• Сергей Пак

  • 4 сентября 2015

Эпоха мобильных технологий

 

Современный человек уже не может представить себя без мобильного телефона или планшета — технологии становятся нашим близким другом и незаменимым товарищем для работы и отдыха, учебы и путешествий.

Благодаря научно-техническому прогрессу мы постепенно переходим от эпохи компьютерных программ к эпохе мобильных приложений, поскольку количество потенциальных потребителей контента растет с каждым днем. Естественно, в связи с этим появляются и новые специализации, новые перспективы и, как следствие, новый рынок, который дает своим участникам поистине неограниченные возможности. Разработка мобильных приложений — относительно новое явление, которое превратило простое программирование в полноценный бизнес-процесс.

К сожалению, разработка мобильных приложений в Казахстане пока что не является приоритетной и уж тем более популярной. Ввиду не очень сильной конкуренции и отсутствия действительно известных компаний заказчик смотрит в сторону России, ведь там и предложение больше. Впрочем, отечественный разработчик все же пытается создавать хорошие приложения для разных платформ, и хотя у него это не всегда получается, по-другому опыта не наберешься. Поэтому методом проб и ошибок наши программисты медленно двигаются к поставленным европейскими разработчиками планкам, и при должном уровне поддержки обязательно их достигнут.

Рынок казахстанских приложений очень специфичен и выглядит примерно так: новостные, банковские и информационные приложения с небольшой примесью уникальных и своеобразных программ, которые выпускаются под очень маленькую аудиторию. Мы видим корень проблемы небольшого диапазона возможностей в механизме ведения бизнеса и не совсем правильном мотиваторе, задающем иной вектор.

Первая причина в том, что в Казахстане на рынке разработки веб-сайтов создался невероятно широкий разброс цен, при этом не всегда сумма пропорциональна качеству исполнения. Эта ситуация возникла благодаря противоборству фрилансеров-самоучек и digital-агентств, которые предлагают свои услуги в совершенно разных ценовых категориях: фрилансеру не нужно платить за аренду офиса и налоги, поэтому такие программисты намеренно снижают цену в надежде, что не совсем разборчивый предприниматель обратится к ним. Digital-агентства отвечают за качество и грамотный подход, но просят за это соответствующую сумму. Мобильная разработка для iOS требует больших затрат — это как минимум самый простой Mac (который стоит 500-700 долларов) и лицензия разработчика (100 долларов в год). Для Android таких условий не нужно, но представьте, в каком положении оказывается потенциальный разработчик, который предпочитает программировать для iOS-платформ.

Вторая причина в том, что приложения относительно просты в реализации. Новостные приложения — переделанный RSS-фидер с уникальной оболочкой и возможностями. Финансовые приложения — самые сложные, поскольку мы говорим о системе интернет-банкинга, но, зная алгоритм работы веб-сайта, можно реализовать это и на другой платформе. Информационные приложения — это просто текст на нескольких страницах, что является, по сути, самым простым вариантом реализации программы. При этом нужно понимать, что к разработчикам с заказами идут банки, новостные порталы и компании, которые хотят быть не только в интернете, и поскольку эти заказчики платежеспособны, разработчику легче сделать простое приложение, чем работать над чем-то своим. Хотя на европейском рынке уже давно появились инди-разработчики — маленькие независимые студии, часто состоящие из одного или нескольких человек, которые создают собственные приложения как стартапы. Получается не всегда хорошо, но некоторые продукты выстреливают, и инди-студии превращаются в digital-агентства, но таких примеров не очень много.

Поэтому сегодня отечественные разработчики предпочитают реализовывать заказы, нежели пробовать делать самостоятельные продукты в рамках стартапа. Оно и понятно: пока есть спрос, будет и предложение, а уходить в полноценный фриланс себе может позволить не каждый. Взять, к примеру, студию Hipster Whale, создателя популярной сейчас игры Crossy Road. Это история трех молодых людей, которые просто решили сделать игру, причем посвятили ей все свободное время, вложили деньги и даже ушли с работы. В результате получился очень крутой и качественный продукт, принесший разработчикам миллионы, но таких историй очень мало, а лишить себя стабильного заработка и отправиться в рисковое путешествие в современных реалиях смерти подобно. Инвесторов, готовых вложить деньги в какое-нибудь приложение для тайм-менеджмента, тоже не очень много — на нем много не заработаешь, а казахстанская аудитория предпочитает скачивать бесплатные приложения.

В итоге нужно констатировать, что рынок мобильных разработок в Казахстане находится в зачаточной стадии, ему необходим качественный рывок, во многом несущий не только финансовый, но и идеологический характер.

Необходимо поощрять независимых разработчиков, которые готовы реализовывать свои проекты, начать хотя бы с европейских аналогов для Казахстана.

Нам действительно не хватает собственных уникальных программ — сколько можно было бы сделать, если бы разработчики занялись изучением HomeKit и сделали электронную базу пациентов для поликлиник! А таск-менеджер с использованием данных геолокации? Идей очень много, но с реализацией очень серьезные проблемы, а все потому, что разработчиков нужно поощрять. Собственно, этим мы и займемся.

Справка

Этим материалом «&» при поддержке АО «Кселл» дает старт новой рубрике «Приложение.KZ», цель которой — поддержать казахстанских разработчиков мобильных приложений. Каждую неделю мы будем знакомить читателей с новыми отечественными разработками для смартфонов и планшетов. Надеемся, каждый сможет пополнить свой список полезных мобильных приложений результатами труда казахстанских разработчиков.

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по проекту