• Асель Сейдахметова

  • 18 сентября 2015

Хорошее и великое: почувствуй разницу

 

Книга «От хорошего к великому» американского бизнес-консультанта и писателя Джима Коллинза представляет собой исследование о том, почему одни компании совершают прорыв, а другие — нет. Он и его команда из 21 человека проделали работу длиной в пять лет, чтобы понять, можно ли из «хорошей компании» превратиться в «великую».

 

Предшествием данной книги стала другая его работа «Построенные навечно», которая исследует причины долгосрочного успеха 18 американских корпораций. После ее выхода в свет книга стала бестселлером. Но однажды за ужином собеседник Коллинза раскритиковал его работу, назвав ее «прекрасным, но совершенно бесполезным трудом». Критик указал на то, что все компании, о которых Коллинз пишет в своей книге, всегда были великими, и у них не было необходимости переходить от «хорошей» компании к «великой». Это замечание стало основой создания новой книги. Согласившись с другом, Коллинз задался вопросом — может ли хорошая компания стать великой? Или болезнь быть «просто хорошей компанией» неизлечима?

 

«Хорошее — враг великого. И это одна из причин, почему у нас так мало чего-то по-настоящему великого», — пишет автор. И это применимо не только к бизнесу, но и к жизни. Коллинз считает, что большинство компаний не становятся великими именно потому, что они становятся вполне хорошими, и это их основная проблема.

 

Для исследования Джим Коллинз и его команда составили список, в который вошли 28 компаний: 11 из них добились выдающихся результатов, столько же компаний осуществили переход от хорошего к великому, но не удержались на плаву, и 6 «несостоявшихся великих компаний». В результате детального изучения каждой, сравнения их между собой исследователи выделили несколько моментов, которые и описывает книга.

 

Чтобы создать великую компанию, нужно быть великим руководителем, и это понимают все. Пятилетнее исследование группы «бесстрашных любознателей» определило, что абсолютно все основатели великих компаний, в отличие от известных корпоративных лидеров, которых так любят СМИ, спокойны, незаметны, а некоторые и вовсе застенчивы. «Эти руководители представляют собою необычную комбинацию скромности и профессиональной воли. Они скорее Линкольн или Сократ, а не Паттон или Цезарь», — удивляется писатель.

 

Коллинз также пишет, что для перехода от хорошего к великому сначала нужно собрать команду и только потом определяться с направлением. «Лидеры, которые осуществили преобразования, сначала подбирают нужных им людей, избавляются от ненужных и только затем решают, куда им держать путь».

 

Особое внимание также уделяется культуре дисциплины. «У всех компаний есть своя культура, некоторые отличаются дисциплиной, но немногие обладают культурой дисциплины», — говорится в книге. Только при наличии дисциплинированных людей, дисциплинированного мышления и дисциплинированных действий можно добиться выдающихся результатов.

 

Далее автор пишет о технологиях, но уделяет им не столько внимания, сколько уделяется им сегодня. «Мы пришли к выводу, что технологии сами по себе ни при каких обстоятельствах не могут ни сделать компанию великой, ни стать причиной ее неудач». Отметим, что «От хорошего к великому» была опубликована в 2001 году, когда технологии еще не играли такой огромной роли в жизни человечества.

 

Сам же процесс достижения выдающихся результатов, по словам Коллинза, напоминает движение гигантского маховика, который, медленно разгоняясь, достигает момента, когда компания начинает стремительно набирать высоту.

 

Чтобы ответить на вопрос, ставший для него судьбоносным, Джим Коллинз потратил пять лет и в итоге пришел к выводу, что любая хорошая компания может преобразоваться в великую. Нужно только последовательно претворять в жизнь идеи и концепции, открытые в ходе исследования.

 

Насколько полезна эта книга и применимы ли в казахстанском бизнесе идеи, изложенные в ней, мы спросили у участников отечественного бизнес-сообщества.

 

Амирет Конысбаев, президент Ассоциации инновационных компаний

 

В основе книги две фундаментальные идеи: идея Исайя Берлина «Концепция Ежа» и парадокс Стокдэйла. Первая состоит в том, что Берлин сравнивает лису и ежа: лиса знает всего понемногу, а еж что-то одно, но очень важное. Поэтому выдающиеся компании вылавливали какую-то особую идею и за счет этого достигали конкурентного преимущества. В этой концепции есть три круга применительно к компаниям. Первое: вы должны заниматься именно тем, что вас волнует, то есть важно иметь пристрастие к своему делу. Второе: необходимо быть лучшим в своем деле, быть лучше других. И третье: каждый бизнес должен иметь свою экономическую модель.

 

Вторая идея, особенно важная в период кризиса, опирается на парадокс Стокдэйла. Джеймс Бонд Стокдэйл — адмирал военно-морского флота США, человек, многое повидавший в жизни. Парадокс заключается в том, что нужно сохранять веру в себя, и вы победите, но также нужно смотреть в глаза суровой правде жизни. Этот парадокс можно применить для всего и всех. Эту идею я применил и в своей жизни.

 

Есть еще один момент: в книге пишут, что вначале должно быть «кто», затем — «что». По мнению автора, главное — определить команду, потом можно вершить любые великие дела. Но многие считают, что вначале нужно определиться, чем заниматься и что делать. Опыт кризиса 2008­–2009 годов показал, что вопрос «что» все-таки важнее.

 

Отмечу еще один момент: в число компаний, которые автор определил как великие, вошла ипотечная компания Fannie Mae. Но в результате кризиса она разорилась. Конечно, автор не виноват в этом, но все же он не смог предвосхитить этот кризис.

 

Не выдержала проверку временем еще одна идея книги — роль технологий и инноваций. В его книге 80% опрошенных руководителей не упомянули технологии как фактор их выдающихся результатов. Конечно, с 2001 года отношение к информационным технологиям кардинально изменилось. Сегодня инновации — это то, что отличает выдающиеся компании от остальных. Хоть книга и была написана до второго пришествия Стива Джобса, до соцсетей, бурного развития интернета, но в 1999 году был кризис доткомов, и автор снисходительно отнесся к этим выскочкам. Я считаю, что книга в этом плане устарела.

 

Рамиль Мухоряпов, основатель Chocofamily Holding

 

Книга Коллинза — для тех, кто хочет построить компанию, которая не исчезнет через 10, 30, 50 лет, не будет продана или поглощена, а станет символом (или даже синонимом) своей отрасли. У казахстанского бизнеса, на мой взгляд, короткие горизонты планирования и отсутствуют по-настоящему большие амбиции. Предел мечтаний большинства предпринимателей, с кем мне доводилось общаться, — это хороший дом, дорогая машина и «десять тысяч долларов заработка в месяц». Крайне редко удается услышать мысли о желании построить великую компанию, которая изменила бы жизни миллионов людей. И еще реже — о готовности идти к этому десятки лет.

 

По мнению автора, одним из основополагающих моментов великой компании является умение сосредоточиваться на одном направлении, то есть выбрать узкую нишу и осваивать ее. Только благодаря накопленному потенциалу целенаправленных усилий в одном направлении, единожды заданному вектору и происходит движение.

 

Автор сравнивает прорыв с необходимостью раскачать тяжелый металлический маховик. Маховик не поддастся с первого толчка. И, может, не со второго. Первые движения практически незаметны, и, наверное, поэтому многие компании, что решались на изменения, опускали руки. Но если выдержишь, то далее по инерции движение только усиливается, и скорость его растет в разы.

 

Красной нитью в книге проходит мысль, что прорывы совершают не руководители-звезды, а дисциплинированные люди (с дисциплинированным мышлением и дисциплинированными действиями). Не бойтесь увольнять успешных, но не разделяющих внутренней рабочей этики. Во-первых, этим стремительно заражается вся команда, во-вторых, их энтузиазм временный. Позвольте себе их потерять, обеспечив «людей исключительных результатов» платформой, не отягощенной сотрудниками, которые не способны на постоянный рост.

 

Я искренне советую к прочтению эту книгу каждому человеку, вставшему на путь предпринимательства. Я верю, что казахстанцы способны создавать компании мирового уровня. И все, что нам нужно, — убрать внутренние страхи и барьеры, учиться по правильным книгам и много-много трудиться.

Читать дальше

в издании РБК №9 (25) от 8 сентября 2015

PDF, 6.64 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по проекту