• Екатерина Корабаева

  • 24 августа 2015

Бизнес на стыке двух миров

 

Развитие IT-индустрии и направляемые туда инвестиционные потоки диктуют новые тренды. Так, по мнению СEO международного центра интернет-торговли Allbiz Дмитрия Лисицкого, сегодня технологии приходят в самые различные сферы деятельности, трансформируют их и моделируют новое поведение аудитории. О том, каких конкретно технологических изменений можно ожидать в ближайшем будущем, эксперт рассказал в интервью «&».

 

Дмитрий, вы эксперт в IT-бизнесе с двадцатилетним опытом, запускаете собственные технологические проекты и поддерживаете молодые проекты. На ваш взгляд, каковы сегодня основные тренды IT-индустрии?

 

Сегодня IT покрывает практически любую сферу человеческой деятельности. А потому в зависимости от того, в какой отрасли работает предприниматель, он будет выделять свои тренды.

 

Дотком-бум начался с понимания того, что интернет изменит все, что люди делают, — начиная с того, как они дружат и выстраивают отношения, и до того, как делают покупки. Он закончился провалом только по той причине, что у предпринимателей были ожидания, что все эти глобальные изменения произойдут в последующие три года. Мы видим, что понадобилось 10-15 лет, и изменения действительно произошли. Но из дотком-компаний выжили, к сожалению, немногие. Те, кто не ушел с рынка в первые несколько лет после дотком-бума в начале 2000-х, сейчас стали монстрами, задающими глобальные тренды. Например, Amazon, который вышел из времен доткомов, сейчас формирует то, как потребители будут совершать покупки в онлайне.

 

Сегодня технологии приходят в самые различные сферы деятельности, они трансформируют саму деятельность и моделируют новое поведение аудитории. Многие недовольны такими изменениями, что сродни тому, как люди возмущались запуску первых паровозов, называя их «исчадием ада». Самый яркий бытовой пример — трансформация общения благодаря развитию социальных сетей. Многие видят в этом угрозу. Аргументы понятны: люди перестали общаться, постоянно проверяют мессенджеры и проводят очень много времени в своих смартфонах, а не друг с другом. Недовольство — та инерция, которая всегда происходит в человеческом мозге. Но человек — неглупое существо: если он начинает пользоваться новым инструментом, то этот инструмент улучшает его возможности. Те же соцсети позволяют нам поддерживать контакт с гораздо большим количеством людей, а мессенджеры дают возможность общаться гораздо быстрее и эффективнее.

 

Что будет дальше?

 

Рост мобильного трафика. Все технологии становятся очень мобильными — это и развитие мобильных устройств, и изменение поведения аудитории. Сегодня человек львиную долю времени проводит в онлайне. Он больше пользуется мобильными устройствами, нежели компьютером. В развитых странах трафик с мобильных устройств достигает 80%. В странах СНГ цифры пока скромнее, но это уже порядка 30%. Теперь человек пользуется технологиями не только когда сидит возле компьютера, это происходит практически в любой момент его жизни. Такая мобильность резко открывает возможности для новых проектов, которые трансформируют человеческую жизнь.

 

Второй большой тренд — совершение покупок и платежей в онлайне. В ближайшие 10 лет сильно изменится то, как люди совершают покупки. Уже сегодня интернет-магазины изменили модель того, как люди покупают. Но рынок пойдет дальше. Развитие бизнесов и построение бизнес-отношений между компаниями и заказчиками — то, чем занимается Allbiz, финансовые отношения — в значительной мере перейдут в интернет. Конечно, традиционные магазины останутся, но они будут выполнять другую функцию. В последнее время появилось много гибридных проектов, которые фактически являются интернет-бизнесом, но с физическими магазинами. За такими проектами будущее, ведь они берут лучшее из двух миров. С одной стороны, они дают очень низкие цены благодаря привлечению аудитории из интернета. С другой стороны, они предоставляют физический контакт с продуктом перед покупкой, который нужен покупателю для принятия окончательного решения.

 

Третий большой тренд — развитие так называемого искусственного интеллекта. Этот термин определяет что-то, что мы можем отличить от человека по тому, как он отвечает на наши вопросы. Нет успешных случаев создания интеллекта, похожего на человеческий, но есть достаточно много программ и решений, которые хорошо решают конкретные задачи. Поведение этих программ похоже на человеческое, а потому нам удобно ими пользоваться. Например, Siri в іPhone. Программа вообще не похожа на то, как работает человеческий мозг, но она неплохо отвечает на вопросы и помогает в повседневной жизни. Мощность компьютеров достигла такого уровня, когда такие технологии будет достаточно просто реализовывать уже сейчас.

 

Сегодня уже никого не удивишь таким бизнес-направлением, как интернет-предпринимательство. Чем интернет-предприниматель отличается от предпринимателя в классическом понимании? Какими компетенциями сегодня должен обладать интернет-предприниматель?

 

Интернет-предприниматель в отличие от предпринимателя, развивающего офлайн-бизнес, как правило, создает новый продукт, аналогов которого не было на рынке. Конечно, есть так называемые копикаты — компании, копирующие существующие технологии. Но к ним не стоит относиться пренебрежительно: невозможно скопировать продукт полностью, а потому есть достаточно большая часть инноваций даже в копикатах.

 

Инновационность и неизвестность — то, что определяет жизнь предпринимателя. Для успешного офлайн-бизнеса, например запуска ресторана, иногда достаточно просто хорошо изучить, как делаются рестораны, нанять опытную команду и попытаться запустить такой же бизнес с минимальным количеством ошибок. С интернет-предпринимательством проблема в том, что человек, как правило, делает то, чего раньше никто не пытался делать, и нет людей, на опыт которых можно посмотреть. А потому непонятно, какие решения нужно принимать для создания успешного продукта.

 

Только со стороны кажется, что интернет-предпринимательство — это легко и что это люди, которые просто постоянно что-то придумывают, делают фантастические вещи и зарабатывают миллионы. На самом деле это люди, которые очень много ошибаются. Интернет-предпринимательству свойственно колоссальное количество ошибок. Тем, насколько успешно предприниматель готов справляться с этими ошибками и трансформировать свой бизнес, как бизнес сможет пережить такие трансформации, и определяется будущее таких проектов.

 

Не секрет, что даже самые успешные компании не имели всех ингредиентов успеха при запуске. Тот же Цукерберг, основатель Facebook, признавал, что они долгое время недооценивали мобильный интернет. В Google при запуске не могли придумать модель монетизации. Им никто не хотел давать инвестиции именно по этой причине. У них был удачный алгоритм поиска, который они, кстати, позаимствовали у коллег. Но не было понятно, придумают ли они, как смогут зарабатывать. Google вполне мог не додуматься до той модели монетизации, которую использует, и это был бы обычный поисковик, один из многих в те времена.

 

Жизнь интернет-предпринимателя полна ошибок и поиска решений. И это достаточно непросто.

 

По вашим наблюдениям, на какой стадии развития интернет-предпринимательство в Казахстане? Какие ниши пока недооценены стартаперами и инвесторами?

 

Любая страна, которая находится на более раннем этапе развития в плане технологий, повторяет путь других стран. Просто это происходит немного медленнее. Чтобы проекты, которые существуют в мире, хорошо работали в Казахстане, нужно, чтобы покрытие интернета было сопоставимо с тем, которое существует в развитых странах. Все модели, которые работают в других странах, работают и в Казахстане. Это всего лишь вопрос времени, когда интернетом начнет пользоваться большое количество людей.

 

Из главных тенденций особо выделю электронную коммерцию. Это тот сегмент, в котором много денег, и, что важно, его невозможно делать из-за границы. Очень тяжело сделать казахстанский поисковик, который бы конкурировал с Google, но Amazon или «Купонатор» бессильны перед локальным e-commerce-проектом. Нужно присутствовать локально, чтобы сделать успешный проект.

 

Локальные проекты в сегменте электронной коммерции — тот сегмент, в котором можно быстро вырасти. Незаполненных ниш достаточно много, рынок только начал развиваться.

 

Если говорить о e-коммерции, то в сегменте B2С мы часто слышим от интернет-магазинов и онлайн-сервисов, что доверие потребителей завоевывалось постепенно, так как казахстанцы не сразу признали шопинг онлайн. А как дела обстоят в B2B-сегменте, насколько казахстанские предприятия открыты к взаимодействию с поставщиками через е-коммерцию?

 

С В2В дела обстоят даже немного лучше, нежели в потребительском секторе. В этом сегменте трансакции не происходят в онлайне — структура продаж иная. В В2В мы только помогаем установить контакт потенциальному поставщику с потенциальным заказчиком. Далее их отношения происходят в офлайне. И это закономерно.

 

С точки зрения объема продаж наращивать возможности в В2В намного легче. Но это ограничивает с точки зрения заработка — поскольку трансакция происходит в офлайне, мы не можем зарабатывать процент от сделки, как это делают В2С-проекты, являясь гарантом закрытия трансакции в онлайне.

 

В В2В меньше барьеров для входа предпринимателей в онлайн. Мы видим, что бизнесы активно пользуются в Казахстане онлайном при заказе В2В-продукции или услуг. На Allbiz в Казахстане растет как количество компаний, зарегистрированных на площадке, так и количество заказов.

 

Насколько велики объемы интернет-торговли в B2B? В чем специфика данного сегмента?

 

Объем трансакций невозможно оценить именно потому, что они происходят в офлайне. По разным оценкам, В2В составляет порядка 40% экономики страны, 60% приходится на В2С. Как видим, потенциал огромный. Рынок занимает всего пару процентов возможного объема. E-commerce в В2В только начинает развиваться, и перспектив много.

 

Кроме сделок в офлайне специфика В2В-сегмента состоит в персонализированном подходе к каждому заказчику, разработке для него индивидуального коммерческого предложения, а очень часто и продукции. Стоимость привлечения каждого нового заказчика может исчисляться сотней долларов, а построение долгосрочных отношений с ним порой важнее первой сделки. Тут не может быть тысячи клиентов в отличие от В2С, который использует стандартизированные подходы к работе с клиентами.

 

По вашему мнению, что будет способствовать развитию IT-индустрии в Казахстане?

 

Главный фактор, который способствует развитию IT-индустрии, — доступность интернета и покрытие интернетом страны. Если кроме взрослого активного населения школьники и пенсионеры будут иметь доступ к интернету, это и будет «драйвить» всю индустрию.

 

Сейчас в мире главный тренд развития — мобильный интернет. Тем же школьникам уже не нужно будет ходить в школу, чтобы получить доступ в онлайн. Им вполне достаточно иметь смартфон, который стоит гораздо дешевле стационарного компьютера. Именно развитие мобильного интернета и распространение смартфонов, особенно среди молодого населения, будут развивать IT-индустрию.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №28 (550) от 21 августа 2015

PDF, 2.17 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме