• Екатерина Корабаева

  • 28 февраля 2014

Без сантиментов

 

Средний бизнес, как и средний класс, для любого государства должен служить своего рода подушкой безопасности во время экономических потрясений. Однако в Казахстане за все это время так и не сложилось бизнес-прослойки, которая могла бы выполнять эту функцию. На примере девальвации мы видим, что бизнесу самому нужна помощь.



Сегодня, глядя на действия властей, предпринимаемые с целью удержания цен на прежнем уровне после произошедшей в Казахстане 20-процентной девальвации, складывается впечатление, что бизнес оказался в непростой ситуации. А состоит она во вмешательстве государства в предпринимательскую деятельность, чтобы как-то регулировать цены на товары и услуги. Чем это чревато для рынка, объяснять, наверно, никому не нужно. А вот о том, как все-таки было бы лучше поступить, поговорить стоит.


Так, например, экономист Петр Своик в интервью «&» отметил: если верить властям, что девальвация была не спонтанным, а взвешенным, запланированным решением, то они тогда должны были сопроводить ее заранее разработанным и сколько-нибудь обоснованным планом поддержания цен. «В конце концов, если власти и вправду собираются гарантировать в 2014 году заявленный уровень инфляции в пределах 6-8%, притом что девальвация составила 20%, нужны не административные меры, а понятная программа ценовой стабилизации. Как минимум можно было бы провести дифференциацию, согласно которой компании, имеющие запасы, завезенные по предыдущей стоимости валюты, на время реализации этих запасов не повышают цены. А если предприятия закупаются по новым ценам, то как власти могут запрещать им поднимать цены?»  — говорит г-н Своик.
 

Вот и получается, что бизнес оказался в ситуации, когда, несмотря на рыночную экономику, условия ему диктует вовсе не рынок. Возможно, именно отсюда вытекает более глобальная проблема, которую поднимает президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) Талгат Акуов. По его словам, по истечении 22 лет независимости Казахстана средний бизнес охватывает, по статистике, всего лишь 2% от ВВП нашей страны. «И то большинство этих предприятий, как правило, «бренды советского прошлого», — делится в интервью «&» г-н Акуов.


Для того чтобы понять, почему не развивается средний бизнес в Казахстане, президент НАП предлагает сначала зайти на законодательную «кухню» бизнес-среды и посмотреть, что мешало два десятка лет тому, чтобы из малого предприятие становилось средним.
 

Для лучшего понимания Талгат Акуов предлагает разделить всю казахстанскую бизнес-среду на несколько категорий: «На практике я пришел к мнению, что для изучения и понимания бизнес-среды ее необходимо делить на три категории — производство, торговля и услуги».
 

Самая сложная категория бизнеса, по его словам, — это производство, где и возникает наибольшее количество средних предприятий. «Именно в производстве самая большая капитализация финансовых средств и самые большие активы. Если сравнивать с торговлей и услугами, то в этих сферах бизнеса не так много денег вкладывается в капитализацию своего дела. Там для открытия бизнеса достаточно небольших первоначальных вложений. А вот чтобы открыть любое производство, требуются очень крупные средства, которые нужно при открытии бизнеса вложить в здание, оборудование и первичное сырье», — говорит г-н Акуов.
 

Именно поэтому, по его словам, в развитых странах Европы и Америки и даже в Китае первые 5 лет производителям дают льготы от государства, чтобы встали на ноги. Их освобождают на это время от корпоративного налога. Ведь производителю именно в первые 5 лет нужно рассчитаться с банками за кредиты, взятые на покупку оборудования и здания, заплатить поставщикам за полученное первичное сырье и комплектующие к  оборудованию, наладить реализацию и сбыт выпускаемой продукции.
 

«К сожалению, у нас такие льготы для производителей отсутствуют. И поэтому наши производители вынуждены изощряться, работать в «тени» и всякими способами уходить от налогов. Такую ситуацию, в которую загнали производителей, я и называю «бизнес по-казахски», — делится глава НАП.
 

Кроме того, по его словам, выплата всех налогов для производителей в начале деятельности является главным тормозом развития производства в стране. Предприятие еще не выпустило товар, а уже должно государству. «Кроме оплаты корпоративного налога, сразу же возникают обязательства и по налогу на имущество. А это очень большие налоги. И скрыться от таких налогов невозможно, так как для получения кредита под производство нужно все время проводить переоценку имущества. За рубежом государство освобождает на 5 лет производственные предприятия от уплаты налога на имущество и землю», — поясняет Талгат Акуов.


По его словам, любое развитое государство при предоставлении льгот по налогам производителям преследует главную цель: открытие производства должно дать новые рабочие места. А самое главное, чтобы в первые годы предприятие на свой выпускаемый товар нашло своего покупателя и организовало хороший сбыт. «Многие далекие от бизнеса люди все время говорят: вот дадим бизнесменам льготы, а они привыкнут к этому и через 5 лет снова будут открывать новые предприятия и уходить от налогов. Именно из-за таких опасений у нас никогда не будет производственных предприятий и средних предприятий. Ведь есть понимание, что ребенок сначала идет в садик, потом в школу, и везде государство берет на себя затраты на его обучение, так как есть понимание, что для развития общества нужно образованное население. Так надо относиться и к бизнесу»,  — говорит спикер, при этом добавляя, что, если мы хотим иметь производственные предприятия в стране, то нужна помощь государства. Да, возможно, кто-то и закроется. На практике не каждое предприятие выживает. На то и конкуренция. Но даже если каждое десятое предприятие выживет, то это уже будет победа для государства.


«Мне очень импонирует желание нашего президента Нурсултана Абишевича провести за короткий срок широкомасштабное строительство новых производственных предприятий, дать сразу сотни тысяч рабочих мест, как это сделали во многих развивающихся странах. За несколько последних лет были разработаны и внедрены десятки крупных проектов по всей стране. Но, к сожалению, десять миллиардов долларов, вложенных в эти проекты, пока не дали ощутимых результатов»,  — отмечает Талгат Акуов.
 

По его словам, мы имеем такой результат только потому, что в большинстве случаев к этим проектам были причастны не бизнесмены, а чиновники, которые только увеличили стоимость этих проектов на 30-40%.
 

Глава НАП также опечален почти полным отсутствием в стране системы правовой защиты бизнеса, особенно малого. «Судьи просто перестали замечать незаконные действия чиновников, и даже обращения ассоциаций предпринимателей в надзорный орган — прокуратуру — не дают реакции. Наша ассоциация 14 лет работает в области защиты бизнесменов. Раньше прокуратура после нашего обращения вмешивалась, и чаще всего принимались законные меры. Но в последние годы что-то незримо изменилось. Появилось ощущение, что чиновники, судьи и прокуроры объединились в борьбе против предпринимателей», — делится спикер.
 

Таким образом, очевидно, что крепких и уверенно стоящих на ногах бизнесменов-середнячков у нас не так много, потому что предпринимателям не всегда было выгодно расти.
 

А пытаться доказать что-то государству бизнесмену просто не под силу. Что-то изменить и решить часть проблем предпринимателей, возможно, получится за счет объединения бизнес-сообщества, которое произошло на базе Национальной палаты предпринимателей. Иными словами, 
у предпринимательской среды только вырабатывается тактика самообороны. Насколько она окажется эффективной  — покажет время.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №07 (484) от 28 февраля 2014

PDF, 3.87 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме