• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 18 сентября 2015

Налог на осень

 

«Я думала, это весна, а это оттепель», — поется в песне в одном кинофильме. Эта песня сегодня актуальна и для казахстанских предпринимателей. В прошлом году они ощутили на себе лишь оттепель со стороны государства, и сегодня между ними складываются весьма прохладные отношения.

 

Бизнес-сообщество страны серьезно озабочено проводимой уполномоченными органами новой политикой налогообложения и налогового администрирования. По мнению предпринимателей, в современных условиях экономического развития данная политика ставит отечественные компании в неравные условия по сравнению с бизнесом в странах — членах ЕАЭС, а также снижает потенциальные возможности казахстанских бизнесменов стать конкурентоспособными на внутреннем и внешних рынках.

 

В этой связи бизнес-сообщество опубликовало открытое обращение по вопросу необоснованного ужесточения налоговой политики и налогового, таможенного администрирования.

 

Как говорится в обращении, те шаги, которые сегодня предприняты уполномоченными органами и поддержаны правительством, не позволят реализовать стратегические цели развития МСБ в стране. И одним из таких шагов является политика введения новых налогов и ужесточения налогового и таможенного администрирования.

 

«Бизнесу непонятно, как возможно было без серьезных расчетов и проведения анализа возможных экономических и социальных последствий принять столь рискованные и потенциально негативные для экономики бизнеса решения — ввести налог с продаж со ставкой в 5% (что соответствует примерно 20-25% НДС), а также розничный налог со ставкой от 5 до 12%, снизить в 10 раз пороговое значение постановки налогоплательщиков на учет по НДС (тем самым распространив данный налог на все субъекты предпринимательства, в том числе и на микробизнес), увеличить более чем в 40 раз размер налога на добычу полезных ископаемых при добыче подземных вод, а также внедрить систему обязательного медицинского страхования (с обязательными отчислениями в размере 2% и ежегодным увеличением до 5%) и обязательных пенсионных взносов работодателей (5% фонда оплаты труда), неоправданно увеличивающих финансовую нагрузку на бизнес?» — сказано в обращении бизнес-сообщества.

 

Бизнесмены опасаются, что при введении всех этих мер вырастет в разы налоговая нагрузка на предпринимателей, снизится конкурентоспособность бизнеса, снизится инвестиционная привлекательность казахстанской экономики, есть риск роста инфляции и теневой экономики, сокращения налогооблагаемой базы.

 

Достаточно отметить, что расчеты НПП РК «Атамекен» показали: только для субъектов малого бизнеса, составляющих более 90% предпринимателей в Казахстане, при снижении порога постановки на регистрационный учет по НДС налоговая нагрузка увеличится почти в 2 раза для более чем 500 тысяч малых предприятий, при введении 5%-го налога с продаж нагрузка увеличится в среднем в 3 раза. В совокупности введение всех мер, связанных с оптимизацией налоговых режимов, введением налога с продаж и розничного налога, будет стоить малому предпринимательству семикратного увеличения налогового бремени.

 

В этой связи редакция «&» решила поговорить о том, как быть в сложившейся ситуации.

 

Гульнар Курбанбаева, заместитель главы Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен»

 

Государство и предприятие

 

Вопрос пополнения бюджета и вопрос достаточности бюджета — несколько разные вещи. Пополнение бюджета — это когда надо искать дополнительные источники дохода, а достаточность бюджета — это когда оптимизируются затратные составляющее бюджета и делается нормальный менеджерский расчет, который делает любая уважающая себя компания, находящаяся в критической ситуации. То есть если провести аналогию между государством и предприятием, то получается, что доход ему приносят сотрудники, а в масштабах республики это субъекты предпринимательской деятельности. Если создавать невыносимые условия труда, то люди будут увольняться с такого предприятия либо меньше работать и больше воровать.

 

О компромиссе

 

Нужна хорошая оптимизация затрат из бюджета государства. На что, сколько и насколько эффективно расходуется. То есть надо сначала оценить то, с чем работает бюджет на сегодняшний день, на что он тратит свои деньги, и, возможно, здесь найти необходимый ресурс для того, чтобы где-то сэкономить и пустить деньги на более важные социальные и экономические проекты.

 

Наше же государство не заморачивается сегодня жесткой оценкой своей расходной части. Оно смотрит только на то, что у него много потребностей. Я бы сократила очень многие вещи, связанные с проведением каких-то публичных мероприятий. Например, ряд конференций, некоторые из них можно проводить совместными усилиями с бизнес-сообществом. Существует выпуск разной методической бизнес-литературы. С одной стороны, это нужно. С другой — уже давно работает интернет, все пользуются электронными книгами, сайтами. Достаточно распространить их в электронном виде, это в десятки раз дешевле, чем печатные версии. Думаю, на этом можно сэкономить 2-3 млрд тенге, которые могли бы пойти на строительство домов. Вот этот блок, на мой взгляд, должен стать фокусом внимания государства.

 

Также хотела бы обратить внимание, что никто из предпринимателей за весь период общения по поводу налоговой нагрузки ни разу не заикнулся об увеличении господдержки. У нас 90% предприятий сегодня живут, а иногда и просто выживают самостоятельно.

 

Поэтому сказать, что это архиважно, я не могу. Все, о чем говорят предприниматели, — это вопросы администрирования. Они просят: «Сделайте так, чтобы нас не кошмарили с утра до вечера и не останавливали работу за счет того, что без конца кто-то кого-то контролирует. Не заставляйте нас делать лишние экспертизы, сдавать дополнительные экзамены или платить частной конторе, чтобы получить какое-то разрешение или лицензию. Дайте нам возможность сократить непроизводственные затраты. И мы готовы работать».

 

Поэтому второй аспект этого — вопросы оптимизации администрирования предпринимательской деятельности со стороны государства. И это нормальный процесс. В этом плане у нас гораздо больше совместных плюсов, нежели минусов. Это и вопросы отмены целого ряда требований, документов, и автоматизация процессов.

 

Третий аспект как раз связан с налогами. Безусловно, налоги важны для государства, но как только оно увеличивает налоговую нагрузку, получается обратный эффект. Бизнес, чтобы не отдавать последнее, уходит в тень. Причем оценить, сколько предприятий уйдет из легального бизнеса в тень, сейчас невозможно. Чтобы этого не было, не надо увеличивать нагрузку. Не создавайте лишних препон, не делайте жестким администрирование.

 

Например, таможенные органы требуют от предпринимателей устанавливать видеокамеры на складах временного хранения. А зачем, спрашивается? Это мой склад, зачем таможенному органу отслеживать, что там происходит? Зачем сотни миллионов затрат на установку камер с передачей информации в режиме онлайн?

 

Нельзя рубить сук, на котором сидишь. Нельзя дойную корову без конца мучить, не давая ей никакого корма, никакой возможности нормально существовать, иначе она в конце концов перестанет давать молоко. Вот эти примитивные ассоциации и дают возможность ярко показать картину. Не надо перегибать палку, а то она треснет, и все. И мы будем иметь только отрицательный результат.

 

На самом деле сегодняшняя кризисная ситуация — это время взращивания конкурентоспособного бизнеса. Поэтому дайте ему просто расти и не мешайте.

 

О реакции правительства

 

Скорее всего, дискуссии будут жаркими. Они и сейчас жаркие, но думаю, что подвижки в сторону бизнеса все-таки будут. Нас услышали, готовы двигаться по отдельным направлениям. Заново идут перерасчеты и расчеты. Надо поднимать уровень сознательности самих бизнесменов. Не бойтесь показывать свои расчеты, рассказывать, что реально происходит. Вообще, любой диалог предполагает откровенность и открытость с той и другой стороны.

 

Серик Ахметов, генеральный директор компании Inspiration

 

Действительно, по ощущениям на данный момент стало сложно работать. Мы видим, как упала покупательная способность, зато выросли ставки аренды в торговых центрах и производственных помещениях. Это сильно бьет по бизнесу. Поэтому я как предприниматель, как производственник за то, чтобы создать сейчас бизнесу возможность для развития.

 

Еще в прошлом году президент сказал, что будет устранен НДС как таковой, взамен введут единый налог — налог с продаж. В тот момент разговор не шел, какая именно будет ставка, что будут другие какие-то налоги, тоже никто не говорил. Сам по себе НДС, соглашусь, непонятный налог, вызывающий много вопросов. Нам же можно было брать пример с Саудовской Аравии, чтобы отечественные компании выходили из тени. Саудовская налоговая система считается одной из самых удобных в мире, направлена на защиту интересов национальных коммерческих компаний. Так что я против того, чтобы у нас были большие ставки налога, так как это реально задушит предпринимательскую инициативу. Для того чтобы бизнес развивался, нужно меньше налогов.

 

Помимо этого хотелось бы, чтобы Министерство финансов или Министерство национальной экономики дали внятные разъяснения для предпринимателей — какой налог и как будет рассчитываться. Мы же, можно сказать, практически не знаем, о чем речь.

 

Ерлан Оспанов, представитель РОО «Союз фермеров Казахстана» по Карагандинской области

 

О налогах

 

Традиционно увеличение налоговой нагрузки влечет за собой пополнение бюджета. Однако как представитель агропромышленного комплекса я скажу, что увеличение налоговой нагрузки повлияет на нас негативно. На сегодняшний день мы остро ощущаем дефицит бюджета, так как государство уже не может субсидировать крестьян, как прежде. Дело в том, что государственная помощь уже расписана и запланирована, она есть в госпрограммах, но, к сожалению, дотации и субсидии не поступают. Причина — отсутствие денег в бюджете. Получается палка о двух концах. Хотите получить субсидии — заплатите налоги и пополните бюджет.

 

Министр сельского хозяйства, Миннацэкономики и другие чиновники высказывались об увеличении налоговой нагрузки, поднятии арендной платы и налога на землю для сельхозпроизводителей. Это связано с тем, что нерадивые крестьяне, которые в свое время набрали земли тысячами гектаров, сегодня платят очень малый налог, не используют рационально и по назначению, в результате ухудшается почва. При увеличении налоговой нагрузки, соответственно, крестьянам придется платить налог на землю, в том числе и на землю, которая не используется. По плану чиновников это приведет к тому, что крестьяне будут отказываться от неиспользуемой земли.

 

Но мы как Союз фермеров Казахстана задаем конкретный вопрос: «На кого эта мера распространяется в первую очередь?» Дело в том, что все эти земли в больших объемах держат крупные холдинги, которые имеют тысячи, а то и десятки тысяч гектаров. А Налоговый кодекс действует на всех одинаково, соответственно, налоговая нагрузка будет ложиться как на нерадивые холдинги, так и на нормальных крестьян. Поэтому мы считаем, что этот метод увеличения налоговой ставки для крестьян неэффективный. Должны быть другие методы. К примеру, пусть усиливают надзорные функции и инспекции, чтобы видеть проблему изнутри и не грести всех под одну гребенку. Также сейчас стоит вопрос выкупа земельного участка. С 2016-го планируется выкуп земли. Это усугубит положение простых крестьян.

 

Для сельхозпроизводителей 2016 год будет очень тяжелым в плане урожайности. Во-вторых, встанет вопрос относительно выкупа земли, как планирует Миннацэкономики. В-третьих, увеличение налоговой нагрузки, о котором сейчас говорят. Четвертое — это дефицит бюджета. Пятое — девальвация и т. д. Далее перевод всех крестьян на общеустановленный налоговый режим. Мы, в частности Союз фермеров Казахстана, выступали против такого решения и отсрочили его до следующего года. Но вопрос остается открытым, нельзя общеустановленный режим налогообложения устанавливать для крестьян. Поскольку для этого потребуется ведение бухгалтерии. Для крестьян в аулах, где отсутствует интернет и прочие технологии, это сделать будет невозможно.

 

Об оптимизации

 

В стране говорят о необходимости развивать казахстанское производство. Однако мы знаем, что более чем на 50% АПК состоит из иностранной техники. Также фермеры используют зарубежные гербициды. Государству нужно больше внимания уделять отечественному производству фосфатов, гербицидов, минеральных удобрений. Понятно, что субсидирование и так большое, но, видимо, этого не хватает, чтобы мы отказались от иностранного и начали покупать отечественное. К примеру, машиностроение. Этот вопрос стоит на первом месте для АПК Казахстана. Мы встречались с учеными, проектировщиками в южных областях, они готовы предоставить проекты. Но никто не хочет инвестировать в них.

 

Справка

 

Полный текст обращения можно найти по ссылке: http://palata.kz/ru/news/19790

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №32 (554) от 18 сентября 2015

PDF, 3.13 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме