• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 25 февраля 2014

Зов времени

 

 Во всем мире набирает силу экологичный бизнес, многие авторитетные вузы включили социальное предпринимательство в свои программы обучения. Этот ветер перемен может реально изменить представление общества о предпринимательстве как о погоне за наживой. Бизнес, реализуя социальные проекты, может и для общества сделать много полезного - и рабочие места создать, и прилично заработать.  Как данное новое явление развивается в Казахстане? Ответ на этот вопрос искали участники специальной  дискуссии на сайте www.and.kz, организованной совместно с  Enactus Kazakhstan. 

 

 Социальное предпринимательство - это взаимовыгодный подход, который позволяет вывести и бизнес, и общество на более высокий качественный уровень. Однако социальное предпринимательство в нашей стране на практике еще недостаточно развито. Но, как и в любом начинающем деле, здесь есть зачатки и перспективы развития. Так, по словам члена совета директоров Enactus Kazakhstan Светланы Алмагамбетовой, у нас уже есть первые  социальные проекты, мероприятия, проводимые предпринимателями,  дело лишь во времени. «Думаю, что выиграет именно тот, кто раньше придет к осознанию цели социального предпринимательства. Впереди однозначно будет успех. И прибыль, и удовлетворение от работы, и возможность, которую вы дали своей целевой аудитории общества, опыт и всегда желание идти дальше на освоение новых идей. Ведь само осознание, что вы решаете, а возможно, даже и смягчаете где-то социальные проблемы, наверное, больше, чем просто иметь «Лексус» и коттедж», - делится г-жа Алмагамбетова. 

 

 В свою очередь, по словам Мехти Ализаде, директора благотворительного фонда Reach for Change, цель которого поддержка и развитие социальных предпринимателей, работающих на благо детей, компаниям в первую очередь важно  научиться отделять понятие социального предпринимательства от понятия «социально ответственный бизнес». В связи с этим он предлагает отталкиваться от определения, которое дал Мохаммед Юну: «Социальное предприятие - безубыточное предприятие, цель которого позитивные социальные изменения».

 

  «Гораздо сложнее найти разницу между социальным предпринимателем и бизнесменом, решающим  социальную проблему. Если деятельность первого направлена на решение социальной проблемы, за счет чего он зарабатывает деньги, то второй зарабатывает деньги, решая социальную проблему. Разница состоит в позиции самого человека. Грань между ними невероятно тонка и зачастую проходит в душе у самого предпринимателя», - делится г-н Ализаде. 

 

 Для удобства участники дискуссии предложили выделять несколько признаков социального предпринимателя (СП): 

 

 1)  СП не конкурируют и приветствуют появление новых игроков на рынке;

 

 2) основная задача СП - дать качественную услугу или продукт;

 

 3) при выборе баланса качество продукта/услуги или оптимизация прибыли СП выбирает качество; 

 

 4) деятельность СП конечна, пусть даже в далекой перспективе, и направлена на решение проблемы. После того как проблема решена, СП не диверсифицирует свою деятельность, а находит новую проблему; 

 

 5) проблема, с которой работает СП, затрагивает его эмоционально. 

 

 Изменения начинаются с малого

 

 Получается, что хоть социальное предпринимательство и приносит деньги, как, собственно, и  любой другой бизнес, конечная его цель заключается в социальных изменениях в лучшую сторону. Поэтому для того чтобы данное явление  в нашей стране было чем-то само собой разумеющимся, нужно прививать людям понимание того, что успех - это не только деньги. Как отмечает один из частных предпринимателей, принявших участие в дискуссии, все идет с азов, с детства. И сегодня как семья, так и государство способны создать положительный и совершенно другой образ успешного человека - предпринимателя. Хотя бы для подрастающего поколения, чтобы через определенное время у нас уже было здоровое общество. Причем здоровое морально.

 

 Согласна с этим и Светлана Алмагамбетова. По ее словам,  если раньше мы говорили «успешный» и подразумевали под этим денежное выражение, то сейчас зачастую слышишь об успехе человека, который ведет здоровый образ жизни, имеет правильный бизнес, занимается благотворительностью и т. д. «В труде Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры» есть выражение: от знания IQ одного мальчика вам будет мало проку, если вы имеете дело с целой группой умных мальчиков. Так и с социально активными людьми. Социально активных людей у нас много, но не всегда каждый из них доводит свое любимое дело до уровня предпринимательства», - делится г-жа Алмагамбетова.

 

От теории к практике

 

 Если говорить о проектах, которые могли бы претендовать на то, чтобы отнести себя к социальному предпринимательству, то за ними далеко ходить не пришлось.  Взять, например, казахстанский проект «Благотворительный магазин добра», запущенный в конце 2012 года командой Enactus UIB. Как это работает? Если у вас есть ненужные, но вполне хорошие вещи (одежда, книги, бытовая техника и пр.), то вы можете добровольно принести их в магазин добра, где эти вещи проходят сортировку. Часть вещей направляется в детские дома, центры адаптации, инвалидам, матерям-одиночкам. А другая часть идет на продажу, но, поскольку ценовая политика магазина ориентирована на людей с низким доходом,  цены там намного ниже рыночных. Магазин работает по принципу самоокупаемости, а вся прибыль идет на операции детям с тяжелыми диагнозами.

 

 Или вот проект студентов Enactus из Южной Кореи под названием «Делай руками». Студенты набрали группу из 30 бездомных людей и предложили открыть им предприятие по производству вешалок для одежды. Вешалки необычные: если крючок изготавливался из пластика, то остальная часть - из картона, который можно использовать под рекламу. В качестве сырья для изготовления вешалок использовались вторично переработанная бумага и пластик. Работая с бездомными, студенты обучили их производству вешалок, продажам, провели психологические тренинги по адаптации в обществе и обретению уверенности в себе.

 

Справка

 

Ознакомиться с ходом дискуссии «Социальное предпринимательство в Казахстане» можно, пройдя по ссылке.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №06 (483) от 21 февраля 2014

PDF, 3.40 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме