• Сергей Пак

  • 21 сентября 2015

От бумаги к цифре

 

Электронное правительство eGov — вероятно, один из самых амбициозных информационно-технологических проектов за всю историю нашей страны. Дело в том, что влияние возможностей интернета на жизнь современного человека настолько велико, что без использования достижений научно-технической революции нам не обойтись. В том числе и в момент получения госуслуг.

 

Поскольку роль информационного права в последнее время начинает оказывать большое влияние на развитие современной юриспруденции в целом, было бы неправильно игнорировать переход «от бумаги к цифре». Собственно, в этих условиях и родился проект, который состоял из нескольких целенаправленных реформ, и в итоге мы получили мощнейший аппарат, благодаря которому очень многие процессы можно совершать, не выходя из дома — все зависит от уровня вашей компьютерной грамотности.

 

Как известно, электронное правительство развивалось в четыре этапа.

 

Информационный — наполнение портала информацией о деятельности государственных органов, их компетенциях и услугах, которые население может от них получить.

 

Интерактивный — испытание возможностей портала на практике, когда пользователи могли попробовать получить первые услуги. Самая популярная — естественно, адресная справка, которая сейчас является подтверждающим ваше место проживания документом. Позже в рамках этого этапа открылись все возможности, связанные с электронным документооборотом, особенно активно ими пользуются юридические лица.

 

Трансакционный — электронное правительство становится платежным агентом, через который население может уплачивать налоги, штрафы и госпошлины.

 

Трансформационный — важный с точки зрения идеологии этап, который длится по сей день. С этого момента электронное правительство перестает быть неизвестным населению элементом и теперь является проводником между государством и населением. Очевидно, что сейчас его услугами пользуется гораздо больше людей, чем это было на заре становления eGov, поскольку оно стало еще проще и доступнее, но представителям старой формации привыкнуть к нововведениям гораздо тяжелее.

 

Электронное правительство сделало еще один важный шаг к регулированию информационных правоотношений граждан: появилась ЭЦП, электронно-цифровая подпись — набор зашифрованных данных, с помощью которого можно подписывать документы и подтверждать таким образом подлинность заполняемых форм в интернете. Полагаем, что за ЭЦП будущее — не только получение справочных информационных услуг, но и заключение сделок, ведь идентифицировать пользователя по ЭЦП гораздо проще, чем по связке «логин — пароль — IP». Если в будущем ЭЦП будет использоваться не только для управления денежными средствами в банке (интернет-банкинг), но и для купли-продажи имущества (в том числе и через интернет-магазины) или совершения иных имущественных сделок, то таким образом можно удостовериться в действительном существовании контрагента. Очень важную роль ЭЦП играет и в сфере безопасности, ведь зашифрованные данные привязаны к определенному человеку и основываются на его ИИН — индивидуальном идентификационном номере, который гражданину дается с рождения и не меняется на протяжении всей жизни. А это значит, что в случае мошенничества в Сети найти преступника будет куда легче, чем по вышеуказанной формуле.

 

Сейчас электронное правительство появилось и на мобильных платформах iOS и Android, и самые продвинутые пользователи могут опробовать возможности приложения уже сейчас. Их, конечно, не так много, но основными вы уже можете воспользоваться. Предварительно нужно зарегистрироваться по ИИН и паролю, но вы также можете создать новый аккаунт прямо здесь, в приложении, потом придется вбить отправленный на номер телефона код — используется двухэтапная авторизация. После этого вас направят в основное меню, при этом постоянно будут всплывать подсказки, которые не дадут вам заблудиться.

 

Навигация приложения представлена в виде сетки, где вы можете ознакомиться со всеми услугами, которые можно получить прямо здесь: гражданство, семья, трудоустройство, здравоохранение, правовая помощь, социальное обеспечение, налоги, недвижимость, образование, транспорт и воинский учет. Внизу — пять вкладок: услуги, досье, входящие, карта и дополнительно. Самое интересное — это, пожалуй, вторая вкладка, в которой уже есть вся информация о вас, в том числе адрес, контактный номер, наличие имущества или автотранспорта, наличие лицензий и штрафов, ваш социальный статус и участие в юридических лицах — все как на ладони. В первой вкладке можно выбрать услуги, которые вам необходимо получить, причем здесь нет деления на физические и юридические лица, как на сайте, и все есть в общем списке, поэтому рекомендуем смотреть в категорию «онлайн-услуги одним списком», чтобы ознакомиться со всеми возможностями. Тут, кстати, можно и платежи осуществлять — оплатить комуслуги, налог или телефонную связь.

 

Но самое интересное — это, конечно же, использование ЭЦП через телефон. Теперь вы можете закинуть файл в приложение через iTunes и подписывать услуги прямо здесь — например, получить ту же адресную справку. Полученные данные можно посмотреть прямо на смартфоне, причем можете «расшарить» ее, сохранить в Dropbox или отправить на печать, а также сохранить в другом приложении, в том числе iBooks, или отправить себе на почту. Единственная проблема заключается в том, что эту справку вы потом не сможете найти — приложение не дает возможности открыть старые файлы через поиск, уведомления или историю обращений. Впрочем, если это сделано для того, чтобы не забивать кеш, то оно даже к лучшему — копить эти справки нам тоже ни к чему.

 

В итоге eGov сейчас представляет собой качественный продукт, который позволяет оперативно получать информацию не только о себе, но и о других людях (если вы знаете номер их удостоверения личности и ИИН), регистрировать лицензии и вытаскивать справки о юридических лицах. Приложение невероятно удобное, поскольку содержит наиболее популярные услуги, но, к сожалению, не все. Это, конечно, не интерфейс The Great Photo App, но по уровню общественной значимости мобильный eGov оставляет все остальные приложения далеко позади.

 

Дмитрий Цай, дизайнер компании «Ракетная фирма» (по просьбе редакции использовал eGov впервые)

 

О первых впечатлениях

 

Я не пользуюсь eGov вообще, и приложение — мое первое знакомство с этим сервисом. Я ничего не искал, но сильно обрадовался разделу «Входящие». Там очень много полезной информации о твоих делах, связанных с государством: что ты делал, что заказывал и что получал. Мне кажется, это самая важная часть приложения.

 

О дизайне

 

На мой взгляд, eGov — достаточно сложное приложение, и то, что в нем прослеживается более-менее единый стиль, уже хорошо. Из положительных моментов могу отметить отсутствие зависаний и удобные всплывающие подсказки. Я бы рекомендовал привести иконки к единому виду, поскольку все иконки разные: конкретно здесь используются контурные и с заливкой. Особенно смутили одинаковые иконки, которые обозначают разные категории (сервисы и онлайн-услуги одним списком).

 

О сравнении с другими отечественными приложениями

 

Нужно понимать, с чем сравнивать. Если в целом ощущения после использования, то eGov однозначно в списке лучших казахстанских приложений.

 

О навигации

 

Я считаю, что навигация должна наилучшим образом помогать пользователю быстро решить его проблему. Самое простое — выложить все разделы полотном, как это делается сейчас, аж глаза разбегаются. На месте разработчика я бы посмотрел на наиболее используемые разделы и услуги в приложении по аналитике и сделал бы на них акцент. Пользователю нужна иерархия элементов, то есть подсказки, куда смотреть в первую очередь, а куда — потом.

 

К тому же здесь есть небольшая ошибка: наряду с видами услуг стоит последняя иконка, которая меняет отображение услуг с сетки на список. Это не вид услуги, а выглядит так, будто это отдельная категория.

 

О пользе

 

Вообще, я далек от всего этого, так как редко нуждаюсь в подобного рода услугах. Обычно я просто иду в ЦОН. Но если бы, например, у меня был автомобиль, то, скорее всего, я бы платил штрафы через eGov. Адресную справку — да, в следующий раз, когда она мне понадобится, обязательно попробую eGov, но сначала получу ЭЦП.

 

Справка

 

Проект «Приложение.KZ» реализуется при поддержке АО «Ксеll». Наша цель — поддержать казахстанских разработчиков мобильных приложений. В каждом номере вас ждут новые отечественные разработки для смартфонов и планшетов. Надеемся, что каждый сможет пополнить свой список полезных мобильных приложений результатами труда казахстанских разработчиков.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №32 (554) от 18 сентября 2015

PDF, 3.13 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по проекту