой цели в конкурентное законодательство. Был момент, когда руки опускались: 6 марта 2013 года вышел закон, в который эту цель включили в качестве обязательного элемента состава правонарушения в виде заключения антиконкурентных соглашений и согласованных действий. Это было небывалое ноу-хау в мировой практике антимонопольного регулирования. Благо отменили эту постыдную норму.

 

2. Отменяется реестр доминантов для так называемых нерегулируемых рынков. Также пришлось столько лет писать и выступать, чтобы это произошло. Наконец уходят в прошлое советские методы регулирования, которые применимы для условий плановой экономики, характеризующейся заданностью и неизменностью количества производителей и объемов производства.

 

3. В кодексе четко написали, что доминирующее положение будет определяться с учетом качественных характеристик рынка. Конечно, многое еще надо дальше улучшать в части критериев доминирования, но и это уже большой шаг вперед.

 

4. Доказывание картелей не будет осуществляться на базе трех косвенных доказательств. Теперь наличие соглашения необходимо доказывать на основе всестороннего изучения и анализа всей совокупности доказательств. Само понятие «согласованные действия» оставили, но к картелям они больше не имеют отношения. Конечно, надо было вообще исключать эти положения, но и это радует.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №40 (562) от 13 ноября 2015

PDF, 2.90 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме