• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 19 февраля 2014

Век живи – век учись

 

 Все чаще в Казахстане поднимают  тему создания корпоративных университетов, что продиктовано  необходимостью повышения  компетенций существующих кадров. Молодые специалисты, которых поставляют отечественные вузы на рынок труда, обладают  отчасти устаревшими теоретическими знаниями. Вот и получается, что бизнес вынужден самостоятельно заниматься обучением своих сотрудников. «&» решил выяснить, как развивается  корпоративное обучение в нашей стране.

 

Шолпан Ержигитова, директор Корпоративного университета «Самрук-Казына»:

 

- Мы как корпоративный университет постоянно обновляем саму систему переподготовки кадров. Ведь курсы, прежде всего, должны ориентироваться на повышение квалификации, а не на переподготовку.

 

 Кроме того, в целях  эффективного обучения необходимо сначала понять, какими именно компетенциями должен обладать специалист,  и только потом  разрабатывать систему тестирования и кейсы. Но тесты не должны выявлять, какими знаниями обладает сотрудник, а какими - нет. Они нужны, для того чтобы показать, насколько он компетентен и соответствует своей профессии.

 

 Следующий важный вопрос касается перестройки системы подготовки. Мы уже приступили к разработке образовательных стандартов на основе профессиональных стандартов. Только лишь это позволит сделать наших специалистов настоящими  профессионалами.

 

 Само понятие «корпоративный университет» вышло из крупных зарубежных компаний и холдингов. Казахстанский корпоративный университет - это, прежде всего, то место, куда приходят и знакомятся специалисты из разных компаний. То есть, по сути, это некое профессиональное сообщество, где они обучаются и решают профессиональные проблемы. Энтузиазм самих обучающихся в корпоративных университетах бывает разным. Сегодня во многом он зависит от разъяснительной работы. Любой специалист хочет стать профессионалом своего дела. Соответственно, мы как корпоративный университет должны показать, как им стать.

 

Советник председателя правления Bank RBK, председатель HR-клуба Университета КИМЭП:

 

- Тенденция такова, что роль корпоративных университетов в Казахстане будет развиваться и дальше, потому что качество высшего образования ухудшается не только у нас, но и во всем мире. Об этом говорили и на Всемирном экономическом форуме «Давос-2014». Проблема заключается в том, что современное высшее образование оторвано от бизнеса.

 

 Большая часть молодежи на Западе хочет открыть свое дело, а у нас, наоборот,  молодые люди хотят работать в государственных органах, крупных компаниях и корпорациях. При таком раскладе, конечно,  корпоративные университеты национальных компаний, банков, крупных компаний будут оставаться актуальными.  

 

 Для того чтобы успешно обучать и развивать молодых сотрудников в корпоративных университетах, нужно сначала определиться с профессиональными стандартами и от них уже двигаться к образовательным. Но не стоит забывать, что у нас по сравнению с Западом бизнес не системный, а интуитивный. Это усложняет процесс со стандартами. Если там эти стандарты работают на целую отрасль, то у нас в одном банке - одни стандарты, в другом банке - зачастую  иные. 

 

 Управленческие традиции в бизнесе только складываются в Казахстане, и поэтому им надо всячески способствовать. Призываю опытных бизнесменов, банкиров, управленцев активно подключаться к работе по обучению молодого поколения и делиться своими знаниями. В Bank RBK эту работу мы уже проводим.

 

 Сейчас бюджеты на обучение, особенно на внешнее, сократились в разы. Первая причина связана с кризисом, вторая - с тем, что внешнее обучение перестало удовлетворять потребностям самих компаний. Поскольку рынок аутсорсинга в Казахстане невелик, для крупных компаний лучше и выгодней развивать свои внутренние учебные центры. К тому же тренеры внутренних учебных центров знают потребности компании и ее коллектив лучше, чем внешние тренеры. Например, часто к обучению привлекаются топ-менеджеры, лучшие специалисты, наставники, менторы, то есть те, кто знает суть дела на практике. 

 

 Я думаю, вузы сегодня мало внимания уделяют бизнесу. Они как будто  живут  в параллельном мире, в большинстве случаев разрабатывая свои учебные программы без участия бизнеса. Я не знаю, может быть, их интересует только мнение Министерства образования, но мнение бизнеса они и не спрашивают. Поэтому выпускникам после окончания вузов не хватает практических знаний и навыков. Даже тем талантливым молодым людям, которые начинают быстро учиться и расти в компании, порой не хватает базовых теоретических знаний менеджмента,  психологии и пр.  

 

 Еще есть вопрос практики, стажировки и волонтерства студентов и выпускников в компаниях, банках и нацкомпаниях. Это очень важная ступенька в воспитании хороших кадров, которая многими в Казахстане игнорируется. Я говорю это, исходя из своего 20-летнего опыта в этом направлении, когда я ездил по вузам, отбирал персонал для банка.

 

 Корпоративное обучение сейчас больше уходит из аудиторий и классов на рабочие места. Недавно в Америке проводилось исследование, по результатам которого оказалось, что 70% знаний новый сотрудник получает на рабочем месте, 20% - от своего начальника, 10% - от системы внутреннего обучения. Вот какова эффективность обучения на рабочем месте.

 

 Сейчас требования к рабочему месту уже другие. Например, серьезные компании  начали оборудовать рабочие места иначе,  ориентируя их для обучения сотрудников.  И это очень хорошо. Например, в 90-е годы я был на стажировке в американских банках.  У их студентов и стажеров еще тогда были такие возможности, а у нас и сейчас во многих компаниях зачастую  у некоторых сотрудников нет рабочего места.

 

 Сколько стоит корпоративное образование в Казахстане, сказать очень трудно, так как наша кадровая статистика носит закрытый характер, тогда как на Западе такие цифры не стараются скрывать, компании, напротив, ими гордятся. Я считаю, что если будет открытость, мы будем знать, где находимся и куда нам двигаться. Считается, что перегибать с корпоративным обучением тоже нельзя. Оно не должно превышать 10% от всех операционных расходов, чтобы не получилось так, что компания готовит людей для конкурентов. Поэтому данный процент варьируется от 3 до 7%.

 

Ержан Билялов, сертифицированный международный коуч: 

 

- Корпоративные университеты, безусловно, очень полезны. Их создание было продиктовано тем, что  академическое образование немножко отстает от отраслей и потребностей рынка. К тому же внутри крупных корпораций, как правило, есть очень сложные внутренние процедуры, которые нужно освоить сотрудникам, и это послужило одной из первопричин создания корпоративных университетов. 

 

 Говоря о разрыве между академическим учреждением и отраслями, особенно производственными, стоит отметить, что корпоративные университеты сегодня пытаются этот разрыв сократить. При этом важно, чтобы вузы  тоже задумались, в чем причина этого разрыва.

 

 К тому же чаще в академических учреждениях, да и в корпоративных университетах большое значение придается методологии.  И это хорошо, но дело в том, что ее надо уметь реализовывать. Только в этом случае не будет никаких разрывов и препятствий. Для того чтобы получить нужный  результат, а корпоративным университетам - огромный рынок, все должно решаться интегрально.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №05 (482) от 14 февраля 2014

PDF, 3.82 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме